Решение по делу № 2а-419/2021 от 18.03.2021

№2а-419/21

32RS0021-01-2021-000826-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2021 года                      г.Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Корбан А.В.,

при секретаре судебного заседания Кошман И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Самойленко В.В. к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился с административным иском к административному ответчику об оспаривании решения от 15 декабря 2020 года об отказе в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что с 2012 года с составом семьи три человека состоит на очереди нуждающихся в предоставлении такого жилого помещения. В удовлетворении его заявления о предоставлении ему <адрес> органом местного самоуправления отказано. Просил признать данное решение незаконным, поскольку оно не содержит правового обоснования, что лишает административного истца возможности оспорить его по существу принятого решения.

В судебное заседание административный истец и заинтересованное лицо не явились, заявив о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика также в судебное заседание не явился, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие.

Из письменного отзыва Новозыбковской городской администрации следует, что требования административного истца она не признает ввиду того, что семья Самойленко В.В. состоит на очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения под №592, оснований для внеочередного получения жилого помещения не имеется. Кроме того, административному истцу принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 59,1 кв.м; его супруге принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 56,9 кв.м. Учитывая наличие у административного истца и членов его семьи в собственности суммарно 31,08 кв.м. жилых помещений, с учетом установленной минимальной нормы предоставления жилых помещений, равной 16 кв.м., административный истец может претендовать лишь на жилое помещение площадью 32,92 кв.м. Жилое же помещение, на предоставление которого претендовал Самойленко В.В., имеет общую площадь 61,3 кв.м, в связи с чем его притязания на предоставление указанного жилого помещения не могли быть удовлетворены и по этому основанию. Всё вышеизложенное явилось основанием для принятия решения об отказе в предоставлении жилого помещения.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Административным истцом оспаривается решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении жилого помещения по формальным основаниям без предъявления требований материально-правового характера, в связи с чем на основании ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) его требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Право малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его бесплатное предоставление или предоставление за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, закреплено в ч.2 ст.40 Конституции РФ.

В силу ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.

В силу положений ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Категории граждан, подлежащих признанию нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст.51 ЖК РФ. При этом в силу ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ по общему правилу жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что административный истец с составом семьи (жена – Самойленко И.В. и несовершеннолетний сын ФИО14.) состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с 11 октября 2012 года. На время рассмотрения административного иска их порядковый номер 592 (л.д.55).

В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, а именно гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.

Сведениями о праве административного истца на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма суд не располагает.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (ч.3 ст.57 ЖК РФ).

При этом, согласно положениям ч.7 ст.57 ЖК РФ, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Постановлением главы администрации города Новозыбкова Брянской области от 25 июня 2015 года №460 утверждена учетная норма общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий – 14 кв.м., а также минимальная норма общей площади предоставления жилого помещения – 16 кв.м. (л.д.39).

Согласно ч.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.

ДД.ММ.ГГГГ Самойленко И.В. в орган местного самоуправления было подано заявление о предоставлении ему на состав семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.16).

Согласно выписке из протокола №10 заседания жилищной комиссии Новозыбковской городской администрации от 15 декабря 2021 года и копии указанного протокола по итогам рассмотрения вышеуказанного заявления было принято оспариваемое административным истцом решение об отказе в его удовлетворении (л.д.6, 15, 62-63).

Из материалов жилищного дела Самойленко В.В. усматривается, что истцу принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 59,10 кв.м., что составляет 19,7 кв.м на одного человека (л.д.38).

Его жене Самойленко И.В. принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 56,90 кв.м., что составляет 11,38 кв.м на одного человека (л.д.37). Следовательно, суммарная общая площадь жилых помещений, принадлежащих семье истца, составляет 31,08 кв.м. Иными сведениями суд не располагает.

При этом жилое помещение, на которое претендовал административный истец при подаче заявления (л.д.16), согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, находящееся в муниципальной собственности, имеет общую площадь 61,3 кв.м.

Исходя из представленных материалов, отказ в предоставлении жилого помещения был оформлен лишь в форме протокола заседания жилищной комиссии. При этом основания для принятия такого решения в нем не приведены.

Возражения административного ответчика против удовлетворения административного иска основаны на том, что административному истцу не могло быть предоставлено требуемое им жилое помещение ввиду отсутствия права на внеочередное его предоставление и права на предоставление жилой площади более той, что может быть ему предоставлена в силу вышеприведенных норм ЖК РФ.

В то же время административный истец оспаривает данное решение именно в связи с отсутствием в нем оснований для отказа в удовлетворении его заявления, ссылаясь при этом, что отсутствие обоснования для принятого органом местного самоуправления решения лишает его возможности оспорить его не по формальным основаниям, а по существу принятого решения.

На основании частей 8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основания и порядок принятия оспариваемого решения определен вышеприведенными нормами Жилищного кодекса, а также положением о жилищной комиссии, утвержденным Постановлением главы администрации города Новозыбкова №301 от 16 апреля 2010 года (л.д.64-66, далее Положение), согласно которому заседание ведет председатель комиссии либо его заместитель при отсутствии председателя, решение принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании членов комиссии, включая секретаря комиссии, ведется протокол, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии.

При этом согласно Положению жилищная комиссия при принятии решений выступает от имени органа местного самоуправления.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение принято 15 декабря 2020 года уполномоченным органом. Административный иск подан 15 марта 2021 года, то есть с соблюдением срока, установленного ст.219 КАС РФ.

Из содержания протокола заседания жилищной комиссии следует, что оно проводилось заместителем председателя комиссии ФИО18 с участием членов комиссии ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, которые были включены в состав жилищной комиссии на время вынесения решения на основании распоряжения Новозыбковской городской администрации №319р от 03 июля 2020 года.

Вместе с тем, ФИО9 и ФИО10 указанный протокол не подписан. Сведений о том, какое количество участвующих лиц проголосовали за решение об отказе в предоставлении административному истцу жилого помещения, он не содержит, что лишает суд возможности проверить соответствие принятого решения требованиям Положения о порядке его принятия.

Основания для принятого решения в протоколе заседания жилищной комиссии также не указаны, решение в иной форме с указанием установленных законом оснований для отказа в удовлетворении заявления также не принималось, что объективно лишает административного истца возможности оспорить принятое решение по существу.

Суд также лишен возможности оценить законность данного решения на предмет его соответствия жилищному законодательству, поскольку предоставленный административным ответчиком отзыв на административный иск бесспорно не свидетельствует о том, что оспариваемое решение на время его вынесения было принято по тем же основаниям.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Самойленко В.В. к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным решение Новозыбковской городской администрации Брянской области об отказе Самойленко В.В. в предоставлении жилого помещения по <адрес>, оформленное протоколом №10 заседания жилищной комиссии при Новозыбковской городской администрации от 15 декабря 2020 года, обязав Новозыбковскую городскую администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение права административного истца путем принятия соответствующего законам и иным нормативно-правовым актам решения по заявлению Самойленко В.В. о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма, содержащего все необходимые реквизиты и основания для принятого решения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                   А.В. Корбан

2а-419/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самойленко Владимир Владимирович
Ответчики
КИЗО Новозыбковской городской администрации
Другие
Самойленко Ирина Викторовна в интересах н/л Самойленко Артема Владимировича
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Корбан Анжелика Вадимовна
Дело на странице суда
novozibkovsky.brj.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2021Передача материалов судье
25.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Подготовка дела (собеседование)
23.04.2021Подготовка дела (собеседование)
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
24.05.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
25.05.2021Подготовка дела (собеседование)
25.05.2021Рассмотрение дела начато с начала
02.06.2021Судебное заседание
02.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее