Решение по делу № 3а-1743/2021 от 04.10.2021

Дело № 3а-1743/2021

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 декабря 2021 РіРѕРґР°                       Рі. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

СЃСѓРґСЊРё                             РЎР°РЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ РЎ.Рђ.,

РїСЂРё секретаре                         Р“ончарове Р’.Р”.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корнеевой <ФИО>5 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,

                 установил:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами <№...> в размере их рыночной стоимости <№...>., <№...>., <№...>. соответственно, определенной по состоянию на <Дата ...>.

Решением Краснодарского краевого суда от <Дата ...> требования административного иска удовлетворены.

Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от <Дата ...> указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В адрес Краснодарского краевого суда от административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором заявитель просит суд рассмотреть дело по существу с учетом изложенной позиции, в отсутствие представителя Управления.

От представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования <Адрес...> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, руководствуясь положениями части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Частью 1 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до <Дата ...> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля
1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от <Дата ...> <№...>-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установить единую дату начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - <Дата ...>.

Из материалов дела следует, что административный истец <ФИО>1 является собственником объектов недвижимости – нежилых помещений с кадастровыми номерами <№...>, расположенных по адресу: Краснодарский край, Темрюкский муниципальный район, Темрюкское городское поселение <Адрес...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов от <Дата ...> (т. 1, л.д. 17 – 27). Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена уполномоченным органом по состоянию на <Дата ...> в размере
<№...>. соответственно.

Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости, в связи с чем, суд считает <Дата ...> верной датой определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от <Дата ...> о кадастровой стоимости объекта (т. 1, л.д. 14 - 16).

Согласно данным отчета об оценке от <Дата ...>, выполненного ООО «Линия бизнеса» и представленного административным истцом, рыночная стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номером <№...> по состоянию на
<Дата ...> составляет <№...>. соответственно.

Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами указанного отчета имелись существенные различия, определением суда от <Дата ...> по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости.

Согласно экспертному заключению <№...> от 26 февраля
2021 года, полученному в ходе судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом ООО «Центр судебных экспертиз «АПЕКС», рыночная стоимость спорных объектов недвижимости на <Дата ...> составила
<№...>., <№...>., <№...>. соответственно.

Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <Дата ...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.

Эксперт <ФИО>3 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит соответствующую расписку эксперта. Эксперт имеет высшее образование, диплом о профессиональной переподготовке, документы, свидетельствующие о членстве в СРО Региональная ассоциация оценщиков, а также об обязательном страховании гражданской ответственности.

Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Выводы эксперта полностью согласуются с его исследовательской частью. Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Судебным экспертом использован сравнительный подход при расчете стоимости объекта недвижимости, мотивирован отказ от использования затратного и доходного подходов.

Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, в нем изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки. Информация об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки, подтверждена. Состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости. Расчеты произведены в рамках используемого подхода и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки.

В ходе судебного разбирательства ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами по административному делу выводы вышеназванного экспертного заключения не опровергнуты, доказательств его порочности не представлено, сведений о несогласии с его содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью объекта недвижимости материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд считает заключение судебной оценочной экспертизы объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объектов недвижимости, равной <№...>., является достоверным.

Административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника объектов недвижимости.

Таким образом, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению в части определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Административный истец, согласно сведениям с сайта Почты России об отслеживании отправлении с почтовым идентификатором <№...> обратился с настоящим иском в суд <Дата ...>, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать <Дата ...>.

Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Корнеевой <ФИО>6 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить в части.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения <№...> с кадастровым номером <№...>, площадью <№...> кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский муниципальный район, Темрюкское городское поселение <Адрес...>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <Дата ...> в размере <№...> (<№...>) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения <№...> с кадастровым номером <№...> площадью <№...> кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский муниципальный район, Темрюкское городское поселение <Адрес...>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <Дата ...> в размере <№...>) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – нежилого помещения <№...> с кадастровым номером <№...> площадью <№...> кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский муниципальный район, Темрюкское городское поселение <Адрес...>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <Дата ...> в размере <№...>) рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> считать <Дата ...>.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>

В остальной части требования административного искового заявления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 8 декабря 2021 года.

РЎСѓРґСЊСЏ:                                 РЎ.Рђ. Санникова

3а-1743/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Корнеева Людмила Васильевна
Ответчики
Управление Федеральной службы государсвтенной регистрации кадастра и картографии по Краснодарского края
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Филиал ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Санникова (Борисихина) Светлана Александровна
Дело на странице суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
04.10.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
05.10.2021Передача материалов судье
07.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2021Предварительное судебное заседание
03.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021Дело оформлено
09.12.2021Дело передано в экспедицию
03.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее