Решение по делу № 33-2617/2024 от 17.07.2024

Судья Данилова А.М.

УИД 14RS0010-01-2024-000217-54

Дело №2-157/2024                                              №33-2617/2024

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                 11 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе

председательствующего судьи Головановой Л.И.

судей Петуховой О.Е., Холмогорова И.К.

при секретаре Алексеевой М.Г.

рассмотрела в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи с Вилюйским районным судом Республики Саха (Якутия) гражданское дело по иску прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах Ноговицыной С.В., Елисеевой С.Е., Семеновой М.А., Николаевой А.Н., Буслаевой Н.Г., Лавровой О.А. к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» о признании права на специальную социальную выплату медицинским работникам,

по апелляционной жалобе истцов, апелляционному представлению прокурора на решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2024 года.

Заслушав доклад судьи Головановой Л.И., объяснения прокурора Малышева А.А., истцов Елисеевой С.Е., Николаевой А.Н., Ноговицыной С.В., представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Борисовой Г.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Вилюйского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Ноговицыной С.В., Елисеевой С.Е., Семеновой М.А., Николаевой А.Н., Буслаевой Н.Г., Лавровой О.А. к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» (далее – Вилюйская ЦРБ) о защите трудовых прав.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истцы занимают должности медицинского статистика, фельдшера, медицинской сестры стерилизационной, старшей медицинской сестры и помощника врача-эпидемиолога в Вилюйской ЦРБ, которая входит в государственную систему здравоохранения Республики Саха (Якутия) и участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Согласно Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02 мая 2023 года №205н, занимаемые истцами должности относятся к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал). Истцы имеют право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования». Однако работодателем выплаты истцам не производятся, в ответе на представление прокурора указано, что истцы не относятся к категориям работников, имеющих право на получение дополнительной социальной выплаты, поскольку первичную медицинскую помощь не оказывают. Полагая, что ответчиком нарушены трудовые права истцов, прокурор просил суд: признать за работниками право на специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»; возложить на ответчика обязанность включить истцов в реестр медицинских работников, имеющих право на получение такой выплаты, со дня возникновения права на ее назначение, то есть с 01 января 2023 года.

Решением Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2024 года в удовлетворении иска отказано.

С таким решением суда не согласились истцы, подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить обжалуемое решение, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы указывают, что имеют медицинское образование, осуществляют трудовую деятельность в учреждении, оказывающем медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, следовательно, относятся к категории медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, имеют право на специальную социальную выплату без дополнительных условий.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика, действующий по доверенности Самусев П.П., полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить без изменения.

Также с решением суда не согласился прокурор Вилюйского района Масин А.Н., подал апелляционное представление, в котором просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Полагает ошибочными выводы суда о том, что трудовая деятельность истцов не связана с оказанием первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в рамках базовой или территориальной программы обязательного медицинского страхования. Обращает внимание на то, что из подпункта «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» следует, что с 01 января 2023 года специальная социальная выплата установлена медицинским работникам (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц. Каких-либо дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты не предусмотрено, не содержится таких условий и в Разъяснениях Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568, утвержденных приказом Минздрава России от 10 марта 2023 года №99н и в письме заместителя министра здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2023 года №И-01-26/1426. Вилюйская ЦРБ входит в государственную систему здравоохранения Республики Саха (Якутия) и участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Истцы занимают должности, которые относятся к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал), а потому имеют право на специальную социальную выплату с 01 января 2023 года по 20 марта 2024 года.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор Малышев А.А., истцы Елисеева С.Е., Николаева А.Н., Ноговицына С.В. поддержали доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления по изложенным в них основаниям.

Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Борисова Г.А. полагала решение суда законным, обоснованным не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном статьями 14 и 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru, раздел «Судебное делопроизводство»).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.

Согласно абзацу 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования с 01 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата, а также утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции до 20 марта 2024 года) были определены категории медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, которым с 01 января 2023 года установлена специальная социальная выплата, в том числе, среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года №1156-р (подпункт «д»).

В дальнейшем Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 августа 2023 года № 1336 от 20 марта 2024 года № 343 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», где пункт 2 изложен в новой редакции, с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата определенным категориям медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и распложенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области Херсонской области.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года №99н даны разъяснения по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» согласно которым с 01 января 2023 года специальная социальная выплата осуществляется определенным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе, врачи центральных районных, районных и участковых больниц (подпункт «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»).

При осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе, учитывается, что эта выплата производится медицинским работникам: указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций); указанным в подпунктах «б» и «е» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»).

Территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в своем отзыве указал, что в соответствии с пунктами 4 и 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации, периода, за который осуществляется специальная социальная выплата, а также сведений по каждому работнику. Поскольку реестры медицинским учреждением в предусмотренные сроки не представлены, специальные социальные выплаты указанным работникам не назначались и не выплачивались.

Из отзыва Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) следует, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01 января 2023 года установлены специальные социальные выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

Согласно пункту 5.2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2023 года №651, за счет средств государственного бюджета республики осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.

В отзыве также указано, что в подпункт «д» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» внесены изменения, в соответствии с которыми пункт приведен в следующей редакции: средний медицинский персонал (до изменений – специалисты со средним медицинским образованием) центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года №1156-р. Пункт изменен с 21 марта 2024 года, вступил в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 марта 2024 года.

В силу подпунктов 7 и 8 Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.

В случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы состоят в трудовых отношениях с Вилюйской ЦРБ.

Вилюйская ЦРБ является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения Республики Саха (Якутия) и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Ноговицына С.В. на основании трудового договора № ... от 26 июля 2022 года осуществляет трудовую деятельность в должности ********, имеет диплом о ******** образовании по специальности «********», квалификация «********».

Елисеева С.Е. на основании трудового договора № ... от 11 ноября 2022 года работает ********, имеет диплом о ******** образовании по специальности «********» квалификация «********», прошла курсы повышения квалификации по программе «********».

Семенова М.А. на основании трудового договора № ... от 28 октября 2022 года работает ********, имеет диплом о ******** образовании по специальности «********», квалификация ********, прошла курсы повышения квалификации по программе «********».

Николаева А.Н. на основании трудового договора № ... от 04 июня 2014 года работает ********, имеет диплом о ******** образовании по специальности «********», квалификация ********, допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «********», прошла курсы повышения квалификации по программе «********».

Буслаева Н.Г. на основании трудового договора № ... от 01 января 2012 года работает ********, имеет диплом о ******** образовании по специальности «********», квалификация «********», допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «********».

Лаврова О.А. на основании трудового договора № ... от 28 июня 2013 года работает ********, имеет диплом о ******** образовании по специальности «********», квалификация «********», прошла курсы повышения квалификации по программе «********».

Согласно Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02 мая 2023 года №205н, занимаемые истцами должности ******** относятся к должностям специалистов со ******** медицинским образованием (******** медицинский персонал).

Истцам специальная социальная выплата, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», не назначена и не выплачивается.

22 февраля 2024 года в адрес главного врача Вилюйской ЦРБ прокурором внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства за невыплату специальной социальной выплаты истцам.

Из ответа главного врача Вилюйской ЦРБ Г. от 12 марта 2024 года на представление прокурора следует, что получателями выплаты являются 363 медицинских персонала, из среднего медицинского персонала выплаты получают 232 работника. Работники в должности фармацевта, медицинского статистика, фельдшера организационно-методического отдела, медицинского стерилизатора поликлиники, старших медицинских сестер поликлиники, помощника врача-эпидемиолога не получают специальную выплату, так как не относятся к категориям работников, перечисленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», поскольку они не оказывают первичную медицинскую помощь и не относятся к категории 0901 «Стационарная медицинская помощь».

Как следует из письма Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) №И-01-24/1040 от 27 марта 2023 года выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» не предусмотрены стерилизационным медицинским сестрам, старшим медицинским сестрам, медицинским статистам, помощникам врача-эпидемиолога. Данные категории работников могут претендовать на выплаты, если относятся к подразделу 0901 «Стационарная медицинская помощь».

Из письма главного врача Г. от 30 мая 2024 года следует, что по роду своей деятельности Ноговицына С.В., Елисеева С.Е., Семенова М.А., Лаврова О.А., Николаева А.Н., Буслаева Н.Г. не оказывают медицинскую помощь, в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что также указано в их должностной инструкции.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что специальная социальная выплата отдельной категории медицинских работников предусмотрена при условии выполнения работником трудовой функции, связанной с оказанием первичной медико-санитарной помощи пациентам в амбулаторных условиях и в условиях стационара в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Поскольку таких доказательств в материалы дела не представлено, суд не усмотрел оснований для удовлетворения иска.

Проверяя законность решения суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям части 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.

В силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь (части 5 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (части 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Денежные средства, поступающие в медицинскую организацию из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности средства ОМС, субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания, являются средствами целевого финансирования (статья 4, статья 35 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации», статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и предназначены, в первую очередь, для реализации программы обязательного медицинского страхования.

Направления расходования средств ОМС определяются структурой тарифа на оплату медицинской помощи, которая устанавливается в соответствии с базовой или территриальной программой ОМС субъекта Российской Федерации и в части базовой программы ОМС включает в себя, в том числе расходы на заработную плату.

Как следует из положений статьи 35 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (пункт 2 статьи 35 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Отдельно в базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются нормативы объемов предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (специализированной, в том числе высокотехнологичной, в стационарных условиях и условиях дневного стационара), в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления указанной медицинской помощи, а также перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), при которых указанными медицинскими организациями оказывается медицинская помощь (пункт 3.1).

Объемы предоставления медицинской помощи, указанной в части 3.1 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» распределяются и перераспределяются между медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования.

Порядок распределения и перераспределения указанных объемов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3.2 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях: инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; новообразования; болезни эндокринной системы; расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы; болезни крови, кроветворных органов; отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни мочеполовой системы; болезни кожи и подкожной клетчатки; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; врожденные аномалии (пороки развития); деформации и хромосомные нарушения; беременность, роды, послеродовой период и аборты; отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период (пункт 6 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, включая расходы на техническое обслуживание и ремонт основных средств, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до четырехсот тысяч рублей за единицу (пункт 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Таким образом, реализация медицинской организацией обязательства по целевому расходованию бюджетных средств ОМС осуществляется по видам медицинской помощи и по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.

Согласно положениям статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 1).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (пункт 2 статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 3 статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в случаях, указанных в части 3 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации», осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, территориальная программа обязательного медицинского страхования должна предусматривать перечень направлений использования средств обязательного медицинского страхования (пункт 5 статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи (пункт 6 статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования при условии выполнения требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 7 статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При установлении территориальной программой обязательного медицинского страхования перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования территориальная программа обязательного медицинского страхования должна включать в себя также значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, значение норматива финансового обеспечения в расчете на одно застрахованное лицо, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, условия оказания медицинской помощи в таких медицинских организациях (пункт 8 статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда (пункт 11 статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается: в соответствии с положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемым и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными судам в абзаце 2 пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в целях полного, всестороннего и объективного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, истребовала в Территориальном Фонде обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) информацию об источниках финансового обеспечения медицинских организаций, в том числе Вилюйская ЦРБ, в рамках оказания медицинских услуг.

Как следует из ответа Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ежегодно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации с целью реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются соответствующие территориальные программы, в них устанавливаются дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Источниками финансирования государственных бюджетных (автономных) учреждений Республики Саха (Якутия), подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), являются: средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в части оплаты медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования; средства обязательного медицинского страхования в части оплаты медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), в том числе базовой программы обязательного медицинского страхования; средства от приносящей доход деятельности медицинской организации от оказания платных услуг.

Как следует из Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2022 года №845, в рамках территориальной программы ОМС гражданам (застрахованным лицам) оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 3 Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.

Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2023 года №651.

Согласно Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2023 года №651 «Об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Вилюйская ЦРБ является медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В рамках программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь (пункт 2.1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2023 года №651 «Об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»).

При этом содержание пункта 2.2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2023 года №651 «Об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» аналогично по содержанию статье 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 4.1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2023 года №651 «Об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Саха (Якутия) на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам: оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, а также консультирование медицинским психологом по направлению лечащего врача по вопросам, связанным с имеющимся заболеванием и/или состоянием, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи; осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение, профилактические медицинские осмотры граждан, мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, а при невозможности такого осуществления – вне медицинской организации на дому или силами выездных медицинских бригад, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сверх базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается паллиативная медицинская помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях.

В Республике Саха (Якутия) тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формируются в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи и в части расходов на заработную плату включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты: врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам, медицинским сестрам, в т.ч. числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Таким образом, специальная социальная выплата медицинским работникам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» осуществляется за счет средств межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования при соблюдении условий для назначения такой выплаты отдельным категориям работников.

Из приведенных законоположений следует, что при разрешении вопроса о праве медицинских работников, претендующих на получение выплаты в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», необходимо установить оказывали ли данные работники в юридически значимый период первичную медико-санитарную либо специализированную медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования или территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Из ответа Вилюйской ЦРБ от 09 сентября 2024 года № ... следует, что помощник ******** (Буслаева Н.Г.), ******** (Елисеева С.Е.), ******** (Ноговицына С.В.), ******** (Николаева А.Н), ******** (Лаврова О.А), ******** (Семенова М.А.) за 2023 год и прошедший период 2024 года не оказывали медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Оплата труда указанных медицинских работников за счет средств ОМС.

Доказательств оказания истцами первичной медико-санитарной помощи либо специализированной медицинской, скорой медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в материалы дела не представлено, следовательно, истцы не могут быть отнесены к категории медицинских работников, специальная социальная выплата которым полагается в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».

То обстоятельство, что должности истцов поименованы в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 20 декабря 2012 года №1183н, а также факт осуществления трудовой деятельности в Вилюйской ЦРБ не являются достаточными основаниями для признания за работниками права на специальную социальную выплату, предусмотренную подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» в редакции, действовавшей до 20 марта 2024 года.

При этом расходы Вилюйской ЦРБ в связи с оплатой труда истцов из средств обязательного медицинского страхования не свидетельствуют об оказании истцами медицинской помощи в рамках указанных программ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалами дела не подтверждено соблюдение условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» для признания за истцами права на назначение специальной социальной выплаты с 01 января 2023 года.

По сути, доводы, приведенные в апелляционной жалобе и апелляционном представлении в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Доводы истцов о том, что в должностные инструкции включены положения о том, что им, как сотрудникам лечебного учреждения, необходимо знать основы оказания первой медицинской помощи, а также доврачебной помощи при неотложных состояниях судебная коллегия не может признать как объективное подтверждение оказания последними медицинских услуг при занимаемых должностях медицинского статистика, фельдшера, медицинской сестры стерилизационной, старшей медицинской сестры и помощника врача-эпидемиолога, поскольку должностные обязанности при занятии указанных должностей не предполагают работы с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, не оказывают как специализированную, так и первичную медико-социальную помощь населению. Для установления ежемесячной социальной выплаты необходимо установление совокупности условий, которые в отношении истцов отсутствуют.

Выводы суда первой инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.

Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2024 года по гражданскому дело по иску прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах Ноговицыной С.В., Елисеевой С.Е., Семеновой М.А., Николаевой А.Н., Буслаевой Н.Г., Лавровой О.А. к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» о признании права на специальную социальную выплату медицинским работникам оставить без изменения, апелляционную жалобу, апелляционное представление без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Определение в окончательной форме составлено 20 сентября 2024 года.

33-2617/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимофеев М.С., заместитель прокурора
Ноговицына Сардана Васильевна
Елисеева Светлана Егоровна
Буслаева Надежда Гаврильевна
Лаврова Ольга Афанасьевна
Николаева Альбина Николаевна
Семенова Мария Афанасьевна
Ответчики
ГБУ РС (Я) Вилюйская центральная районная больница Республики Саха (Якутия)
Другие
Министерство здравоохранения РС (Я)
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по РС (Я)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
17.07.2024Передача дела судье
14.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2024Передано в экспедицию
11.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее