Решение от 29.10.2019 по делу № 2-5196/2019 от 23.10.2019

Дело

УИД RS0-24

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

                                        Именем Российской Федерации

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Крупкиной Е.П., при помощнике судьи ФИО2, при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца ФИО6, представителя ответчика ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 29 октября 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> о признании права на получение доплаты к фиксированной выплате,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Исилькульский городской суд <адрес> с иском к ГУ УПФР в <адрес> о признании права на получение доплаты к фиксированной выплате. В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, кроме того получает фиксированную выплату к страховой пенсии в размере 25 процентов от размера фиксированной выплаты, как лицо проработавшее в сельской местности более 30 лет. Указанную доплату она получала до ДД.ММ.ГГГГ. В 2017 году выехала с территории сельской местности и согласно ответу ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> утратила право на получение данной доплаты. ДД.ММ.ГГГГ она переехала в сельскую местность <адрес> и полагала, что с данного момента у нее возникло право на получение доплаты к фиксированной выплате повторно, однако ГУ УПФР в <адрес> ей отказано. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о перерасчете пенсии в связи проживанием в сельской местности. ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ, согласно которому ее заявление направлено в ГУ УПФР в Кировском АО <адрес>, так как она является получателем пенсии в Кировском АО <адрес>. В связи с чем полагает, что ее права нарушены, просила признать право на получение доплаты к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет в размере 25 процентов от суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии, обязать ГУ УПФР в <адрес> произвести перерасчет размера фиксированной выплаты пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом повышенной доплаты к фиксированной выплаты пенсии в размере 25 процентов, взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 20 700 рублей, компенсацию морального вреда 50 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей.

Определением Исилькульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ГУ УПФР в <адрес> на ГУ УПФР в Кировском АО <адрес>, гражданское дело передано в Кировский районный суд <адрес> по подсудности (л.д.67-68).

ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> о признании права на получение доплаты к фиксированной выплате принято к производству (л.д.166).

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки не известны (л.д.175).

Представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д.57-58), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, при этом дополнительно указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец вернулась в сельскую местность, а именно в <адрес>, что подтверждается копией паспорта, имеющейся в материалах дела, с указанной даты прописана по указанному адресу, где и проживает в настоящее время. При обращении в ГУ УПФР в Кировском АО <адрес>, получила ответ, из которого следует, что для назначения 25% фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости необходимо подтверждение проживания в сельской местности. Адрес проживания истца согласно паспорту – сельская местность. При обращении к ответчику указали адрес истца как <адрес> путь, <адрес>, однако это адрес организации «Единый Центр Защиты», с которой истец заключила договор на оказание юридических услуг, так как по состоянию здоровья истец не может участвовать в судебных заседаниях, заявление истец подписала лично. Полагала отказ ответчика незаконным, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании (до объявленного перерыва) возражала против удовлетворения заявленных требований. При этом указала, что в соответствии с п. 49 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ -н «Об утверждении правил обращений за страховой пенсией, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрено, что заявление о перерасчет размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда по выбору заявителя. Это общий порядок подачи заявления в любое территориальное управление с заявлением о назначении пенсии, перерасчете пенсии и т.д. В случае переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность, заявление о перерасчете размера пенсии по соответствующему основанию подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по новому месту жительства, пребывания, фактического проживания. Заявление о перерасчёте размера пенсии принимается территориальным органом при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Кроме того, Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Данное Постановление утверждено постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ п и зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 19 данного регламента, указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения гражданином услуги, согласно которому, гражданин предоставляет заявление, документы удостоверяющие личность, подтверждающие возраст и гражданство гражданина, а также документы, необходимые для предоставления государственной услуги. К поданному заявлению от имени гражданина его законным представителем дополнительно предоставляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя. В соответствии с п. 20 утверждены формы заявлений, предусмотренные Приложением и данного Административного регламента, форма заявлений в виде таблицы, заполняется в электронном виде, проставляются соответствующие отметки, ставится личная подпись или представителя, указывается, какие документы предоставил гражданин. В данном случае имеет место быть обращение, которое не относится к форме заявления, утвержденного регламентом. Кроме того, указан адрес проживания – <адрес> и по всей видимости в связи с тем, что ФИО1 не предоставлено соответствующих документов, заявление было перенаправлено в из ГУ УПФР в Кировском АО <адрес>, по месту нахождения выплатного дела. Полагала, что заявленные требования являются необоснованными, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. При этом указала, что ФИО1 не лишена возможности обратиться с соответствующим заявлением с приложением всех необходимых документов для получения данной государственной услуги по своему новому месту жительства. Дополнительно, с ее согласия, при подаче соответствующего заявления будет истребовано выплатное дело истца и перенаправлено по новому месту жительства, т.к. осуществить перерасчет без выплатного дела ГУ УПФР в <адрес> не сможет.

Третье лицо ГУ ОПФР по <адрес> представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, при этом представитель, действующий на основании доверенности (л.д.32), просила рассмотреть дело в отсутствии представителя (л.д.169,175).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Рассматривая требования истца о признании за ФИО1 право на получение доплаты к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет в размере 25 процентов от суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии, возложении на ГУ УПФР в Кировском АО <адрес> обязанность произвести перерасчет размера фиксированной выплаты пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом повышенной доплаты к фиксированной выплаты пенсии в размере 25 процентов, суд считает данные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно части 16 статьи 17 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В силу положений пункта 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, указанный перерасчет осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после ДД.ММ.ГГГГ, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

    Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.

    Согласно п. 49 Правил, в случае переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлен более высокий районный коэффициент, в сельскую местность, в районы с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в другие районы с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в которых установлен более высокий районный коэффициент, заявление о перерасчете размера пенсии по соответствующему основанию подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания).

    Пенсионное законодательство в данном случае предусматривает обязательное соблюдение определенной процедуры назначения (перерасчета) гражданам назначенной пенсии. Соответствующие требования предъявляются и к форме заявления.

    Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, который содержит требования по оформлению заявления и предоставлению документов.

    Формы заявлений предусмотрены приложениями N 1-2 к Административному регламенту.

    В соответствии с п. 19 Регламента для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 22 - 38, 40 - 42, 48 Административного регламента. К заявлению, поданному от имени гражданина его законным представителем, дополнительно к документам, предусмотренным абзацами третьим - четвертым настоящего пункта, представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документы, удостоверяющие его личность, а для организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, - документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя организации. В случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, дополнительно к документам, предусмотренным абзацами третьим - четвертым настоящего пункта, необходимы доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.

    Таким образом, основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является личное обращение гражданина (либо его законным представителем) в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, через многофункциональный центр или в форме электронного документа, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (пункты 74, 77, 80, 82 Административного регламента; пункт 49 Правил N 884н).

Исходя из смысла приведенных правовых норм, следует, что пенсионные правоотношения в данном случае носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии, предоставляющего необходимые документы.

Из материалов гражданского дела следует, что на основании распоряжения Марьяновского райгорсобеса (Марьяновка) ФИО1 назначена трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно (л.д. 31).

Распоряжением УПФР в Кировском АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выплатное (пенсионное) дело ФИО1 поставлено на учет, продлена выплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно (л.д.72).

В материалах выплатного дела ФИО1 имеется заявление о доставке пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, где адрес места жительства и адрес фактического проживания указан: 644081, <адрес> (л.д. 155).

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о перерасчете пенсии в ГУ УПФР в <адрес>. При этом, в заявлении указан адрес обратившегося гражданина: <адрес>, 2 этаж (БЦ «Сибирские огни»), к заявлению прилагаются копия паспорта, адрес регистрации указан <адрес> (л.д. 11-12), копия удостоверения о назначении пенсии (л.д. 13), копия свидетельства о рождении, копия свидетельства о браке.

УПФР в <адрес> (межрайонное) <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о направлении обращения для рассмотрения по существу поставленных вопросов в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском АО <адрес> (л.д. 13).

УПФР в Кировском АО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 (<адрес>, 2 этаж, «БУ «Сибирские огни») направлен ответ, в котором начальник управления указывает, что повышение к фиксированной выплате не установлено по причине проживания в городе (л.д. 62-63).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлениями о перерасчете назначенной пенсии в произвольной форме.

Тем самым истцом не была соблюдена процедура обращения с заявлением о перерасчете назначенной пенсии.

Ответчик, осуществляя свои полномочия, предусмотренные действующим законодательством, не отказывая истцу в перерасчете назначенной пенсии, воспользовался своим правом и в ответе от ДД.ММ.ГГГГ дал разъяснения истцу на формальное непринятие ее заявления со ссылкой на отсутствие права на перерасчет пенсии в связи с проживанием ею в городе Омске.

Суд учитывает несоблюдение формы обращения, так как форму заявления и процедуру обращения с заявлением о перерасчете назначенной пенсии определяет законодатель, пенсионный орган не правомочен самостоятельно определять порядок перерасчета пенсии и в своей деятельности обязан руководствоваться правовыми нормами, действующими на момент рассмотрения поступающих к нему заявлений.

По общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения расходов на возмещение судебных расходов, в том числе на оплату услуг представителя, является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.

Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" разъясняется, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика расходов по оплате юридических услуг в размере 20 700 рублей, компенсации морального вреда 50 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 ░░░ ░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 700 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░     ░/░                                            ░.░. ░░░░░░░░

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2-5196/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пукалик Екатерина Андреевна
Ответчики
ГУ- УПФ РФ в Кировском АО г. Омска
Другие
Кривоносова Елена Викторовна
Отделение ПФ России по Омской области
Суд
Кировский районный суд г. Омск
Судья
Крупкина Е.П.
Дело на сайте суда
kirovcourt.oms.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2019Дело оформлено
29.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее