К делу № 2-1964/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2014 г. гор. Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Садова Б.Н.
при секретаре судебного заседания - Сузановской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Василиади ФИО8 и Егиян ФИО9 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об оспаривании кадастровых оценок земельных участков и об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной,
У С Т А Н О В И Л :
Василиади М.Х. и Егиян М.М., с учетом уточненных исковых требований, обратились в суд с иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об оспаривании кадастровых оценок земельных участков и об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной.
В обоснование иска указали, что они являются арендаторами земельного участка общей площадью 1051 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием - для размещения ресторана, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашением о передаче прав и обязанностей по данному договору от ДД.ММ.ГГГГ и земельного участка общей площадью 29 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для размещения трансформаторной будки лит. «Ж», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашением о передаче прав и обязанностей по данному договору от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ года, кадастровая стоимость земельного, общей площадью 1051 кв.м, с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, и кадастровому паспорту № от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 29 кв.м, с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>.
В приложениях к указанным договорам аренды приведены расчёты арендной платы указанных земельных участков за 2014 год, исходя из их кадастровой стоимости. Являясь плательщиками арендных платежей, с указанными кадастровыми стоимостями не согласны, считая их многократно завышенными.
Просят определить кадастровую стоимость данных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере их рыночной стоимости, обязав ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровых стоимостях указанных земельных участков, определённых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель истцов по доверенностям ФИО5, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - администрации МО город-курорт Геленджик по доверенности ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном возражении на иск.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о передаче прав и обязанностей по данному договору от ДД.ММ.ГГГГ года, а также договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о передаче прав и обязанностей по данному договору от ДД.ММ.ГГГГ года, истцы являются арендаторами земельных участков соответственно, общей площадью 1051 кв.м, с кадастровым номером № с разрешенным использованием - для размещения ресторана, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 29 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием – для размещения трансформаторной будки лит.«Ж», расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков составляет для площади 1051 кв.м (кадастровый номер №) - <данные изъяты>, а для площади 29 кв.м (кадастровый номер <данные изъяты>, что подтверждается кадастровыми паспортами соответственно от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истцы, ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровых стоимостей земельных участков, которые полагают значительно превышают рыночную стоимость, обратились с ходатайством о проведении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельных участков, так как это напрямую влияет на размер арендных платежей.
Определением Геленджикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю.
Согласно выводам полученного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ года, рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 1051 кв.м, с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> и рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 29 кв.м, с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Суд, оценив указанное заключение эксперта с учётом положения ст.67 ГПК РФ, принимает его в качестве допустимого доказательства, так как оно соответствует фактическим обстоятельствам дела, составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночные стоимости указанных земельных участков определены экспертом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, то есть на последнюю дату проведения государственной кадастровой оценки земель, эксперт предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, оснований сомневаться в объективности его выводов не имеется. Заключение сторонами не оспаривалось.
Судебный порядок рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости земельных участков направлен на преодоление неточностей её определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.
Права истцов, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о их кадастровой стоимости.
Таким образом, суд полагает, что информация, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости (далее ГКН), о кадастровых стоимостях указанных земельных участков не соответствуют их рыночной стоимости, определенных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Федеральным законом от 22.07.2010 года № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
С учетом приведенных положений, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, и ее оспаривание в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ", но и в случае установления рыночной стоимости земельного участка, определение кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон № 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона № 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.
В силу п.11 ч.2 ст.7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом согласно ч.4 ст.16 Закона № 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, на основании Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», были определены кадастровые стоимости указанных земельных участков.
В соответствии со ст.24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В 2011 году в Краснодарском крае выполнена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов (далее — ГКОЗ НП), расположенных на территории Краснодарского края. Результаты ГКОЗ НП утверждены Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Краснодарского края» и вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ года. Перечень земельных участков, подлежащих актуализации ГКОЗ НП, был сформирован по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, судом установлено, что последняя дата проведения государственной кадастровой оценки земельных участков является ДД.ММ.ГГГГ года, а указанные кадастровые стоимости данных земельных участков для определения их платности в силу ст.65 Земельного кодекса РФ вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
Действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила оценки), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу п.5 указанных Правил оценки, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п.10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно п.8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508, кадастровая стоимость объектов оценки (земельных участков) определяется на дату формирования Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке).
Соответственно, рыночная стоимость земельного участка, определенная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ может быть применена только к правоотношениям, на которые распространяет своё действие Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Краснодарского края», которым определено проведение государственной кадастровой оценки земель по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и, которое действует для целей налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ года.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом положения п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу указанного положения, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства и названные нормы законодательства, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования, обязав ответчика осуществить внесение в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровых стоимостях земельных участков равной их рыночным стоимостям.
В силу ч.1 ст.144 ГПК РФ суд считает возможным, после вступления решения суда в законную силу, отменить обеспечительные меры в виде приостановки действий договоров аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части размера, условий арендной оплаты и ответственности за нарушения сроков внесения арендных платежей (раздел 2, п.п. 4.1.2, 4.1.5, раздел 5 указанных договоров), принятые определением Геленджикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1051 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:40:0412002:57, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 29 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░. «░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1051 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 29 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░. «░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░ 2, ░.░. 4.1.2, 4.1.5, ░░░░░░ 5 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: