Дело №
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Мартьяновой С.А.
при секретаре ФИО9,
с участием представителя истцов - ФИО10, и представителя администрации МО «Куйвозовское сельское поселение» ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, администрации МО «Куйвозовское сельское поселение», ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании вида разрешенного использования, обязание предоставить документы для внесения сведений относительно изменения вида разрешенного использования, и обязании внести изменения вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН,
установил:
истцы обратились в суд с иском, в котором просят признать за земельным участком с кадастровым номером 47:07:0120002:219 установленный вид разрешенного использования « для садоводческих, дачных объединений», обязать администрацию МО « Куйвозовское сельское поселение» предоставить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> необходимые для внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости, относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219 с земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования на сельскохозяйственное назначение, с разрешенным использованием: для садоводческих, дачных объединений в течении 5 дней, с момента вынесения судом решения и обязать ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести сведения в Государственный кадастр недвижимости, относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219 с земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования на сельскохозяйственное назначение, с разрешенным использованием : для садоводческих, дачных объединений в течении 5 (пяти) дней, с момента поступления документов.
В обосновании исковых требований указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:07:0120002:219, земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>, уч. Лесколово. В соответствии с ПЗЗ на часть территории муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение», утвержденными решением совета депутатов № от 29.10.2013г., земельный участок с кадастровым номером 47:07:0120002:219, а также соседние земельные участки, отнесены к территориальной зоне сельскохозяйственного использования - «зона садоводческих, дачных объединений». В соответствии с генеральным планом муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» земельный участок с кадастровым номером 47:07:0120002:219 отнесен к функциональной зоне сельскохозяйственного использования СХ-2 «садоводческие, дачные объединения». Они обратились в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о внесение изменений в вид разрешенного использование земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> приостановило внесение изменений в ЕГРН, т.к. не имеет возможности однозначно определить относится ли данный земельный участок к сельскохозяйственным угодьям, следовательно, изменение вида разрешенного использования необходимо проводить совместно с переводом категории данного земельного участка в иную категорию. Администрация МО « Куйвозовское сельское поселение» выдала справку о том, что отсутствуют на территории поселения особо ценные сельскохозяйственные угодья. Впоследствии отказано во внесении изменений в ЕГРН. Они обращались в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением, чтобы сделали запрос в администрацию МО « Куйвозовское сельское поселение» для истребования сведений об утверждении ПЗЗ и изменения вида разрешенного использования. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сделала запрос в орган местного самоуправления, но ответ не поступал. Кроме того, сособственники указанного земельного участка: ФИО6, ФИО5, ФИО7, ответчики по настоящему делу не обращаются с заявлением об учете вышеуказанных изменений, что также препятствует внести изменения в ЕГРН.
Представитель истцов в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, и просил удовлетворить исковые требования.
Ответчик- ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался.
Ответчик - представитель администрации МО «Куйвозовское сельское поселение» в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, и просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчики: ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не я вились, о слушании дела извещались, сведений об уважительных причинах неявки суду не представили.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок площадью 10000 кв.м с кадастровым номером 47:07:0120002:219, расположенный по адресу: <адрес>, уч. Лесколово, принадлежит на праве общей долевой собственности: ФИО1 - 1000/10000, ФИО2 - 1000/10000, ФИО6 - 600/10000, ФИО5 - 1300/10000, ФИО3 - 700/10000, ФИО4 - 600/10000, ФИО7 - 1200/10000 и 3600/10000.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 13.04.2012г., относится к категории земель: сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного использования, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Истцы обратились в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости — земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219 по вышеуказанному адресу, в части сведений о виде разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «садоводческие и дачные объединения».
Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> приостановлено осуществление внесений изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219 по вышеуказанному адресу, а затем отказано, т.к. отсутствует документ, подтверждающий, что данный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
В материалах дела имеется, ответ администрации МО «Куйвозовское сельское поселение» от 17.07.2015г., из которого следует, что в ПЗЗ МО «Куйвозовское сельское поселение» в составе территориальной зоны сельскохозяйственного использования выделены: зона ведения огородничества (СХ-1), зона садоводческих, дачных объединений (СХ-2), зона крестьянских (фермерских) хозяйств (СХ-3). Сельскохозяйственные угодья из-за отсутствия точной информации не отображены в ПЗЗ на часть территории муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение».
Из заключения администрации МО «Куйвозовское сельское поселение» от 07.02.2014г. усматривается, что в соответствии с ПЗЗ МО «Куйвозовское сельское поселение», утвержденными решением совета депутатов № от 29.10.2013г. земельный участок с кадастровым номером 47:07:0120002:219 по вышеуказанному адресу, отнесен к территориальной зоне СХ-2 - «зона садоводческих, дачных объединений».
Установленная ПЗЗ МО «Куйвозовское сельское поселение» территориальная зона, предусматривающая зону размещения дачных и садоводческих объединений при условии установления вида разрешенного использования - для садоводческих, дачных объединений, свидетельствует о том, что данная территория входит в границы населенного пункта, и должна иметь соответствующую категорию.
Само по себе соблюдение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренной ст.39 Градостроительного кодекса РФ не свидетельствует об отсутствии оснований для изменения категории земельного участка.
Таким образом, смена вида разрешенного использования для сельскохозяйственного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, к которым относится участок истцов, возможна только посредством перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию населенных пунктов.
Кроме того, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, не подлежит удовлетворению требование о признании за земельным участком с кадастровым номером 47:07:0120002:219 установленный вид разрешенного использования « для садоводческих, дачных объединений» и обязании ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> внести сведения в ЕГРН, относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219 с земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования на сельскохозяйственное назначение, с разрешенным использованием : для садоводческих, дачных объединений в течении 5 (пяти) дней, с момента поступления документов.
А также не подлежат удовлетворению об обязании органа местного самоуправления предоставить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> необходимые для внесения изменений в ЕГРН, относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219 с земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования на сельскохозяйственное назначение, с разрешенным использованием: для садоводческих, дачных объединений в течении 5 дней, поскольку направление в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при принятии решения об утверждения ПЗЗ необходимых документов для внесения изменения сведений в ЕГРН, не является основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований о признании за земельным участком с кадастровым номером 47:07:0120002:219 установленный вид разрешенного использования « для садоводческих, дачных объединений», обязании администрацию МО « Куйвозовское сельское поселение» предоставить в ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> необходимые для внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости, относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219 с земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования на сельскохозяйственное назначение, с разрешенным использованием: для садоводческих, дачных объединений в течении 5 дней, с момента вынесения судом решения, обязании ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести сведения в Государственный кадастр недвижимости, относительно изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120002:219 с земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования на сельскохозяйственное назначение, с разрешенным использованием : для садоводческих, дачных объединений в течении 5 (пяти) дней, с момента поступления документов, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес>.
Судья: