Дело № 2-2005/2021
УИД 48RS0003-01-2021-002408-35
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 июня 2021 года г. Липецк
Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Галимовой О.В.,
при помощнике Приваловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области к Сопову Д.В., ФКУ Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Липецкой области о принудительном отчуждении и признании бесхозяйным гражданского огнестрельного оружия,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области обратилось в суд с иском о принудительном отчуждении и признании бесхозяйным гражданского огнестрельного оружия – травматического пистолета модели «МР-79-9ТМ», калибр 9мм, №, хранящееся в ФКУ Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Липецкой области, принадлежащее Сопову Д.В.. Указывает, изъятие оружия у Сопова Д.В. произведено в связи с совершением им административных правонарушений, разрешение аннулировано ДД.ММ.ГГГГ, передано для хранения на склад вооружения и материально-технического имущества ЦХиСО УМВД России по Липецкой области. Заявления на получение лицензии (разрешения) на хранение оружия и необходимых для этого документов от Сопова Д.В. не поступало. Сопову Д.В. неоднократно направлялись уведомления о необходимости устранить нарушения, послужившие основанием для изъятия оружия, однако уведомления оставлены адресатом без внимания
Просят суд прекратить право собственности Сопова Д.В. на травматический пистолет модели «МР-79-9ТМ», калибр 9мм, № и признать его бесхозяйным.
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Липецкой области, представитель ответчика ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Липецкой области», ответчик Сопов Д.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Липецкой области» просит суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Согласно п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
В соответствии абзацем 1 статьи 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 (далее - Правила № 84), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
Изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации (пункт 82 Правил № 84).
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 83 Правил № 814).
Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019г. № 1238 (далее - Положение № 1238) определен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
В силу пункта 2 Положения № 1238 оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
Для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам имущество, обращенное в собственность государства за исключением, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 Положения № 1238).
Из вышеуказанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальные органы.
Материалами дела установлено, что Сопов Д.В. являлся собственником травматического пистолета модели «МР-79-9ТМ», калибр 9мм, №, ему была выдана лицензия ЛОА №, дата выдачи 05.05.2010, дата окончания 05.05.2015,.
Зарегистрированное на имя Сопова Д.В. гражданское огнестрельное оружие – травматический пистолет модели «МР-79-9ТМ», калибр 9мм, № согласно приемного акта от 29.05.2017 № было изъято в связи с аннулированием 23.10.2014 г. лицензии на оружие и, как следует из содержания иска, помещено на хранение на склад ФКУ Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Липецкой области.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для удовлетворения иска, суд приходит к выводу о том, что право собственности ответчика на спорное оружие подлежит прекращению в порядке статьи 238 Гражданского кодекса РФ, оружие должно быть принудительно реализовано через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей ответчику Сопову Д.В. вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат по его отчуждению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░-79-9░░», ░░░░░░ 9░░, №, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░