административное дело № 2а-987/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 11 ноября 2020 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Рыковой М.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Ананину Валерию Александровичу о взыскании задолженности по налогам (пени),
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 9 по Красноярскому краю) обратился в суд с административным иском к Ананину В.А. о взыскании пени в общей сумме 8101,82 руб., в том числе: пени по транспортному налогу за 2014-2017 года в размере 6395,90 руб.; пени по земельному налогу за 2015-2017 года в размере 86,47 руб.; пени по ЕНВД в размере 1190,11 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 429,34 руб.
Требования мотивированы тем, что в 2014-2017 г. Ананину В.А. принадлежали транспортные средства – грузовой автомобиль УРАЛ4324030, государственный регистрационный знак №, (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и грузовой автомобиль КАМА34410810 государственный регистрационный знак №, (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), а также в период с 2015 г. по 2017 г. принадлежал земельный участок, находящийся по адресу: 663148, <адрес>, кадастровый № (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), признаваемые объектами налогообложения. Соответственно, в силу положений налогового законодательства, Ананин В.А. признается плательщиком транспортного и земельного налогов. Сумма транспортного налога к оплате за 2014 и за 2016 года составила
28400 руб., за 2015 год составила 28845 руб., за 2017 год – 21885 руб. Сумма земельного налога за период с 2015 г. по 2017 г. к уплате составила 424 руб. за каждый год. Поскольку Ананиным В.А. транспортный налог за 2014-2017 года и земельный налог за 2015-2017 года не были уплачены вдобровольном порядке, Межрайонная инспекция ФНС № 9 по Красноярскому краю обратилась с заявлениями о взыскании с Ананина В.А. указанной задолженности по налогам. Недоимка по транспортному налогу за 2014-2017 года и по земельному налогу за 2015-2017 года была взыскана с ответчика в судебном порядке. Неуплата в установленный срок налога является основанием для начисления пени, которая согласно ст. 75 НК РФ начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. За несвоевременную уплату транспортного налога налогоплательщику были начислены пени в размере 6395,90 руб. в том числе: за 2014 г. в размере 2148,37 руб., за 2015 г. в размере 1053,80 руб. и в размере 20,72 руб., за 2016 г. в размере 2120,26 руб., за 2017 г. в размере 1052,75 руб. За несвоевременную уплату земельного налога налогоплательщику были начислены пени в размере 86,47 руб. в том числе: за 2015 г. в размере 32,90 руб., за 2016 г. в размере 32,90 руб., за 2017 г. в размере 20,67 руб. В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № 33120 от 26.06.2019 г. о взыскании указанной задолженности (пени по транспортному и земельному налогам), которое плательщиком не было исполнено. Кроме того, Ананин В.А., являясь индивидуальным предпринимателем в период с 13.12.2010 г. по 08.05.2018 г., состоял на налоговом учете и осуществлял вид предпринимательской деятельности (ОКВЭД 49.4- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозке), подлежащий налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Плательщиком в налоговый орган были представлены: налоговая декларация за 4 квартал 2016 г., сумма налога к уплате составила
4855 руб. (срок уплаты - 25.01.2017 г.), налоговая декларация за 1 квартал 2017 г., сумма налога к уплате составила 4855 руб. (срок уплаты - 25.04.2017 г.),налоговая декларация за 2 квартал 2017 г., сумма налога к уплате составила 4855 руб. (срок уплаты - 25.07.2017 г.). Задолженность в размере 14565 руб. была полностью погашена 05.09.2019 г. В срок установленный законодательством, единый налог на вмененный доход по данным налоговым декларациям не был уплачен. Также Ананину В.А. были исчислены к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, при этом в установленный законом срок, сумма страховых взносов не была уплачена. Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г. была взыскана в порядке ст. 47 НК РФ.Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г. за 2018 г. взыскана по судебному приказу мирового судьи судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края от 07.11.2019 года. Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате страховых взносов может обеспечиваться пенями.За несвоевременную уплату налога на вмененный доход, на имеющуюся недоимку, налогоплательщику начислены пени в размере 1190,11 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов плательщику были начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 429,34 руб.В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес должника были направлены требования об уплате пени по ЕНВД и пени по страховым взносам № 5533 от
06.04.2018 г., требование № 12179 от 09.07.2018 г., требование № 15388 от 10.10.2018 г., требование № 20817 от 20.12.2018 г., требование № 33120 от 26.06.2019 г., которые до настоящего времени плательщиком не исполнены. 20.02.2020 г. мировым судьей судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе вынесен судебный приказ о взыскании с Ананина В.А. пени по имущественным налогам, ЕНВД и страховым взносам, который
11 марта 2020 г. был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.На день подачи административного искового заявления в суд сумма задолженности в добровольном порядке административным ответчиком Ананиным В.А. не погашена.
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 9 по Красноярскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направил, представитель по доверенности Петрова О.Н. направила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Ананин В.А. о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом (путем направления извещения заказным письмом с уведомлением, которое возвращено в адрес суда в связи с истечением срока хранения), в судебное заседание не явился, сведений о причине неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание, что истец до обращения в суд с указанными требованиями в адрес ответчика направлял копию административного искового заявления, а также направление судом в адрес ответчика копии административного искового заявления, однако, ответчик никаких возражений относительно заявленных требований в суд не направил, руководствуясь положениями ст. 289 КАС РФ, суд признает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Также в соответствии со ст. 289 КАС РФ, суд признает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося представителя истца.
Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 65, а также в пункте 67 Пленума от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание участников судебного процесса.
На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, без проведения аудиопротоколирования.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).
Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 ст. 48 НК РФ).
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Согласно ст.19 НК РФналогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Из содержания п. 1 ст. 45 НК РФ следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога и сбора должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно (п.1 ст.70 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
Как установлено в судебном заседании, Ананин В.А. является плательщиком транспортного и земельного налогов, поскольку ему в 2014-2017 г.принадлежали транспортные средства – грузовой автомобиль УРАЛ4324030, государственный регистрационный знак №, (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), грузовой автомобиль КАМА34410810, государственный регистрационный знак №, (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), а также в период
с 2015 г. по 2017 г. принадлежал земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый № (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), признаваемые объектами налогообложения.
Сумма транспортного налога к оплате за 2014 и за 2016 года составила 28400 руб., за 2015 год составила 28845 руб., за 2017 год – 21885 руб. Сумма земельного налога за период с 2015 г. по 2017 г. к уплате составила 424 руб. за каждый год. Поскольку Ананиным В.А. транспортный налог за 2014-2017 года и земельный налог за
2015-2017 года не были уплачены вдобровольном порядке, Межрайонная инспекция ФНС № 9 по Красноярскому краю обратилась в суд с заявлениями о взыскании с Ананина В.А. указанной задолженности по налогам.
Как следует из содержания административного искового заявления, недоимка по земельному налогу за 2015 год взыскана по решению мирового судьи судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края (дело № 2а-698/2016). Недоимка по транспортному налогу за 2014, 2016 год, а также недоимка по земельному налогу за 2016 год взыскана решением Енисейского районного суда Красноярского края от 22.01.2019 года (дело 2а-705/2019). Недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 28420 руб. взыскана по судебному приказу мирового судьи судебного участка
№ 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края (дело № 2а- 30/2017). Недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 425 руб., недоимка по транспортному налогу за 2017 год и недоимка по земельному налогу за 2017 год взысканы по судебному приказу мирового судьи судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края № 2а-23/2019 года
Исполнительные документы о взыскании указанной задолженности находятся на исполнении в ОСП по Енисейскому району.
За несвоевременную уплату транспортного налога налогоплательщику были начислены пени в размере 6395,90 руб. в том числе: за 2014 г. в размере 2148,37 руб., за 2015 г. в размере 1053,80 руб. и в размере 20,72 руб., за 2016 г. в размере 2120,26 руб., за 2017 г. в размере 1052,75 руб. За несвоевременную уплату земельного налога налогоплательщику были начислены пени в размере 86,47 руб. в том числе: за 2015 г. в размере 32,90 руб., за 2016 г. в размере 32,90 руб., за 2017 г. в размере 20,67 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № 33120 от 26.06.2019 г. о взыскании указанной задолженности (пени по транспортному и земельному налогам), которое плательщиком не было исполнено.
В ходе рассмотрения дела также установлено, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ананин В.А. являлся индивидуальным предпринимателем, состоял на налоговом учете и осуществлял вид предпринимательской деятельности (ОКВЭД 49.4- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозке), подлежащий налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Поскольку Ананин В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он был обязан уплачивать страховые взносы (в том числе на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г.).
Плательщиком в налоговый орган были представлены: налоговая декларация за
4 квартал 2016 г., сумма налога к уплате составила 4855 руб. (срок уплаты - 25.01.2017 г.), налоговая декларация за 1 квартал 2017 г., сумма налога к уплате составила 4855 руб. (срок уплаты - 25.04.2017 г.),налоговая декларация за 2 квартал 2017 г., сумма налога к уплате составила 4855 руб. (срок уплаты - 25.07.2017 г.). Задолженность в размере
14565 руб. была полностью погашена 05.09.2019 г. При этом, в срок установленный законодательством, единый налог на вмененный доход по данным налоговым декларациям не был уплачен.
Также Ананину В.А. были исчислены к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, при этом в установленный законом срок, сумма страховых взносов не была уплачена. Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г. была взыскана в порядке
ст. 47 НК РФ.Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 г. за 2018 г. взыскана на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края от 07.11.2019 года.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате страховых взносов может обеспечиваться пенями.
За несвоевременную уплату налога на вмененный доход, на имеющуюся недоимку, налогоплательщику начислены пени в размере 1190,11 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов плательщику были начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 429,34 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес должника были направлены требования об уплате пени по ЕНВД и пени по страховым взносам № 5533 от 06.04.2018 г., требование № 12179 от 09.07.2018 г., требование № 15388 от 10.10.2018 г., требование № 20817 от 20.12.2018 г., требование № 33120 от 26.06.2019 г., которые до настоящего времени плательщиком не исполнены.
Направление Инспекцией требований свидетельствует о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания пени, а у налогоплательщика возникла обязанность по их уплате.
Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно требованию № 5533 от 06.04.2018 г., срок уплаты пени был установлен до 04.05.2018 г., соответственно, установленный законом шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Ананина В.А. пени в общем размере 1013,56 руб., истек
04.11.2018 г.
В соответствии с требованием № 12179 от 09.07.2018 г. срок уплаты пени был установлен до 02.08.2018 г., соответственно, установленный законом шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Ананина В.А. пени в сумме 340,24 руб., истек 02.02.2019 г.
Согласно требованию № 15388 от 10.10.2018 г., срок уплаты пени был установлен до 06.11.2018 г., соответственно, установленный законом шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика пени в сумме 1017,84 руб., истек 07.11.2018 г.
В соответствии с требованием № 20817 от 20.12.2018 г. срок уплаты пени был установлен до 23.01.2019 г., соответственно, установленный законом шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Ананина В.А. пени в сумме 745,32 руб., истек 23.07.2019 г.
Согласно требованию № 33120 от 26.06.2019 г., срок уплаты пени был установлен до 08.10.2019 г., соответственно, установленный законом шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика пени в сумме 6783,81 руб., истек 08.04.2020 г.
20.02.2020 г. мировым судьей судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края вынесен судебный приказ о взыскании с Ананина В.А. задолженности по налогам и пени в сумме 8141,13 руб.
11.03.2020 года мировым судьей судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края, было вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями от должника. Определение Инспекцией получено 13.03.2020 года.
Согласно пункту 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу положений части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, поскольку на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом был значительно пропущен срок, установленный для принудительного взыскания по требованиям об уплате пени № 5533 от 06.04.2018 г.,
№ 12179 от 09.07.2018 г., № 15388 от 10.10.2018 г., № 20817 от 20.12.2018 г., то соблюдение административным истцом шестимесячного срока предъявления иска после отмены судебного приказа, не может быть расценено как предъявление исковых требований с соблюдением установленного законом срока, при отсутствии объективных, уважительных причин для его восстановления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой по указанным требованиям, не установлено. При обращении с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган не ходатайствовал о восстановлении ему пропущенного срока.
При этом, факт вынесения судебного приказа о взыскании суммы задолженности, не свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, поскольку судебный приказ отменен.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах
Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога в судебном порядке является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований о взыскании с Ананина В.А. задолженности по пеням по требованиям № 5533 от 06.04.2018 г.,
№ 12179 от 09.07.2018 г., № 15388 от 10.10.2018 г., № 20817 от 20.12.2018 г., Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю надлежит отказать в полном объеме.
Между тем, как указывалось выше, срок уплаты пени по требованию № 33120 от 26.06.2019 г. истекал 08.04.2020 г., при этом к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился до истечения указанного срока, судебный приказ был вынесен 20.02.2020 г., отменен 11.03.2020 г. В Енисейский районный суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 11.09.2020 г. (согласно почтовому штемпелю на конверте).
Таким образом, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения с заявлением о взыскании задолженности по уплате пени по требованию № 33120 от 26.06.2019 г. административным истцом не пропущен.
Согласно представленным в материалы дела сведениям о задолженности налогоплательщика, у налогоплательщика Ананина В.А. имеется задолженность в общей сумме 6783,81 руб., в том числе: пени по транспортному налогу в размере 6395,90 руб.; пени по земельному налогу в размере 86,47 руб.; пени по ЕНВД в размере 206,83 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере
94,61 руб.
Задолженность в указанном размере до настоящего времени административным ответчиком не погашена, обратного материалы дела не содержат.
Представленный административным истцом расчет начисленной пени, судом проверен и признан верным, произведен в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Суд, проверив представленный истцом расчет пени, принимая во внимания требования налогового законодательства, приходит к выводу о взыскании с ответчика пени по транспортному налогу в размере 6395,90 руб.; пени по земельному налогу в размере 86,47 руб.; пени по ЕНВД в размере 206,83 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 94,61 руб., а всего 6783,81 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения (инспекции) в субъектах РФ, как государственные органы, при обращении в суды общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд общей юрисдикции.
Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования Енисейский район Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Ананину Валерию Александровичу о взыскании задолженности по налогам (пени), удовлетворить частично.
Взыскать с Ананина Валерия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Красноярскому краю (УФК по Красноярскому краю, № счета получателя 40101810600000010001 в Отделение Красноярск г. Красноярск, БИК 040407001, ИНН 2454027776, КПП 245401001, ОКТМО 04722000, ОКАТО 04712000):
- пени по транспортному налогу в размере 6395,90 руб.;
- пени по земельному налогу в размере 86,47 руб.;
- пени по единому налогу на вмененный доход в размере 206,83 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 94,61 руб.,
а всего 6783 (шесть тысяч семьсот восемьдесят три) рубля 81 копейку.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Ананина Валерия Александровича в доход муниципального образования
Енисейский район Красноярского края государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 11 декабря 2020 г.
Судья Н.М. Ларионова