РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2020 г. п. Одоев Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Романовой И.А.,
при секретаре Архиповой Е.И.,
с участием административного истца Сычёва В.Б.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области по доверенности Нармания Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-648/2020 по административному исковому заявлению Сычёва Владимира Борисовича к Управлению Росреестра по Тульской области о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости,
установил:
административный истец Сычёв В.Б. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Тульской области с требованиями о признании приятого административным ответчиком решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости, указывая, что 26.10.2020 им в отделении МФЦ получены уведомления об отказе в государственной регистрации права и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении построенного им объекта недвижимости – гаража <адрес>. С принятыми решениями он не согласен, поскольку 18.06.2020 он обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права и постановке на государственный кадастровый учет возведенного объекта недвижимости – гаража <адрес>, при этом к заявлению им приложены документы, истребованные сотрудником МФЦ: технический план, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, квитанция об оплате госпошлины. 07.07.2020 административным ответчиком в лице государственного регистратора Управления Росреестра по Тульской области принято решение о приостановлении государственной регистрации права и государственного кадастрового учета по заявлениям административного истца, при этом возведенное строение отнесено к категории самовольных построек, с чем административный истец не согласен, поскольку разрешение получено им на основании постановления администрации п. Одоев Одоевского района от 16.08.1994 №97 «О выделении земельных участков для строительства гаражей и сараев», о чем свидетельствует архивная выписка от 05.06.2020 №67, которая при личном обращении государственным регистратором не принята в связи с отсутствием в постановлении площади земельного участка. Однако в соответствии с разрешением на выполнение строительно – монтажных работ от 07.10.1994 им произведена оплата оформления документов на отвод земли под строительство гаража в размере 14 663 руб. Каких-либо документов администрацией п. Одоев, свидетельствующих об отводе земельного участка под строительство гаража в период с октября 1994 по настоящее время административному истцу не передавалось. 20.07.2020 он обратился с заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственной регистрации права и постановки на государственный кадастровый учет в апелляционную комиссию по обжалованию принятых решений, однако в рассмотрении обращения ему отказано по причине отсутствия в документах СНИЛС кадастрового инженера, изготовившего технический план. 27.08.2020 административный истец повторно обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений. 04.09.2020 ему отказано в связи с тем, что повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа регистрации прав не допускается, рекомендовано предоставить в качестве дополнительного документа к основному делу архивную выписку о выделении земельного участка. 11.09.2020 административный истец вновь обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о принятии дополнительных документов. 07.10.2020 административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права и в осуществлении государственного кадастрового учета. Между тем административный истец полагает, что построенный им гараж возведен в соответствии с действующим законодательством, на основании документов, выданных администрацией, и самовольной постройкой не является. Считает решения административного ответчика от 07.10.2020 противоречащими п.1 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ и затрагивающими права административного истца, а именно право распорядиться объектом недвижимости.
На основании изложенного просит суд: признать незаконными решения административного ответчика от 07.10.2020 об отказе в государственной регистрации права и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязав административного ответчика осуществить государственную регистрацию права и государственный кадастровый учет по ранее поданным заявлениям в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца государственную пошлину в размере 2000 руб., оплаченную при обращении с заявлениями о государственной регистрации права и постановке на кадастровый учет; взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в суд в размере 300 руб.
Административный истец Сычёв В.Б. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области по доверенности Нармания Н.Д. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, полагая их не подлежащими удовлетворению, поскольку по сведениям ЕГРН информация о зарегистрированных правах Сычёва В.Б. на объект недвижимого имущества (земельный участок), на котором расположен гараж, отсутствует. Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности административным истцом представлен технический план от 08.06.2020, подготовленный на основании декларации об объекте недвижимости от 14.05.2020. Таким образом, его требования фактически направлены на признание права собственности на спорный объект недвижимого имущества, таким образом, полагала, что им избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку он не лишен возможности обратиться в суд в порядке искового производства.
Определением суда от 25.11.2020 в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Тульской области.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Тульской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ и с учетом нений участников процесса, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы административного дела, руководствуясь положениями ст. 62 КАС РФ об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со ст. 14 КАС РФ, а также требованиями ст. 178 КАС РФ об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд по существу спора приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, в предмет доказывания по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) государственных органов и (или) их должностных лиц входит, в том числе, установление судом соответствие закону таких решений, действий (бездействия).
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в соответствии с ГК РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ст. ст. 14, 15, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акта (свидетельства) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на указанный земельный участок.
Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ч.3).
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.10.1994 инспекцией государственного архитектурно – строительного надзора РФ Сычёву В.Б. выдано разрешение на выполнение строительно – монтажных работ №19 по строительству кирпичного гаража размером 4,0 х 5,5 (по внешней стороне) в <адрес>
В соответствии с архивной выпиской, выданной сектором муниципального архива администрации МО Одоевский район 05.06.2020 № 67, в документах архивного фонда администрации п. Одоев Одоевского района Тульской области значится постановление №97 от 16.08.1994 «О выделении земельных участков для строительства сараев и гаражей», в том числе Сычёву В.Б.
08.06.2020 кадастровым инженером «Объединения профессионалов кадастровой деятельности» ФИО5 подготовлен технический план в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием нежилого здания - гаража, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного в кадастровом квартале №, 1995 года постройки, площадью 19,3 кв.м.
18.06.2020 Сычёвым В.Б. посредством отделения МФЦ подано заявление в Управление Росреестра по Тульской области о государственной регистрации права на недвижимое имущество с приложением документов: разрешения на выполнение строительно – монтажных работ №19 от 07.10.1994, выданного отделом архитектуры и градостроительства; технического плана здания, оптического компакт-диска; заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества; заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 18.06.2020; квитанции об оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
07.07.2020 Управлением Росреестра по Тульской области приняты решения о приостановлении государственной регистрации, а также постановки на кадастровый учет.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Тульской области от 20.08.2020 в принятии к рассмотрению заявления Сычева В.Б. отказано, поскольку им не указан страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования РФ, изготовившего технический план.
Из ответа за подписью заместителя руководителя Управления Росреестра по Тульской области ФИО6 от 04.09.2020 следует, что в представленном пакете документов на осуществление учетно – регистрационных действий отсутствовал правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором создано здание. Принятие решения о возможности осуществления государственной регистрации права и государственного кадастрового учета на основании обращений граждан, действующим законодательством не предусмотрено, поскольку такое решение принимается только государственным регистратором прав в рамках проведения правовой экспертизы представленных документов. Разъяснено право представить архивную выписку в качестве дополнительного документа к основному делу, при этом разъяснено, что государственным регистратором проводится повторная правовая экспертиза и принимается соответствующее решение.
11.09.2020 Сычевым представлены дополнительные документы: архивная выписка от 05.08.2020 №67.
07.10.2020 Управлением Росреестра по Тульской области Сычёву В.Б. отказано в государственной регистрации права, а также в осуществлении государственного кадастрового учета, в связи с тем, что заявителем не представлена копия решения суда о признании права на самовольную постройку, а также не представлен иной документ, являющийся основанием для осуществления государственной регистрации прав, то есть документ, подтверждающий наличие, возникновение права заявителя на данный объект.
На основании п.6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании п.10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В связи с вышеизложенным, государственная регистрация права собственности и осуществление государственного кадастрового учета 07.07.2020 приостановлены по решению государственного регистратора, при этом о причинах, препятствующих проведению государственной регистрации, заявителю сообщено уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 07.07.2020 с указанием оснований приостановления государственной регистрации и осуществления государственного кадастрового учета, с разъяснением необходимости предоставления документов, необходимых для ее проведения.
Правоустанавливающие документы являются основанием для проведения государственной регистрации прав (договоров) на недвижимость. Их перечень, в том числе и для земельных участков, приведен в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а для отдельных видов прав и объектов недвижимости - в гл. 6 названного Закона.
Так, Сычёвым В.Б. не представлены предусмотренные законом документы: разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в связи с чем, оснований для проведения государственной регистрации и осуществления государственного кадастрового учета возведенного им здания – гаража, не имелось.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом отказ государственного регистратора в регистрации права и осуществлении государственного кадастрового учета соответствует положениям действующего законодательства.
Судом достоверно установлено, что Сычёвым В.Б. при обращении в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права и осуществлении государственного кадастрового учета, не представлены необходимые документы, в связи с чем имелись законные основания для такого отказа.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ государственного регистратора прав и законных интересов Сычёва В.Б. не нарушает, следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, снований для взыскания с административного ответчика в пользу Сычёва В.Б. судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. не имеется.
Государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, в случае отказа в государственной регистрации, на основании абз.1 п.4 ст. 333.40 НК РФ, возврату не подлежит, таким образом, оснований для взыскания с административного ответчика в пользу Сычёва В.Б. государственной пошлины в сумме 2000 руб., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных требований Сычева Владимира Борисовича к Управлению Росреестра по Тульской области о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 07.12.2020