УИД 38RS0031-01-2024-000023-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск | 24.04.2024 |
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Говоровой А.Н. при секретаре судебного заседания Черных К.О.,
с участием старшего помощника прокурора Кузнецова Р.Д., ответчика Кибартайте И.Ф., ответчика и представителя ответчика Маргаряна А.Б. – Меркушовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2338/2024 по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Кибартайте ИФ, Меркушовой ИЮ, Маргаряну АБ, Кашубиной МС об возложении обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние, взыскании судебной неустойки,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Межрегионального управления Федеральной службы по надзору а сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, администрации Усть-Кудинского муниципального образования, администрации Иркутского районного муниципального образования,
установил:
Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Кибартайте И.Ф., Меркушовой И.Ю., Маргаряну А.Б., Кашубиной М.С., в котором просил возложить на ответчиков обязанность привести земельный участок с кадастровым номером № в состояние, предшествующее проведению работ по выемке грунта, полезных ископаемых и перекрытию почвы грунтом, в течение 1 месяца с моментам вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчиков в федеральный бюджет Российской Федерации судебную неустойку за неисполнение решения суда в размере 5 000 руб. за каждый день неисполнения указанного решения суда, начиная со 2 месяца после вступления решения суда в законную силу до фактического исполнения судебного акта.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования проведено обследование земельных участков на острове Лиственничный в пойме р. Ангара. При обследовании установлено наличие карьера по добыче песчано-гравийных пород. Площадь земель, нарушенных горными выработками и занятых вскрышными породами, ориентировочно составляет 53 552,3 кв.м. Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Вступившим в законную силу решением суда деятельность по строительству, выемке и вывозу грунта, полезных ископаемых на острове Лиственничный признана незаконной и запрещена.
Земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, частично расположен в границах водоохранной зоны р. Ангара. Участок на момент обследования принадлежал на праве собственности Маргаряну А.Б., Меркушевой И.Ю., а до этого Кибартайте И.Ф. В настоящее время принадлежит Кашубиной М.С.
Согласно заключению специалиста Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской и Байкальской природной территории установлен факт причинения вреда почвам как объекту охраны окружающей среды в результате порчи почвы при перекрытии ее поверхности местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления и уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером №. В результате добычи полезных ископаемых площадь углубления на земельном участке с кадастровым номером № составила 4 355,72 кв.м, площадь перекрытия почвы составила 1 ~~~ кв.м.
В ходе осмотра установлено, что земельный участок используются не в соответствии с видом его разрешенного использования, в частности на участке расположен карьер, отходы, образовавшиеся в результате незаконной добычи полезных ископаемых, причинен вред почвам.
Несоблюдение требований законодательства привело к причинению вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, в связи с чем, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, интересы Российской Федерации.
Ответчики Меркушова И.Ю., Маргарян А.Б., Кашубина М.С. указали, что им неизвестны лица, которые осуществляли добычу полезных ископаемых и производили работы на земельном участке в период его нахождения в их собственности, в настоящее время ими совместно предпринимаются меры для приведения земельного участка в надлежащее состояние. Кроме того, ответчики указали, что земельный участок приобретен у Кибартайте И.Ф. в нормальном состоянии, в связи с чем просили исключить ее из числа ответчиков по делу.
Ответчики Кибартайте И.Ф. возражала против приведения ее участка с кадастровым номером № в состояние, предшествующее земляным работам, поскольку работы производились ею в соответствии с проектом создания пруда для разведения рыбы.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в письменных возражениях поддержало требования прокурора.
В судебное заседание ответчики Маргарян А.Б., Кашубина М.С., представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кузнецов Р.Д. поддержал заявленные требования, ответчик Кибартайте И.Ф. указала, что проводила земляные работы по созданию пруда на своем земельном участке, ответчик и представитель ответчика Маргаряна А.Б. – Меркушова И.Ю. иск не признала, однако, указала на осуществление ответчиками добровольно работ, направленных на восстановление участка, также указала на невозможность исполнения требований прокурора в указанный им срок, поскольку необходимо разработать проект работ по восстановлению участка и согласовать его в надзорных органах, после чего приступить в выполнению работ; просила дать гарантии, что иных требований прокурором заявлено не будет.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, суд пришел к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В статье 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1).
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (пункт 1).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункты 1, 2 пункта 2).
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3).
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5).
Согласно первому абзацу пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В пунктах 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (пункт 1).
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2).
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью (пункт 4).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт 1).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (пункт 3).
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от **/**/**** №, определено, что отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых относятся к отходам производства и потребления.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и возмещения убытков.
В пункте 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Судом установлено, что по сведения Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ...., западнее д. Усть-Куда, на острове Лиственничный, в пройме ...., находился в собственности Леоновой Т.В. в период с **/**/**** по **/**/****, Кибартайте И.Ф. в период с **/**/**** по **/**/****, Меркушовой И.Ю. в период с **/**/**** по **/**/****, Маргарян А.Б. в период с **/**/**** по **/**/****, Кашубина М.С. в период с **/**/**** по настоящее время.
Указанный земельный участок имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из заключения № (вн. №) от **/**/**** государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области ККГ следует, что им совместно с и.о. Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора СДВ проведена выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельный участках с местоположением: ...., по факту добычи полезных ископаемых и размещения отвалов грунтов на земельных участках. В ходе проверки установлено следующее.
Земельные участки не огорожены, доступ третьих лиц не ограничен. На осматриваемых земельных участках нарушен почвенный покров. Осмотрены углубления, заполненные водой, а также земельные участки, на которых расположены отвалы грунта. На момент осмотра какая-либо деятельность не производилась. Специальная техника на земельных участках отсутствовала.
При проведении проверки произведен обмер углублений, заполненных водой, участков, на которых расположены отвалы грунта и строение, в результате установлено, в том числе, что на земельном участке с кадастровым номером № размещено строение площадью 7,745 кв.м, имеется углубление, заполненное водой, площадью 4 355,72 кв.м, размещены отвалы грунта на участке площадью ~~~ кв.м.
На момент проверки земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Маргаряну А.Б.
Проанализировав акты от **/**/**** выездных обследований земельных участков с кадастровыми номерами №, установлено, что на указанных участках имелась специальная строительная техника по добыче песчано-гравийной смеси, велась добыча песчано-гравийной смеси и ее загрузка в самосвалы. Таким образом, углубления, заполненные водой, а также отвалы грунта на земельных участках образовались в результате выемки грунта специализированной техникой.
Вместе с тем, учитывая, что на момент выездного обследования **/**/**** хозяйственная деятельность на земельных участках не велась, то дать оценку соблюдения требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием не представляется возможным.
К указанному заключению приложена фототаблица, схематический чертеж земельных участков, каталоги координат земельных участков, занятых строением, отвалами грунта и углублениями, заполненными водой.
Заключением Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от **/**/****, составленным по результатам проверки исполнения природоохранного законодательства в сфере недропользования и охраны недр по факту незаконной добычи полезных ископаемых на земельных участках с кадастровыми номерами № №, расположенных на ...., проводимой Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлены следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности Маргаряну А.Б. Земельный участок частично расположен в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы р. Ангара.
Свободный доступ третьих лиц к указанным земельным участкам не ограничен, проведены работы по разработке карьера. Данный карьер частично затоплен грунтовыми водами, используется в целях добычи песчано-гравийной смеси (ПГС). В ходе проведения визуального осмотра установить лиц, проводивших указанные работы, не представилось возможным, специализированная техника отсутствовала.
По периметру карьера на земельных участках, в том числе участке с кадастровым номером №, и прилегающих к ним территориях частично в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы р. Ангара расположены отвалы размываемого грунта и ПГС. На части земельного участка с кадастровым номером № зафиксировано строение.
По имеющимся сведениям на земельных участках с кадастровыми номерами № собственниками планировалась организация рыбоводного хозяйства, ими получено разрешение на застройку месторождения ПГС (русловое р. Ангара 30-32 км), Кибартайте И.Ф. разработана проектная документация для строительства прудов для рыборазведения. Кибартайте И.Ф. и Сенько Н.В, уведомили Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области о начале работ по строительству рыбоводного хозяйства «Лиственничное» на о. Лиственничный в пройме р. Ангара на указанном месторождении ПГС. В 2015 году начаты работы, связанные с нарушением почвенного покрова. В последствие ООО «Карьер «Лиственничный» (в 2017 году) обращался в Министерство с заявлением о включении участка недр «месторождение ПГС – Русловое Ангара 30-32 км» в Перечень участков недр местного значения с целью разведкии добычи общераспространенных полезных ископаемых Иркутской области, но Министерством дан ответ о нецелесообразности включения указанного участка в Перечень в связи с застройкой месторождения. Управлением неоднократно проводились контрольные мероприятия по фактам незаконного недропользования на территории участков, расположенных на о. Лиственничный в пройме р. Ангара. Установлено, что с 2015 года строительство пруда не завершено, работы по выемке общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) продолжаются, хранение объема, вынутого ОПИ не обеспечено и подтверждено. Иных действий, кроме выемки и транспортирования ОПИ собственниками (арендаторами) земельных участков не производится. В границах вышеуказанных земельных участков действующие лицензии на право пользования участками недр местного значения отсутствуют. Предположительно ОПИ реализуются, соответственно, усматриваются признаки незаконной предпринимательской деятельности, в результате которой причиняется вред недрам, влекущий утрату запасов полезного ископаемого.
Таким образом, по результатам проверки установлены признаки самовольного пользования недрами (безлицензионной добычи общераспространенного полезного ископаемого), утраты запасов полезного ископаемого (вред, причиненный недрам); наличие на земельных участках, в том числе участке с кадастровым номером 38:06:111302:1256, частично в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта .... отвалов размываемых грунтов, что является нарушением требований статей 10.1, 11, пункта 8 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от **/**/**** № «О недрах», пункта 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Из уведомления от **/**/**** следует, что Меркушова И.Ю., Маргарян А.Б., Кашубина М.С. приняли решение о добровольном устранении выявленных при обследовании **/**/**** земельного участка с кадастровым номером № нарушений целостности указанного земельного участка, а именно выемки грунта на площади ~~~ кв.м, перекрытия почвы площадью 1 714,32 кв.м, с использованием специальной техники и последующим посевом луговых трав. Кроме того, указано, что Кибартайте И.Ф. продала земельный участок с кадастровым номером № в 2019 году, и на тот момент целостность земельного участка не была нарушена.
В подтверждение намерений добровольно совместно устранить выявленные нарушения Меркушова И.Ю., Маргарян А.Б., Кашубина М.С. представили заключенный ими с ООО «Арсиркстрой» договор подряда №П от **/**/**** на проведение работ по приведению земельного участка с кадастровым номером 38:06:111302:1256 в состояние, предшествующее проведению работ по выемке грунта и перекрытию почты грунтом.
Учитывая изложенное, суд полагает доказанным факт повреждение почвы земельного участка с кадастровым номером № при добыче полезных ископаемых, то есть использования участка сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению, путем выемки грунта и перекрытию почты грунтом. Конкретные лица, осуществившие выемку грунта и перекрытие почты грунтом на участке с кадастровым номером №, а также период выполнения данных работ на указанном земельном участке не установлены. Кибартайте И.Ф. проводила работы на иных участках. Фактически Меркушова И.Ю., Маргарян А.Б., Кашубина М.С. добровольно обязались устранить выявленные нарушения совместными усилиями, при этом указали, что на момент продажи участка Кибартайте И.Ф. данные работы не проводились и участок передан в неповрежденном состоянии. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения иска к Кибартайте И.Ф., и полагает, что иск подлежит удовлетворению к остальным ответчикам.
Относительно срока исполнения решения суд пришел к следующему.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в решении, обязывающем ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, вправе установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Как указано выше в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В Правилах проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800, указано, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6).
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
При осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, использование отходов производства и потребления, а также захоронение токсичных вскрышных пород не допускаются (пункт 8).
Приказом Росстандарта от 18.04.2017 №283-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 57446-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия». Предусмотренные данным ГОСТом мероприятия по рекультивации земель (разработка проекта, проведение экспертизы проекта, согласование с уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления и выполнение проекта) не предполагает их осуществление в течение одного месяца, как указал прокурор при подаче иска.
Суд полагает, что решение суда может быть исполнено не ранее 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и объективным и позволит ответчикам разрешить вопросы по организации выполнения возложенной решением суда обязанности по приведению земельного участка в первоначальное состояние.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В целях гарантии исполнения решения суда ответчиками суд считает возможным в случае неисполнения настоящего решения суда в установленный срок взыскать с Меркушовой И.Ю., Маргаряна А.Б., Кашубиной М.С. в доход бюджета Российской Федерации неустойку за неисполнения решения суда в размере 1 000 руб. за каждый календарный день неисполнения решения суда, начиная с 5 месяца после вступления решения суда в законную силу до фактического исполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Меркушовой И.Ю., Маргаряна А.Б., Кашубиной М.С. подлежит взысканию в доход бюджета Иркутского района государственная пошлина в общей сумме 6 000 руб. в равных долях - по 2 000 руб. с каждого.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Кибартайте ИФ, Меркушовой ИЮ, Маргаряну АБ, Кашубиной МС об возложении обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние, взыскании судебной неустойки – удовлетворить частично.
Возложить на Меркушову ИЮ, Маргаряна АБ, Кашубину МС обязанность привести земельный учсток с кадастровым номером № в состояние, предшествующее проведению работ по выемке грунта, полезных ископаемых и перекрытию почвы грунтом, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения настоящего решения суда в установленный срок взыскать с Меркушовой ИЮ (паспорт гражданина Российской Федерации №), Маргаряна АБ (паспорт гражданина Российской Федерации №), Кашубиной МС (паспорт гражданина Российской Федерации №) в доход бюджета Российской Федерации неустойку за неисполнения решения суда в размере 1 000 руб. за каждый календарный день неисполнения решения суда, начиная с 5 месяца после вступления решения суда в законную силу до фактического исполнения судебного акта.
В удовлетворении исковых требований Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Меркушовой ИЮ, Маргаряну АБ, Кашубиной МС с установлением иного срока для исполнения решения суда, иного размера и порядка взыскании судебной неустойки – отказать.
В удовлетворении исковых требований Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Кибартайте ИФ об возложении обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние, взыскании судебной неустойки – отказать.
Взыскать с Меркушовой ИЮ (паспорт гражданина Российской Федерации №), Маргаряна АБ (паспорт гражданина Российской Федерации №), Кашубиной МС (паспорт гражданина Российской Федерации №) в доход бюджета Иркутского района государственную пошлину в общей сумме 6 000 руб. в равных долях по 2 000 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области.
Судья | А.Н. Говорова |
Решение суда в окончательной форме принято 07.05.2024.