Дело № 2-1189/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Кемерово
в составе председательствующего судьи Гапанцовой А.А.,
при секретаре Кураленко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
06 апреля 2017 года
гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области об обязании совершить действия.
Свои требования мотивировал тем, что Кемеровской природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка исполнения требований водного законодательства, при осуществлении переданных департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - Департамент) Российской Федерацией полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Кемеровского городского округа за период 2015-2016 годов.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Собственник водного объекта Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Для оценки исполнения требований водного законодательства по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Кемеровского городского округа в Департамент природоохранной прокуратурой направлено требование о предоставлении сведений по установлению границ водоохранной зоны р. Томь на территории муниципального образования «Кемеровский городской округ».
В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2014 №411 (далее - Положение) Департамент является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.
Согласно п.4.3.2 Положения в области использования и охраны водных объектов одной из функций Департамента является участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №17 (далее - Правила), установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 №425 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 10 Методических рекомендаций определен примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей, включающий в себя: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
При этом, как следует из п. 13 Методических рекомендаций, для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а, согласно п. 14 Методических рекомендаций - при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр п.2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Аналогичные требования закреплены в п.4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Согласно п.п. 5, 6 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 №253.
Органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Таким образом, департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области обязан принять меры к установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь в границах муниципального образования «Кемеровский городской округ» как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
Однако в нарушение вышеуказанных норм закона границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь на территории Кемеровского городского округа не установлены, что подтверждается информацией департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от **.**.**** ###-вх.
Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Кроме того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное нахождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства.
На основании изложенного просят суд обязать департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок до **.**.**** принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Кемеровского городского округа, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Кемеровского городского округа, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
Представитель истца помощник прокурора Мельникова А.В. на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Соколов В.В. исковые требования признал.
Представителем третьего лица Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Козионова Е.В. полагает исковые требования обоснованными подлежащими удовлетворению.
Представителем третьего лица Минприроды России в материалы дела представлен отзыв на исковые требования, полагают их подлежащими удовлетворению.
Третьи лица - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Кемеровской области – в суд не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Представителем третьего лица Федеральное агентство водных ресурсов направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами. Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон, касается сферы экологических отношений.
Исходя из требований ст.22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических правоотношений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Судом установлено, что Кемеровской природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка исполнения требований водного законодательства, при осуществлении переданных департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - Департамент) Российской Федерацией полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Кемеровского городского округа за период 2015-2016 годов.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Собственник водного объекта Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Для оценки исполнения требований водного законодательства по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Кемеровского городского округа в Департамент природоохранной прокуратурой направлено требование о предоставлении сведений по установлению границ водоохранной зоны р. Томь на территории муниципального образования «Кемеровский городской округ».
В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от **.**.**** ### (далее - Положение) Департамент является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.
Согласно п.4.3.2 Положения в области использования и охраны водных объектов одной из функций Департамента является участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №17 (далее - Правила), установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 №425 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 10 Методических рекомендаций определен примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей, включающий в себя: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
При этом, как следует из п. 13 Методических рекомендаций, для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а, согласно п. 14 Методических рекомендаций - при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр п.2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Аналогичные требования закреплены в п.4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Согласно п.п. 5, 6 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 №253.
Органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Таким образом, департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области обязан принять меры к установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь в границах муниципального образования «Кемеровский городской округ» как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
Однако в нарушение вышеуказанных норм закона границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Томь на территории Кемеровского городского округа не установлены, что подтверждается информацией департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от **.**.**** ###-вх.
Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Кроме того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное нахождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства.
Исследовав представленные доказательства, суд считает обоснованным требование о необходимости обязать департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок до **.**.**** принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Кемеровского городского округа, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Томь, расположенной на территории Кемеровского городского округа, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ **.**.**** ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.04.2017░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░