Дело № 2а-2620/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 05 марта 2020 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Гайтына А.А.
при секретаре Кардаш Д.Ф.
с участием:
административного истца Дражиной И.Т.,
представителя административного ответчика Барболиной С.А., действующей на основании доверенности № 05-68/829 от 06.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дражиной И. Т. к управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского округа в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании решения незаконным,
установил:
Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит признать решение от 14.08.2019 управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в ПВО г. Краснодара об отказе в предоставлении средств на материнский (семейный) капитал незаконным, и обязать управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в ПВО г. Краснодара предоставить ей средства материнского (семейного) капитала.
В обоснование требований указано, что 14.08.2019 административным ответчиком принято решение об отказе Дражиной И.Т. в предоставлении средств на материнский (семейный) капитал. Последующие обжалования данного решения в вышестоящие органы закончились формальной перепиской. Основанием принятия такого решения послужили положения ст. 3-1 Закона Краснодарского края от 22.02.2005 № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», где закреплено право на получение меры социальной поддержки в виде материнского (семейного) капитала у граждан РФ, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ. Поскольку третий ребенок истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент рождения не являлась гражданкой РФ, управление, сославшись на указанную норму закона, отказало Дражиной И.Т. в предоставлении средств на материнский (семейный) капитал. Считает данный отказ неправомерным, в связи с тем, что Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Подобное толкование указанного закона Краснодарского края противоречит Конституции РФ и не подлежит применению. В связи с тем, что в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, административный истец вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании административный истец поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п. 11 ст. 226 КАС РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.08.2019 управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского округа в ПВО г. Краснодара направило в адрес Дражиной И.Т. уведомление №, согласно которому ей отказано в предоставлении средств материнского (семейного) капитала, поскольку на момент рождения ребенок, в связи с рождением которого возникло право на получение материнского капитала, не являлся гражданином Российской Федерации (л.д. 13).
Из пояснений административного истца следует, что о вынесении оспариваемого решения ей стало в конце августа 2019 года, с административным исковым заявлением истец обратилась в суд согласно входящему штампу 14.01.2020, то есть спустя более 4 месяцев с нарушением установленного законом срока. Ходатайство о его восстановлении с указанием уважительных причин пропуска не заявлено.
В соответствии со ст. 3.1. Закона Краснодарского края от 22.02.2005 № 836-K3 «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» право на получение меры социальной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края, при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.12.2013 N 1412 "Об утверждении Порядков выдачи уведомления на материнский (семейный) капитал и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала" предусмотрено, что в соответствии со статьей 3.1 Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" право на получение уведомления имеют женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2011 года, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского (семейного) капитала (далее - семейный капитал) в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае", являющиеся гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, и принятым в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
Согласно п. 45 Положения наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется документами, в том числе: свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя; свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, представленной должностным лицом полномочного органа.
Пунктом 45.3 Положения установлено, что свидетельством о рождении может удостоверяться наличие у ребенка в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации по рождению, если в свидетельство о рождении внесены сведения: о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя ребенка (пункт «а» части первой статьи 12 Федерального закона № 62-ФЗ, когда на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка).
Из материалов дела усматривается, что в свидетельстве о рождении ребенка ФИО5, <данные изъяты>, указаны родители ФИО6 и Дражина И.Т., граждане Казахстана, место рождения – <адрес>, также стоит штамп о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации на основании ч. 7 ст. 14 Закона № 62-ФЗ, т.е. не по рождению, а по иным основаниям.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями у Дражиной И.Т. отсутствует право на получение средств краевого материнского (семейного) капитала, оспариваемое решение управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского округа в ПВО г. Краснодара, которым Дражиной И.Т. отказано в предоставлении средств краевого материнского (семейного) капитала, является законным.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию сторон, принимая во внимание, что административным истцом пропущен установленный законом срок обращения в суд, а также не представлены доказательства нарушения ее прав со стороны административного ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявление Дражиной И. Т. к управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского округа в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара А.А. Гайтына
Решение изготовлено 19.03.2020
Дражиной И.Т.
350055, г. Краснодар, КВО, с/т «Восход», <адрес>
Управление социальной защиты населения
министерства труда и социального развития
Краснодарского края в Прикубанском
внутригородском округе г. Краснодара
г. Краснодар, <адрес>
19.03.2020 Г-24
Направляется копия решения Советского районного суда г. Краснодара от 05.03.2020 по административному иску Дражиной И. Т. к управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского округа в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара о признании решения незаконным, для сведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ: по тексту в каждый адрес.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара А.А. Гайтына