Решение по делу № 2а-3555/2021 от 18.08.2021

2а-3555/2021

УИД 04RS0007-01-2021-006444-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2021 г.                                                                          г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Алтаева Т.Н., при секретаре Удаевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании действий по содержанию в ненадлежащих условиях,

    У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с указанным иском, мотивировав тем, что с 10.06.2021 по настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-6. С момента поступления в учреждение и до настоящего времени в камере его проживания отсутствует горячее водоснабжение, что является ненадлежащими условиями его содержания. За весь период содержания в ИК-6 при отсутствии горячего водоснабжения он лишен возможности осуществлять санитарно-гигиенические процедуры, стирать одежду, производить уборку в камере, т.к. все эти процедуры он осуществляет в холодной воде. Поскольку длительное время он лишен горячего водоснабжения, тем самым лишен возможным человеческим образом осуществлять санитарные и гигиенические процедуры, что не может быть сопоставлено с человеческим достоинством и надлежащими условиями содержания.

Просит суд признать действия (бездействие) административного ответчика за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отсутствием горячего водоснабжения в камере за весь период его пребывания ИК-6 незаконными, взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 руб.

Определениями суда от 23.08.2021, 02.09.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Хабаровскому Краю, ФСИН России.

В судебном заседании истец ФИО3, участвовавший в судебном заседании посредством систем видео-конференц-связи, на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому Краю, УФСИН России Рунова Е.В., участвовавшая в судебном заседании посредством систем видео-конференц-связи, с иском не согласилась в полном объеме в удовлетворении требований административного иска просила отказать. Суду пояснила, что горячее водоснабжение в п.Эльбан Амурского района Хабаровского края отсутствует, в учреждении имеются нагревательные котлы, осужденные два раза в неделю моются в душевой, в камерах имеется холодная вода, которые осужденные могут нагревать при помощи кипятильников. Действия учреждения соответствуют требованиям закона, оснований для взыскания компенсации за нарушений условий содержания не имеется, заявленная истцом сумма компенсации не отвечает требованиям разумности и справедливости.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемы прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц,

В пункте 14 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Из подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что одной из основных задач ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно пп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.

Статьей 13 указанного Закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

Статьей 10 УИК РФ установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с теми ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания наказания.

В силу ч. 11 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст. 99 УИК РФ. В соответствии п. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В соответствии с п. 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 г. № 130-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, (введен в действие с 21.04.2018), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Согласно п. 19.2.5 Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Судом установлено, что осужденный приговором Верховного Суда Республики Бурятия от 26.09.2012 ФИО3 с 10.06.2021 по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому Краю расположено в п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края, введено в эксплуатацию 27 декабря 2012 года как «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4».

Рабочая документация данного объекта утверждена в 1994 году в соответствии с Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России.

В соответствии с указанной документацией в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому Краю предусмотрен только водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме.

Как следует из пояснений представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому Краю в непосредственном месте содержания осужденных – в камерах горячее водоснабжение отсутствует.

Для обеспечения колонии горячей водой в летний период построена газовая котельная, однако с 2012 года до настоящего времени она находится в нерабочем состоянии.

Согласно представленному отзыву ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому Краю на данный момент горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа, в пос. Эльбан отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Кроме того, осужденным в камерах разрешается пользоваться кипятильниками, которые приобретаются самими осужденными.

Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 554, введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Соблюдение требований санитарии и гигиены является обязанностью не только для осужденных, но и для работников системы исполнения наказаний России.

Требования соблюдения санитарно-гигиенических норм, определяющих критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания человека, призваны устранить угрозу жизни и здоровью людей, а также возникновения и распространения заболеваний.

Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу п. 15 "Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными" (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

Отсутствие горячего водоснабжения в камере административного истца ФИО3, связанно с нерабочим состоянием газовой котельной, которая должна обеспечивать горячее водоснабжение ФКУ ИК-6. При наличии технической возможности подачи горячей воды в камеры, административными ответчиками допустимые и разумно возможные способы обеспечения горячей водой заключенного (в том числе нагрев в целях гигиены воды для передачи в камеру, покидать которую не предусмотрено режимом содержания) за исключением двух раз в неделю в целях мытья, не применяются, что с позиции вышеприведенных норм международного и национального права в комплексном их анализе не может считаться основанием для вывода о надлежащем и достаточном обеспечении возможности личной гигиены заключенного.

В связи с данными обстоятельствами судом установлено незаконное бездействие административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому Краю по обеспечению горячим водоснабжением административного истца в объемах, достаточных для соблюдения личной гигиены ежедневно, из чего следует его обязанность устранить выявленное нарушение, а также напрямую следует основание для взыскания в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Поскольку возведенная газовая котельная не работает, меры к введению ее в действие не предпринимаются в течение длительного времени, альтернативные способы обеспечения горячей водой немногочисленны и не восполняют в достаточной мере имеющиеся нарушения, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований вопреки доводам представителя административного ответчика.

Кроме того, позиция ответчиков опровергается вступившим в законную силу решением Амурского городского суда Хабаровского края от 14.01.2021 по административному иску И.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о понуждении к совершению действий.

Указанным решением суда на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушение требований ст. 99, ч.3 ст. 101 УИК РФ, ст.ст. 1, 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечив горячим водоснабжением жилые камеры ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, предназначенные для размещения осужденных к пожизненному лишению свободы.

Вступившее в законную силу вышеуказанное решение суда имеет преюдициальное значение для суда, рассматривающего административное дело об обеспечении осужденного горячим водоснабжением. Установленные таким судебным решением обстоятельства не нуждаются в доказывании (ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - КАС Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что в период с 10.06.2021 по настоящее время в камере ФКУ ИК-6, где содержится осужденный ФИО3, отсутствовало и отсутствует горячее водоснабжение, что в связи с вышеизложенными обстоятельствами является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении.

При определении размера компенсации на 17.09.2021, суд исходит из принципов разумности и справедливости. Учитывая, что административным ответчиком принимались меры к обеспечению горячего водоснабжения корпуса, в котором содержится административный истец, в учреждении обеспечено альтернативное горячее водоснабжение электрическими нагревателями в отдельных помещениях (душевых), которым пользуется административный истец два раза в неделю в целях соблюдения личной гигиены, принимая во внимание характер допущенного нарушения, период, в который административный истец не был обеспечен горячим водоснабжением в непосредственном месте его содержания (в камере), с 10.06.2021 по день вынесения настоящего решения – 17.09.2021, суд считает справедливой и достаточной компенсацию в размере 3 000 руб.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно п. 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации.

В данной части решение в силу ч. 9 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительной колонии №6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении ФИО3 горячим водоснабжением в непосредственном месте содержания осужденного.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний в пользу ФИО3 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 10.06.2021 по 17.09.2021 в размере 3 000 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО3 отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Т.Н. Алтаева

Решение в окончательной форме изготовлено 01.10.2021

2а-3555/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Суворов Владимир Андреевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
УФСИН России по Хабаровскому краю
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Алтаева Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
18.08.2021Регистрация административного искового заявления
19.08.2021Передача материалов судье
24.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2021Подготовка дела (собеседование)
02.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2021Дело оформлено
28.10.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.10.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.10.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
03.02.2022Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее