Дело

                                  УИД 75RS0024-01-2024-000364-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2024 года                                                      п. Чернышевск

    Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Матыко М.С.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Чернышевского района Алиева Э.Н.,

материального истца А.Е.В.,

представителя ответчика ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» - Филипповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернышевского района в интересах А.Е.В., к Государственному учреждению здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение лекарственными препаратами и средствами диагностики,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Чернышевского района обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.

По результатам проведенной проверки исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения лекарственными препаратами, было выявлено, что А.Е.В., имеющий заболевание «<данные изъяты>» и состоящий на учете в ГУЗ «Чернышевская ЦРБ», до настоящего времени лекарственными средствами, предназначенными для лечения имеющегося у него заболевания, не обеспечивается. Диагностированное у А.Е.В. заболевание относится к социально значимым, право последнего на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано законом, в связи с чем он вправе получать социальную поддержку от государства в виде бесплатного предоставления лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями. По информации, поступившей из ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» А.Е.В. для поддержания ремиссии необходимы следующие лекарственные препараты: «<данные изъяты> на год. ДД.ММ.ГГГГ врачом-терапевтом ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» А.Е.В. назначены лекарственный препарат «<данные изъяты>», вместе с тем указанные лекарственные препараты и средства диагностики А.Е.В. не были выписаны по причине их отсутствия в ГУП «Аптечный склад».

Уточнив и окончательно сформулировав заявленные исковые требования, просит возложить на ГУЗ «Чернышевская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать в течение 2024 года ежемесячное обеспечение А.Е.В. лекарственными препаратами от <данные изъяты> и средствами диагностики <данные изъяты>) в соответствии с медицинскими показаниями. Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить финансирование организации ежемесячного в течение 2024 года обеспечения А.Е.В. лекарственными препаратами от <данные изъяты> и средствами диагностики <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями.

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Алиев Э.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что нарушений в обеспечении лекарственными препаратами А.Е.В. со стороны ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» нет, рецепты выписываются по факту обращения пациента, вместе с тем на медицинском учреждении лежит обязанность организовать ежемесячное обеспечение пациентов жизненно необходимыми лекарственными препаратами, в том числе посредством направления в Министерство здравоохранения Забайкальского края дополнительных заявок и информации об отсутствии лекарственных препаратов.

Истец А.Е.В., в судебном заседании пояснил, что состоит на учете с заболеванием «<данные изъяты>», при этом лекарственные препараты для лечения указанного заболевания, выписанные ему по рецепту, в частности, <данные изъяты> получить не может, ввиду его отсутствия в аптечной организации. К работе ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» у него претензий нет, при обращении ему выписываются рецепты на медицинские препараты.

Представитель ответчика ГУЗ «Чернышевская центральная районная больница» ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, полномочия ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» как участника реализации программы льготного лекарственного обеспечения в указанной сфере сводятся к тому, что ежегодно в ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» составляется заявка на пациентов, состоящих на учете с диагнозом «<данные изъяты>», получающих лекарственные препараты по региональной льготе. Ежегодно ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» осуществляется формирование и направление заявки (потребности) в Министерство с указанием количества пациентов, стоящих на учете, с учетом их потребности в обеспечении теми или иными медикаментами (средствами). В сентябре 2023 года ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» в Министерство здравоохранения Забайкальского края подана заявка РЛО на 2024 год. Министерством ежегодно до лечебных учреждений доводится конкретный размер денежных средств на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по группам населения, категориям заболеваний. Данная сумма является ограниченной. В связи с чем, ГУЗ «Чернышевская ЦРБ», согласно распоряжению Министерства проводится формирование дополнительной информации по лекарственным препаратам и медицинским изделиям по потребностям и нозологиям с учетом выделенных средств. Согласно данных медицинской документации А.Е.В. состоит на учете в ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты>» с 2017 года, инвалидности нет, категория льготности региональная, включена в Федеральный регистр сахарного диабета. В заявке на 2024 год, поданной в Министерство учтена потребность, в том числе на данного пациента. Согласно данным программы «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ А.Е.В. обращался за выпиской рецепта ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Рецепты по лекарственному обеспечению пациента были выписаны. Пациенту по обращению, в рамках реализации полномочий, выданы все документы на обеспечение лекарственными препаратами. Пациент получал препараты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительные заявки подаются на конкретного пациента в случае изменения схемы лечения либо при выявлении новых пациентов, вместе с тем медицинское учреждение по своей инициативе информировала Министерство здравоохранения Забайкальского края о необходимости предоставления лекарственных препаратов сверх доведенных лимитов финансирования. Таким образом, обязанность ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» по лекарственному обеспечению А.Е.В. на 2024 год в рамках имеющихся полномочий учреждения выполнена в полном объеме. В удовлетворении иска прокурора Чернышевского района к ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» просит отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с карточкой пациента, А.Е.В. имеет диагноз «<данные изъяты>», не имеет инвалидности, относится к категории региональных льготников, нуждается в лекарственных препаратах <данные изъяты> (л.д.12).

Из предоставленного ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» списка следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ А.Е.В. врачом выписаны медикаменты: «<данные изъяты>». При этом пациенту указанные препараты отпущены не были (л.д.13).

Частью 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323).

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 323 органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 4 Закона № 323 охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Частями 1 и 2 ст. 19 Закона № 323 определено, что к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.

Указанный принцип в соответствии со ст. 8 Закона № 323 обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Пунктом 5 ст. 10 Закона № 323 определено, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, гарантированный объем которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статьей 29 Закона № 323 определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями частей 1 и 2 ст. 37 Закона № 323 установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).

В силу п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323 при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Из положений ст. 81 Закона № 323 следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 43 Закона № 323 перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет (код по МКБ-10: Е 10-Е 14) включен в Перечень социально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств, этиловый спирт (100 грамм в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 16 Закона № 323 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Во исполнение указанных положений Закона № 323 и в целях реализации вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на территории Забайкальского края действуют положения Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-ЗЗK «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» (далее по тексту - Закон № 433-ЗЗK).

В силу ст. 2 Закона № 433-ЗЗK гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 5 Закона № 433-ЗЗK, установленные данным законом меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Забайкальского края.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.

К полномочиям Министерства, в том числе, отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Диагностированное у А.Е.В. заболевание относится к социально значимым, право последнего на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323, Законом № 433- ЗЗК, в связи с чем заявитель вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями.

В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что в 2024 году истец фактически не обеспечивался всеми необходимыми лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности организовать обеспечение истца в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами для лечения диабета, а также обязанности обеспечения финансирования.

Факт обращения истца А.Е.В. в прокуратуру за защитой нарушенного права на получение необходимых лекарственных средств, свидетельствует о нарушении прав последнего на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами и средствами диагностики заболевания бесплатно в объеме, определяемом врачом.

Министерство здравоохранения Забайкальского края, как главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

Суд считает доказанным факт недостаточного финансирования со стороны Министерства для приобретения лекарственных препаратов региональным льготникам, в связи с чем, требование заместителя прокурора к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности по организации обеспечения истца А.Е.В. жизненно необходимыми лекарственными препаратами и средствами диагностики заболевания в 2024 году являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, полномочия ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» в указанной сфере сводятся к тому, что ежегодно ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» составляется заявка на пациентов, состоящих на учете с «<данные изъяты>» получающих лекарственные препараты по региональной льготе.

Как установлено в судебном заседании, по региональной льготе на учете в ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» состоит 470 пациентов из них с 1 типом 30 пациентов, 2 тип - 440 пациентов.

ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» своевременно направлена заявка на 2024 год (региональная льгота) в отношении больных <данные изъяты>, заявка составлена с учетом таблетированных препаратов и инсулиновых. Кроме того в Министерство здравоохранения Забайкальского края 09.11.2023 а также 31.01.2024 ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» подана дополнительная заявка на льготное обеспечение пациентов с диагнозом «<данные изъяты>» на 2024 год сверх установленных лимитов финансирования.

Согласно сведениям программного обеспечения в период с 01.01.2024 по 06.05.2024 выписаны рецепты на лекарственные препараты, назначенные к применению врачом, вместе с тем отпущены данные препараты пациенту были не в полном объеме.

Таким образом, обязанность ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» по лекарственному обеспечению истца на 2024 год в рамках имеющихся полномочий выполнена в полном объёме.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом изложенного, требования прокурора Чернышевского района подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                                                       ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░ 2024 ░░░░.

2-278/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Акулов Евгений Викторович
Прокурор Чернышевского района А.Ю. Юшин
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное учреждение здравоохранения "Чернышевская центральная районная больница"
Другие
Филиппова Дарья Николаевна
Суд
Чернышевский районный суд Забайкальский края
Судья
Воротникова Надежда Игоревна
Дело на сайте суда
chernishevsk.cht.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее