Дело № 2а-1535/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Приб Я.Я.,
при секретаре: Киселевой А.Е.,
с участием прокурора ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске Кемеровской области 10 августа 2018 года
дело по административному исковому заявлению Сырова Н.А. к Избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» о защите избирательных прав, признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Сыров Н.А. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» о защите избирательных прав, признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты.
Требования административного истца мотивированы тем, что 19.06.2018 официально опубликовано решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа (№ 361 от 14.06.2018) о назначении на 09.09.2018 выборов депутатов Совета народных депутатов Междуреченского городского округа VI созыва, и с данного дня началась избирательная компания.
Основным законом, регулирующим отношения, связанные с проведением выборов депутатов Совета народных депутатов Междуреченского городского округа VI созыва, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации». Дополнительные гарантии избирательных прав установлены Областным законом от 30.05.2011 № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», который применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 67-ФЗ.
Выборы депутатов Совета народных депутатов Междуреченского городского округа VI созыва проводятся в том числе, по одномандатным избирательным округам, схема которого утверждена Решением Совета депутатов Междуреченского городского округа VI созыва от 29.05.2018 № 355.
Уставом муниципального образования «Междуреченский городской округ» (в ред. от 26.04.2018) установлено, что организацию и проведение муниципальных выборов обеспечивает муниципальная избирательная комиссии.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» от 19.06.2018 № 8, полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета народных депутатов Междуреченского городского округа VI созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования «Междуреченский городской округ».
Решением Избирательной комиссии от 19.07.2018 № 98, он зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Совета депутатов Междуреченского городского округа VI созыва по одномандатному избирательному округу №.
Лазарев О.А. также зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Междуреченского городского округа VI созыва по тому же одномандатному избирательному округу №. Однако, решение о его регистрации (от 27.07.2018 № 138), принято Избирательной комиссией с нарушением закона, поскольку имелись основания отказа в регистрации данного кандидата.
Среди документов, представленных кандидатом для выдвижения и регистрации, имеются документы, оформленные с нарушением закона, представлены не все документы, необходимые для регистрации кандидата.
20.07.2018 кандидатом Лазаревым О.А. в Избирательную комиссию были представлены документы для регистрации, включая подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, выписка из лицевого счета от 19.07.2018.
Представленный кандидатом Лазаревым О.А. протокол об итогах сбора подписей не соответствует форме, утвержденной Избирательной комиссией 19.07.2018, размещенной на официальном сайте Избирательной комиссии.
Тем самым, кандидатом Лазаревым О.А. представлен документ, оформленный с нарушением требований закона, что должно было стать основанием для отказа ему в регистрации по пп. 1 «в1» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ.
Представленный кандидатом Лазаревым О.А. первый финансовый отчет не содержит в себе необходимых сведений о номере специального избирательного счета, наименования филиала и адреса местонахождения Сбербанка России, в котором у кандидата открыт счет. Кандидатом Лазаревым О.А. для регистрации предоставлен документ, оформленный с нарушением закона, что также должно было явиться основанием для отказа ему в регистрации.
Кандидатом Лазаревым О.А. не были представлены Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, а также справка банка об остатке средств на избирательном счете. Выписка из лицевого счета от 19.07.2018 не является банковской справкой. Учитывая, что обязанность представления Учета поступления и расходования средств избирательного фонда и справки банка об остатке денежных средств, прямо предусмотрена законом, отсутствие данных документов является основанием для отказа кандидату в регистрации.
Количество достоверных подписей избирателей не достаточно для регистрации кандидата. Применительно к одномандатному избирательному округу № кандидату необходимо предоставить минимум 25 подписей (что составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных в данном округе). Кандидатом Лазаревым О.А. в числе документов для регистрации в Избирательную комиссию были представлены 29 подписей избирателей, содержащихся на 4 листах. Листы с подписями избирателей представлены не в сброшюрованном виде, не прошиты, в нарушение п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ.
При оформлении листов, кандидатом допущены следующие существенные нарушения закона, являющиеся основаниями при знания недействительными всех содержащихся в них подписей избирателей:
- форма подписного листа не соответствует Приложению № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ. При этом, обязанность изготавливать подписные листы по форме соответствующего приложения к Федеральному закону № 67-ФЗ установлена пунктом 8 ст. 37 данного закона.
- во всех подписных листах не указаны сведения о принадлежности кандидата Лазарева О.А. к общественному объединению - член профсоюзной организации, информация о чем, содержится в заявлении о согласии баллотироваться. Обязанность указать в подписном листе принадлежность кандидата к общественному объединению, в случае если кандидат указал об этом в заявлении о согласии баллотироваться, предусмотрена п. 9 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ.
В соответствии с пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, содержащиеся в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону №67-ФЗ, и (или) в которой не внесены сведения, предусмотренные п. 9 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ.
Таким образом, все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах в поддержку кандидата Лазарева О.А. должны быть признаны недействительными.
- листы №, №, № не заверены лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кандидатом.
В соответствии с п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ (п.5 ст. 27 Областного закона № 54-ОЗ), каждый подписной лист заверяется подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа, лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату внесения.
В соответствии с п. 13 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ (п.7 ст. 27 Областного закона № 54-ОЗ), каждый подписной лист с подписями в поддержку выдвижения (самовыдвижения) должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно пп. «з» п. 6.4 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата.
Поскольку сведения, предусмотренные пунктами 12, 13 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ, в подписных листах №, №,№ отсутствуют, все подписи в данных подписных листах являются недействительными по основанию пп. «з» п. 6.4 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ.
Федеральным законом № 67-ФЗ не предусмотрена возможность собирать подписи избирателей в лист отдельно от сведений о кандидате. Подписные листы №, №, № не содержат сведений о кандидате, а содержат лишь таблицу, в сроки которой внесены сведения об избирателях и их подписи с датами внесения. Такой порядок сбора подписей и оформление подписных листов являются не только формальным нарушением закона, но и фактически вводят избирателя в заблуждение относительно личности кандидата и не позволяют установить, в поддержку какого именно кандидата избирателем была поставлена подпись.
Таким образом, все подписи избирателей, собранные в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа по одномандатному избирательному округу № Лазарева О.А., должны были быть признаны Избирательной комиссией недействительными по вышеизложенным основаниям.
Как следует из п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в отношении подписных листов с подписями избирателей, которые выступают необходимым условием регистрации кандидата, закон не допускает возможности внесения в них исправлений, дополнений или приведения их в соответствие с законом после представления их в избирательную комиссию, поэтому о выявленных недостатках в оформлении подписных листов комиссия не должна уведомлять кандидата.
Таким образом, на момент принятия Избирательной комиссией оспариваемого решения, имелись достаточные основания для отказа Лазареву О.А. в регистрации кандидатом в депутаты по основаниям, изложенным выше.
Оспариваемое решение Избирательной комиссии нарушает его пассивное избирательное право - право быть избранным в представительный орган местного самоуправления, поскольку уменьшает возможность избрания его депутатом Совета народных депутатов Междуреченского городского округа, кроме того, оно нарушает равенство (равенство перед законом, равенство прав), гарантированное Конституцией Российской Федерации, так как допускает возможность участия в выборах гражданина, который стал зарегистрированным кандидатом в депутаты, несмотря на наличие нарушений, препятствующих регистрации кандидата.
Просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» от 27.07.2018 № 138 «О регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа шестого созыва Лазарева О.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №».
В судебное заседание административный истец Сыров Н.А. будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 77), не явился. Представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителей (л.д. 80).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующая на основании доверенности <адрес>2 от 02.08.2018 (л.д. 18), на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного истца ФИО9, действующая на основании доверенности <адрес>2 от 02.08.2018 (л.д. 18), будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Причина неявки в суд не известна, каких-либо ходатайств до начала рассмотрения дела не поступало.
В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» ФИО6, действующий на основании решения Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 28.05.2018 № (л.д. 35-36), предоставил письменные возражения, сущность которых сводится к тому, что Избирательная комиссия муниципального образования «Междуреченский городской округ» не согласна с заявленными исковыми требованиями по следующим основаниям.
Представленный кандидатом Лазаревым О.А. итоговый протокол сбора подписей, действительно, не соответствует форме, утвержденной Избирательной комиссией. Однако, учитывая незначительное количество подписей, а также тот факт, что использование иной формы не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем, никоим образом не влечет нарушение прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, не является тем нарушением формы подписного листа, которое свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, Избирательная комиссия не усматривает существенного нарушения избирательного законодательства. Тем более, что кандидатом Лазаревым О.А. была использована форма, утвержденная ЦИК РФ.
В первом финансовом отчете кандидата Лазарева О.А., действительно, не указан номер специального избирательного счета, наименование и адрес подразделения Сбербанка России. Однако в Избирательную комиссию была представлена справка ПАО Сбербанк об открытии 11.07.2018 года на имя Лазарева О.А. В структурном подразделении № ПАО Сбербанк по адресу: 652877. <адрес>, пом.За специального избирательного счета №. Кроме того, номер специального избирательного счета был указан на подписном листе кандидата, а также в выписке из лицевого счета за период с 09.07.2018 по 19.07.2018.
Непредставление Лазаревым О.А. учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, а также справки банка об остатке средств на избирательном счете не может являться основанием для отмены Решения Комиссии.
Федеральным законом № 67-ФЗ установлены единые формы подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах всех уровней (пункт 8 статья 37 Федерального закона 67-ФЗ). В соответствии с установленной формой подписной лист кандидата ФИО7 содержит все необходимые сведения о кандидате. Отсутствие в подписном листе указания на принадлежность Лазарева О.А. к общественному объединению не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем, никоим образом не влечет нарушение прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, не является тем нарушением формы подписного листа, которое свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов. Тем более, что Лазарев О.А. был выдвинут кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа в порядке самовыдвижения.
Утверждение о том, что подписные листы №№, № не заверены лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и кандидатом является не верным, так как представленный в комиссию подписной лист является единым документом, имеющим сквозную нумерацию, последний лист которого заверен кандидатом, осуществлявшим самостоятельный сбор подписей.
К работе по проверке подписного листа, представленного кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа шестого созыва Лазаревым О.А., избирательная комиссия муниципального образования «Междуреченский городской округ» эксперта-почерковеда не привлекала, соответственно подписи избирателей, представленные кандидатом не могли быть признаны недостоверными. При проверке подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа шестого созыва Лазаревым О.А., избирательная комиссия муниципального образования «Междуреченский городской округ» установила, что все подписи были собраны кандидатом среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Представленный кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа шестого созыва Лазаревым О.А. подписной лист, был изготовлен за счет средств избирательного фонда кандидата, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета за период с 09.07.2018 по 19.07.2018. Факты внесения подписей избирателей нерукописным способом или карандашом в подписной лист кандидата Лазарева О.А. не выявлены. Кандидатом Лазаревым О.А. период сбора подписей избирателей не был нарушен. В представленном кандидатом Лазаревым О.А. подписном листе все требуемые Федеральным законом 67-ФЗ сведения об избирателях указаны. Избирательной комиссией не выявлены нарушения кандидатом Лазаревым О.А. требований закона, предусмотренных подпунктом "к" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ). Имеющиеся в подписном листе кандидата Лазарева О.А. помарки не препятствуют однозначному толкованию сведений об избирателях. Официальные справки в Избирательной комиссией не запрашивались, эксперты к работе не привлекались. При проверке подписного листа, представленного кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа шестого созыва Лазаревым О.А., избирательная комиссия муниципального образования «Междуреченский городской округ» установила, что все подписи были собраны кандидатом среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписной лист заверен подписью кандидата Лазарева О.А., который без привлечения иных лиц самостоятельно осуществлял сбор подписей, дата заверения проставлен кандидатом собственноручно. В подписном листе отсутствуют исправления, специально не оговоренные соответственно осуществлявшим сбор подписей кандидатом Лазаревым О.А. Таким образом, основания для признания подписей избирателей, представленных кандидатом Лазаревым О.А. отсутствуют.
В судебном заседании заинтересованное лицо Лазарев О.А. в удовлетворении заявленных требований возражал.
Избирательная комиссия Кемеровской области в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 243 КАС РФ проинформирована судом о принятии к производству настоящего административного искового заявления и времени и месте рассмотрения дела (л.д. 26-28,76).
Согласно ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав оригиналы документов представленных кандидатом Лазаревым О.А. в избирательную комиссию муниципального образования «Междуреченский городской округ», изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению в частности кандидата зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с п. 3 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что кандидатом Лазаревым О.А. протокол об итогах сбора подписей не соответствует форме, утвержденной Избирательной комиссией 19.07.2018, размещенной на официальном сайте Избирательной комиссии, тем самым Лазаревым О.А. представлен документ, оформленный с нарушением требований закона.
Действительно, в соответствии с пп. "и" п. 6.4 ст. 38 ФЗ N 67 все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 6 к этому же Закону подлежат признанию недействительными.
Судом установлено, что кандидатом Лазаревым О.А. в Избирательную комиссии предоставлен протокол об итогах сбора подписей, который соответствует Приложению № 1 к Рекомендациям по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации, списка лиц, осуществлявших сбор подписей, и представлению их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (л.д. 69), и как видно из подписных листов, имеющихся в материалах дела, в протоколе содержатся вся необходимая информация, предусмотренная Законом.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт в.1); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из административного иска, Сыров Н.А. ссылается на наличие среди проверенных избирательной комиссией подписных листов ряда подписей избирателей, имеющих неоговоренные исправления или искажения юридически значимых сведений, а именно:
- в подписном листе за № - в серии и номере паспорта избирателя имеются исправления;
- в подписном листе за № - исправления в годе рождения избирателя;
- в подписном листе за № - исправление адреса места жительства избирателя;
- в подписном листе за № - исправления в графе подписного листа «Фамилия, имя, отчество» избирателя;
- в подписном листе за № - исправления в графе подписного листа «Фамилия, имя, отчество» и в адресе места жительства избирателя;
- в подписном листе за № - исправления в графе подписного листа «Фамилия, имя, отчество» и в адресе места жительства избирателя;
- в подписном листе за №- исправления в адресе места жительства избирателя;
- в подписном листе за №- исправления в серии паспорта избирателя;
- в подписном листе за №- дата внесения подписи избирателя указана неверно «19.07.08».
Исследовав подлинные подписные листы, суд приходит к следующему.
Имеющиеся в дате рождения избирателя №, в адресе места жительства избирателей № и №, №, в серии паспорта избирателя № и №, помарки не могут расцениваться как исправления, поскольку не имели места изменения первоначально указанных цифр и букв. Не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений.
В то же время из материалов дела усматривается, что в подписном листе при заполнении паспортных данных избирателя № в адресе места его проживания <адрес> имеет явные признаки исправления, следовательно, в соответствии с ч. 6.5 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года подпись избирателя подлежит признанию ее недействительной.
В подписном листе избирателя № имеется очевидное исправление фамилии избирателя, которая читается в данном случае двояким образом, и без оговоренных исправлений сделать вывод о действительной фамилии избирателя не представляется возможным. Указанное исправление в подписном листе никак не оговорено, в соответствии с ч. 6.5 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ подписи избирателей подлежали признанию их недействительными.
Согласно положениям пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Положениями п. 1.1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с п. 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Подписной лист к документам, содержащим сведения о кандидате, не относится, приведенная норма устанавливает прямой запрет вносить в них какие-либо изменения.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определено, что кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Лазаревым О.А. неверно выбрана форма подписного листа, поскольку подписной лист, представленный Лазаревым О.А. выполнен по приложению № 5 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ с указанием наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В то время как форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, в частности к которым относится Совет народных депутатов Междуреченского городского округа, подлежала оформлению согласно приложению 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Вместе с тем, анализ подписного листа, представленного Лазаревым О.А. в избирательную комиссию муниципального образования «Междуреченский городской округ», показывает, что перечень и содержание его реквизитов полностью соответствует установленной для данного уровня выборов форме подписных листов, ввиду чего оснований для признания подписей избирателей в подписном листе недействительными по указанным причинам не имеется.
Статья 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентирует отношения по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов.
Согласно п. 8 названной нормы, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляется согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрена заверительная запись "Подписной лист удостоверяю" в конце списка избирателей.
Пунктом 14 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Данной нормой закона императивно предусмотрено, в каком месте подписного листа должны находиться заверительные записи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата. Не допускается произвольное размещение обязательных реквизитов на подписном листе, их дублирование.
Таким образом, анализ избирательного законодательства, п. п. 12 - 14 ст. 37 и пп. "з", "л", "н", "о" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ в совокупности позволяет сделать вывод о том, что заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата должна быть выполнена в изготовленном подписном листе однократно, на оборотной стороне подписного листа после последней подписи избирателя.
Пунктом 14 статьи 37 приведенного Закона установлено, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
При этом пунктом 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрена обязанность представить подписные листы в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, что предполагает скрепление между собой каждого подписного листа, содержащего подписи избирателей или на одной стороне листа, или на его обеих сторонах, но не отдельных страниц одного и того же подписного листа.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что каждый подписной лист оформляется на отдельном листе бумаги и заполняется с лицевой и оборотной сторон, иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что представленный ФИО7 подписной лист изготовлен на четырех отдельных листах, первый из которых содержит сведения о представительном органе, кандидате, а 2-й, 3-й и 4-й листы - информацию об избирателях и их подписи, при этом на них отсутствует лицевая часть (заголовок) подписного листа.
Как усматривается из материалов дела, подписной лист заверен подписью кандидата Лазарева О.А., дата заверения проставлена кандидатом собственноручно, заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, в подписном листе отсутствует.
Вышеуказанное нарушение формы подписного листа судом признается существенным, поскольку может ввести избирателей в заблуждение относительно личности кандидата.
Кроме того, согласно п. 9 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 №54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Суд также находит основанным на законе довод административного истца о том, что обязательным указанием в подписном листе является указание кандидатом Лазаревым О.А. на принадлежность в общественной организации.
Судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться Лазарев О.А. указал о своей принадлежности к Российскому независимому профсоюзу работников угольной промышленности первичная профсоюзная организация «Шахтоуправление «Южный Кузбасс». Для подтверждения указанных сведений представлена справка о членстве в организации, достоверность которой никем не опровергнута (л.д. 58).
Следовательно, соответствующие сведения применительно к приведенным выше законоположениям должны быть указаны Лазаревым О.А. и в подписных листах.
Между тем из имеющихся в деле копии подписного листа, представленных Лазаревым О.А., следует, что в них указанная информация отсутствует (л.д. 60).
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложения 8 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О и заключающуюся в том, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
В соответствии с правовой позицией, высказанной в Определениях Верховного Суда РФ от 23.08.2013 N 73-АПГ13-9, от 09.09.2014 N 16-АПГ14-15 форма подписного листа не может быть признана соответствующей закону, если объем сведений, содержащихся в нем, не соответствует объему сведений, предусмотренному законом. Отсутствие сведений о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что все подписи в подписных листах, представленном кандидатом Лазаревым О.А. в избирательную комиссию муниципального образования «Междуреченский городской округ» 20.07.2018 года, должны быть признаны недействительными, поскольку изготовлены в нарушение установленной федеральным законом формы, на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и в которые не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено представление кандидатом с иными документами для регистрации первого финансового отчета.
Согласно п. 12 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
В данном случае такая обязанность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пп.3 п.1 ст. 73 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 №54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», для своей регистрации кандидат на должность депутата представительного органа муниципального образования - в окружную избирательную комиссию единовременно представляют следующие документы: первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 настоящего Закона). Первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
Согласно п. 4.6 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, кандидатов при проведении выборов в органы местного самоуправления Кемеровской области, утвержденной постановлением избирательной комиссии Кемеровской области от 29.05.2018 №40/391-6, финансовый отчет составляется по форме (приложение № 9). Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет избирательного объединения, кандидата и расходование этих средств, банковская справка об оставшихся средствах или о закрытии специального избирательного счета, сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда на бумажном носителе и в электронном виде, пояснительная записка.
Представленный Лазаревым О.А. в избирательную комиссию первый финансовый отчет не содержит сведений о номере специального счета, наименования филиала и адреса местонахождения Сбербанка России, предусмотренного Приложением № 9 к Инструкции (л.д. 64).
Как отмечено в абзаце 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" только значительные нарушения могут вести за собой отмену регистрации кандидата, при этом о таких нарушениях не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» № от 27.07.2018 года о регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа шестого созыва Лазарева О.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № принято в нарушение требований действующего избирательного законодательства, чем нарушены права и законные интересы административного истца.
В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, судом установлено, что при регистрации кандидата Лазарева О.А. были допущены нарушения положений статьи 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сырова Н.А. к Избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» о защите избирательных прав, признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.
Решение избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» № от 27.07.2018 года о регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Междуреченского городского округа шестого созыва Лазарева О.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Я.Я. Приб
Полный текст мотивированного решения изготовлен 10 августа 2018 года
Копия верна
Судья: Я.Я. Приб