Судья Левченко П.А. УИД: 61RS0025-01-2022-001858-16
дело № 33-20141/2023
№ 2-403/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 декабря 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Алферовой Н.А.
судей Боровлевой О.Ю., Иноземцевой О.В.
при секретаре Загутиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах к администрации Багаевского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, об обязании проводить контроль за качеством питьевой воды по апелляционной жалобе Администрации Багаевского района Ростовской области на решение Багаевского районного суда Ростовской области от 20 июня 2023 года. Заслушав доклад судьи Алферовой Н.А., судебная коллегия
установила:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах обратился в суд с иском к администрации Багаевского района Ростовской области об обязании исполнить обязательные требования законодательства, ссылаясь на то, что питьевое водоснабжение Багаевского района осуществляется централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения ООО «Водоканал», которое обслуживает население ст. Багаевской, х. Красный, ст. Манычской, п. Первомайский. В остальных населенных пунктах района организации, осуществляющие водоснабжение, отсутствуют. Водоснабжение района осуществляется из подземных водоисточников – артезианских скважин, глубина скважин 55-58 м. Подготовка подачи воды в сеть не проводится. Водонапорные сооружения – металлические башни Рожновского различной высоты и объема 12-22 куб.м. Водозабор из поверхностного водоисточника р. Дон - 1 класса - расположен в районе ст. Багаевская и оснащен полным комплексом водоочистных сооружений. Вода подземных водоисточников подается без очистки и обеззараживания. Качество воды в источниках водоснабжения не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по микробиологическим показателям в 36,5 % случаях в 2019, в 2020 и 2021 годах нестандартные пробы не выявлены, по санитарно-химическим показателям в 2019 г. в 7,6 % случаях вода в источниках централизованного водоснабжения не соответствовала гигиеническим нормативам, в 2020г. в 21,7 %, в 2021г. нестандартные пробы не выявлены. Качество питьевой воды в распределительной сети по результатам мониторинга в 2021 году улучшилось по санитарно-химическим показателям, процент нестандартных проб составил 9,7% (в 2020 г. -21,6 %, в 2019 г.- 43,8 %). По микробиологическим показателям качество питьевой воды из распределительной сети в 2021 году улучшилось, процент нестандартных проб воды по микробиологическим показателям в распределительной сети составил 0 % в 2020 г. - 8,0%, в 2019 г. - 3,1%. Учитывая, что на территории Багаевского района отсутствуют организации, осуществляющие холодное водоснабжение на территории х. Арпачин, п. Ясный Манычского сельского поселения, администрацией Багаевского района в 2020 году разработана, утверждена и согласована в установленном порядке с органами Роспотребнадзора программа производственного контроля за качеством питьевой воды, однако до настоящего времени ни одного лабораторного исследования качества воды администрацией не выполнено. В отношении населенных пунктов х. Ажинов, х. Красный, п. Привольный, п. Садовый, х. Усьман, х. Белянин, п. Дачный программы производственного контроля за качеством питьевой воды не разработаны и не согласованны в установленном законом порядке. В адрес администрации Багаевского района было направленно письмо о принятии мер по организации производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой жителям Багаевского района, однако исчерпывающих мер принято не было. Таким образом, население вышеуказанных населенных пунктов Багаевского района получает питьевую воду, качество которой не контролируется на постоянной основе. 11.11.2022 в отношении администрации Багаевского района было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 144, вместе с тем, администрацией Багаевского района обязанности по осуществлению производственного контроля качества воды в целях обеспечения соответствия качества установленным действующим законом не исполнены.
На основании изложенного, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд обязать администрацию Багаевского района Ростовской области исполнить обязательные требования законодательства – производить производственный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с кратностью и в объеме, установленным санитарными правилами и утвержденными программами производственного контроля качества питьевой воды, поставляемой в населенные пункты Багаевского района Ростовской области: х. Арпачин, пос. Ясный, х. Ажинов, х. Красный, пос. Привольный, пос. Садовый, х. Усьман, х. Белянин, пос. Дачный.
Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 20 июня 2023 года исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области удовлетворены.
С указанным решением не согласилась администрация Багаевского района Ростовской области, которая в своей апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы апеллянт повторяет позицию, изложенную в суде первой инстанции, и настаивает на том, что вода, подаваемая в спорные населенные пункты, кроме х. Белянин, является технической, а не питьевой. Питьевое водоснабжение в х. Белянин осуществляет ресурсоснабжающая организация – ООО «Водоканал».
По мнению апеллянта, исковые требования об обязании осуществить производственный контроль за качеством воды, которая не является питьевой, не направлены на достижение результата об обеспечении качественного питьевого водоснабжения, а направлены на необоснованные финансовые затраты ответчика с целью материального содержания организаций, осуществляющих соответствующие анализы качества воды.
Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца и третьего лица, извещенных о дате и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежащим образом.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, выслушав представителя администрации Багаевского района Ростовской области, поддержавшего апелляционную жалобу, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, питьевое водоснабжение в части населенных пунктов в Багаевском районе осуществляется централизованными системами хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Водоканал».
В большей части населенных пунктов Багаевского района Ростовской области организации осуществляющие холодное водоснабжение отсутствуют. Водоснабжение в данных пунктах осуществляется из подземных источников (артезианских скважин) глубиной 55-58 метров. Подготовка подачи воды в сеть не проводится.
В 2020 году администрацией Багаевского района разработана, утверждена и согласована в установленном порядке с органами Роспотребнадзора программа производственного контроля за качеством питьевой воды в населенных пунктах: х. Ажинов, х. Красный, п. Привольный, п. Садовый, х. Усьман, х. Белянин, п. Дачный.
30.07.2020 в адрес администрации истцом направленно письмо (исх. № 23-94/11339) о принятии мер по организации производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой жителям Багаевского района, однако исчерпывающих мер принято не было.
11.11.2022 в отношении администрации Багаевского района было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований ФЗ № 144.
Принимая обжалуемое решение, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», исходя из того, что население х. Арпачин, п. Ясный, х. Ажинов, х. Красный, п. Привольный, п. Садовый, х. Усьман, х. Белянин, п. Дачный Багаевского района получает питьевую воду, качество которой не контролируется на постоянной основе, а отсутствие постоянного производственного контроля за качеством воды и информации о ее качестве не позволит своевременно принять меры и провести профилактические мероприятия в случае ухудшения качества воды и, как следствие, чревато развитием массовых инфекционных заболеваний, принимая во внимание, что администрацией Багаевского района не исполняется обязанность по осуществлению производственного контроля качества воды в целях обеспечения соответствия качества, установленного действующим законом, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда ввиду следующего.
Согласно положениям п.п. 18, 24 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Техническая вода - это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения и для производства пищевой продукции.
В соответствии со ст. 23 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 данного Федерального закона (ч. 1).Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4).
В силу ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 32 указанного закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", введенных в действие с 1 марта 2021 г.
В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Согласно пункту 1 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.
Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 "Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.
Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, к которым могут относиться и органы местного самоуправления. При этом, из изложенного следует, что для проверки соответствия качества питьевой воды помимо государственного санитарно-эпидемиологического надзора должен осуществляться и производственный контроль, однако, он должен осуществляться в случае наличия водоснабжения питьевой водой в населенном пункте.
Принимая обжалуемое решение, суд не дал надлежащую оценку доводам ответчика о том, что в спорных населенных пунктах, кроме х. Белянин, отсутствует подача питьевой воды, а водоснабжение осуществляется путем подачи технической воды.
Так, в материал дела представлено вступившее в законную силу решение Багаевского районного суда Ростовской области от 15 мая 2023 года, согласно которому судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Багаевского района не обеспечено водоснабжение жителей Ажиновского сельского поселения Багаевского района Ростовской области, в связи с чем суд обязал администрацию организовать питьевое водоснабжение в населенных пунктах Ажиновского сельского поселения Багаевского района Ростовской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В состав Ажиновского сельского поселения входят, в том числе, х. Ажинов и п. Привольный. Сведений об исполнении указанного решения суда материалы дела не содержат.
Также в материалы дела представлен муниципальный контракт № 55 от 30.07.2020, заключенный между администрацией Багаевского района в лице главы администрации Багаевского района Шевцова А.М. и ООО «Троицкий и К ЛТД», согласно которому последний взял на себя обязательства по разработке проектной документации по объекту: «Строительство системы водоснабжения ст. Манычская, п. Первомайский, х. Красный, х. Усьман, х. Арпачин Багаевского района Ростовской области». Срок оказания работ: с момента заключения муниципального контракта до 01.10.2021.
Сведений о начале и завершении строительных работ систем водоснабжения в указанных населенных пунктах материалы дела не содержат.
Из представленной в апелляционную инстанцию справки главы администрации Багаевского района №64/6575 от 4.12.2023 следует, что в указанных истцом населенных пунктах ( за исключением х. Белянин) отсутствуют источники питьевого водоснабжения, а в х. Белянин питьевое водоснабжение осуществляет ООО «Водоканал».
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами достоверно подтверждено отсутствие водоснабжения населения питьевой водой в х. Ажинов, п. Привольный, х. Красный, х. Усьман, х. Арпачин, п. Дачный, п. Ясный, п. Садовый.
Из положений ст.46 Конституции РФ и требований ч.1 ст.3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения и вести к восстановлению нарушенного права. Заявляя требования об обязании ответчика исполнить обязательные требования законодательства, а именно производить производственный контроль за качеством питьевой воды в соответствии с кратностью и в объеме, установленным санитарными правилами и утвержденными программами производственного контроля качества питьевой воды, поставляемой в вышеуказанные населенные пункты, истец не обосновал, каким образом могут быть исполнены названные обязательные требования законодательства в случае отсутствия подачи питьевой воды в спорные населенные пункты. Указанные исковые требования носят декларативный характер, не направленный на восстановление нарушенных прав третьих лиц, в интересах которых выступает Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах, в связи с чем исковые требования в заявленной истцом редакции не могли быть удовлетворены.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что из пояснений ответчика следует и истцом не оспаривается, что в х. Белянин осуществляется питьевое водоснабжение ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоканал». Поскольку из положений ч. 2 ст. 25 Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, то есть в х. Белянин производственный контроль должен осуществлять ООО «Водоканал», то исковые требования в части х. Белянин, заявленные к администрации Багаевского района Ростовской области, не могли быть удовлетворены, так как заявлены к ненадлежащему ответчику.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является незаконным и необоснованным, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Багаевского районного суда Ростовской области от 20 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение. Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах к администрации Багаевского района Ростовской области об обязании проводить контроль за качеством питьевой воды оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 декабря 2023 г.