УИД 46RS0009-01-2021-000233-84
Дело № 2а-131/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 28 октября 2021 года
Конышевский районный суд Курской области, в составе:
председательствующего судьи Батуро С.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области, в порядке ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. В обосновании иска указано, что прокуратурой Конышевского района Курской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на территории МО «Беляевский сельсовет» Конышевского района Курской области. На территории муниципального образования «Беляевский сельсовет» на участке местности, расположенном в 35 метрах к югу от домовладения № 114, расположенном в с.Беляево Конышевского района Курской области, образована несанкционированная свалка, размером 16*9 метров. Указанные территории для складирования отходов не предназначены, расположены в границах муниципального образования «Беляевский сельсовет», находятся вблизи жилых домов. В результате бездействия органа местного самоуправления – администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных вблизи жилых домов, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, увеличивается вероятность возникновения пожаров.
При предъявлении административного искового заявления в суд административным истцом было заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В виду отсутствия возражений относительно применения правил упрощенного порядка, 23 октября 2021 года, в соответствии с ч.4 ст.292 КАС РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст.58 Конституции РФ.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В силу ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В ч.2 ст.13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп.«б» п.9 ст.4 Закона Курской области от 21.10.2004 года №48-ЗКО «О муниципальных образованиях Курской области», Беляевский сельсовет, территория которого входит в состав Конышевского района Курской области, наделен статусом сельского поселения.
Статьей 1 п.4 закона Курской области от 18 августа 2016 года №57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», установлено, что за сельскими поселениями закреплено участие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст.5 Устава муниципального образования «Беляевский сельский совет» Конышевского района Курской области в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – администрация Беляевского сельского совета Конышевского района Курской области, глава муниципального образования - глава Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения.
Согласно п.17 ст.3 указанного Устава к вопросам местного значения относится участие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «Беляевский сельсовет» на участке местности, расположенном в 35 метрах к югу от домовладения №114 в с.Беляево Конышевского района Курской области образована несанкционированная свалка, размером 16*9 метров.
Земельные участки для складирования отходов не предназначены, находятся в границах муниципального образования «Беляевский сельсовет», свалки функционируют без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. Данные несанкционированные свалки не соответствует п. 3.2. Санитарно - эпидемиологическим правилам и нормам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7.1322-03» от 30.04.2003г. и п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
Согласно межгосударственному стандарту п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращения с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года №607-ст несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В нарушение п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на выявленных свалках допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
С учетом изложенного, администрация муниципального образования «Беляевский сельсовет» при выявлении несанкционированных салок обязана организовать сбор и вывоз отходов с данных участков. О наличии несанкционированных свалок администрация Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области осведомлена.
Несанкционированное размещение свалок бытовых отходов на территории Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области свидетельствует о том, что администрация указанного муниципального образования не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования. В результате бездействия органов местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Кроме того несанкционированное складирование отходов может стать причиной возникновения пожаров и привести к тяжелым последствиям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией муниципального образования «Беляевский сельсовет» Конышевского района Курской области мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, что ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В порядке ст.39 КАС РФ административное исковое заявление прокурором района подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения муниципального образования – сельского поселения. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
Из содержания и смысла ч.1 ст.226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия возлагается на орган или должностное лицо, которые совершили оспариваемое бездействие.
Вместе с тем, представителем администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области доказательств, уважительной причины бездействия администрации данного муниципального образования по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов суду не представлено.
Таким образом, исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд полагает, что требование прокурора Конышевского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Беляевский сельсовет» Конышевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области и обязании к ликвидации несанкционированных свалок, обосновано и подлежит удовлетворению.
Учитывая объемы свалок, площадь земельных участков, занятых под ними, суд полагает необходимым установить месячный срок для исполнения решения суда, поскольку такой срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ главу администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области следует обязать в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу сообщить об исполнении решения в суд и в прокуратуру Конышевского района Курской области.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 15, 33, ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Беляевский сельсовет» Конышевского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Беляевский сельсовет» Конышевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования «Беляевский сельсовет» на участке местности, расположенном в 35 метрах к югу от домовладения №114 в с.Беляево Конышевского района Курской области.
Возложить на администрацию Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 35 метрах к югу от домовладения №114 в с.Беляево Конышевского района Курской области.
Об исполнении решения сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда, через Конышевский районный суд Курской области, в течение 15 дней, со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись Батуро С.В.