УИД 75RS0013-01-2021-001145-97
Дело № 2а-569/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.,
при секретаре Литвиненко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Карымского района Клюева О.Е., в интересах Саргиной Натальи Геннадьевны к Администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район», о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Карымского района Забайкальского края в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в Карымский районный суд <адрес>, в защиту интересов ФИО1, с названными требованиями, мотивировав тем, что в ходе проверки проведенной по обращению ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ муниципальной <адрес> по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает ФИО1
В ходе обследования установлено, что в нарушение п.п. 34, 35, 37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ванная комната имеет следующие параметры: ширина дверного проема ванной комнаты 08, м., высота дверного проема ванной комнаты 2, 00 м.; высота порога 3 см.; общий размер ванной комнаты 1,44*1,71 м. Порог ванной комнаты не оснащен съемными инвентарными пандусами (накладными, приставными). По результатам обследования муниципальной комиссией составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № и дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
До настоящего времени жилое помещение ФИО1 с учетом потребностей инвалида приспособлено не было, что явилось причиной обращения ее супруга ФИО4 в прокуратуру района. Учитывая, что администрацией городского поселения «Карымское» является органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, расположенных на территории поселения, необходимо приспособить жилое помещение ФИО1 с учетом потребностей инвалида в соответствие с заключением муниципальной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Учитывая состояние здоровья ФИО1 прокурор обращается в защиту ее интересов, просит признать бездействие администрации городского поселения «Карымское», выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в части приспособления жилого помещения ФИО1 с учетом потребностей инвалида, незаконным. Обязать администрацию городского поселения «Карымское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести адаптацию ванной комнаты жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> края, с учетом потребностей инвалида в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», утвердившем Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора ФИО5 поддержала требования, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
ФИО1 будучи извещенная надлежащим образом в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявляла.
Представитель администрации городского поселения «Карымское» ФИО6, действующий по доверенности, в судебном заседании не отрицая правомерность заявленных требований прокурора, уточнил, что в настоящее время в бюджете поселения, заложенных средств на указанные цели, не имеется. Они могут быть предусмотрены только на следующий год.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Статьей 15 (пункт 1 части 1) Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил, доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида, Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Согласно п.п. 4, 6, 10, 12, 13, 14, 18-20, 22 Правил доступность обеспечивается по результатам обследования муниципальной комиссией жилого помещения и общего имущества такого дома и составления акта, которым предусматривается перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, в соответствии с которыми подлежит приспособлению принадлежащее жилое помещение, предусмотрены п. 34, 35, 37 названных Правил и относятся к минимальному перечню мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствие с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV Правил.
Согласно п.п. 34, 35, 37 правил входные, внутренние квартирные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0, 9 метра. Пороги дверных коробок входных и балконных дверей оснащаются временными съемами инвентарными пандусами (накладными, приставными). Санитарные узлы должны иметь следующие размеры: ванная комната или совмещенный санитарный узел – не менее 2, 2*2, 2 метра.
Принимая во внимание положения пункта 22 Правил, согласно которым заключение о возможности приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, подлежит направлению в течение 10 дней со дня его вынесения муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида для принятия решения о включении мероприятий в соответствующий план, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по адаптации принадлежащего М.Е. жилого помещения с учетом потребностей инвалида лежит на администрации <адрес>.
Из материалов дела следует, что к прокурору <адрес> обратился супруг ФИО1 – ФИО7 в связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение ФИО1, по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида приспособлено не было.
Согласно справки МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ФИО1 предоставлено техническое средство реабилитации – кресло-коляска с ручным приводом прогулочная.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает ФИО1
Согласно акта обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения п.п. 34, 35, 37 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов. Так, ванная комната имеет следующие параметры: ширина дверного проема ванной комнаты 0,8 м.; высота дверного проема ванной комнаты 2,00 м.; высота порога 3 см.; общий размер ванной комнаты 1,44*1,71 м. Порог ванной комнаты не оснащен съемными инвентарными пандусами (накладными, приставными).
Согласно заключения № от 05.07.2019г. следует, что имеется возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в многоквартирном доме, где проживает инвалид, расположенном по адресу: <адрес>.
К доводам представителя ответчика, что во исполнение федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в бюджет городского поселения «Карымское» на 2021 год, денежные средства не были заложены, суд относится критически, так как согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
А равно пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 2 вышеназванного закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Следовательно во исполнение законодательства в части гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки инвалидов, заявленные административные требования заместителя прокурора Карымского района Забайкальского края, подлежат удовлетворению.
С учетом того, что спорные действия могут быть совершены только администрацией городского поселения «Карымское», судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается с заявленным прокурором сроком исполнения обязанности ответчиком – до 01.12.2021 года, как мотивированным и явно достаточным для устранения заявленных нарушений. Увеличение срока исполнения решения суда будет нецелесообразным, поскольку названная обязанность сопряжена с жизненной необходимостью инвалида, в защиту интересов которого обратился прокурор и связано с непосредственным устранением препятствий при передвижении инвалида- колясочника.
На основании вышеизложенного руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского поселения «Карымское», выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в части приспособления жилого помещения ФИО1 с учетом потребностей инвалида незаконным.
Обязать администрацию городского поселения «Карымское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести адаптацию ванной комнаты жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом потребностей инвалида ФИО1 в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидом жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья: Е.В. Мищенко
Решение изготовлено 24.09.2021