В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-2665
Строка № 072 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 30 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Макушевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску Антиповой Нины Михайловны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, возложении обязанности назначить и выплатить пенсию
по апелляционной жалобе Антиповой Нины Михайловны
на решение Аннинского районного суда Воронежской области от 28 января 2019 г.
(судья райсуда Пысенков Д.Н.),
У С Т А Н О В И Л А:
Антипова Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное), указывая, что 13 августа 2014 года она с семьей прибыла из республики Украина на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (Воронежская область, Терновский район, пос. Дубовка). С этого времени она постоянно проживает на территории Российской Федерации. Проживая на территории республики Украина, она являлась получателем пенсии по старости. В связи с переездом в Россию выплата пенсии по прежнему месту жительства в Украине была прекращена с 01 июля 2014 года. 27 августа 2014 года Антиповой Н.М. совместно с супругом в собственность был приобретен жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Воронежская область, Терновский район, пос. Дубовка, ул. Ленинская, д. 4. После приезда в пос. Дубовка Терновского района Воронежской области она была зарегистрирована 10 сентября 2014 года в УФМС Терновского района Воронежской области.
Антипова Н.М. неоднократно обращалась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Терновскому району Воронежской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости с 01 июля 2014 года. Однако, в назначении пенсии с 01 июля 2014 года ей было отказано, по причине отсутствия статуса беженца и отсутствия вида на жительство. После получения вида на жительство 18 июля 2018 года ГУ — УПФ РФ в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) ей была установлена и произведена выплата пенсии, начиная с 01 февраля 2018 года. В связи с чем, просит установить факт постоянного проживания ее на территории Российской Федерации с 10 сентября 2014 г., обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости по Списку № 1 с 01 июля 2014 года и выплатить пенсию за период с 01 июля 2014 года по 31 января 2018 года (л.д. 1-3).
Решением Аннинского районного суда Воронежской области от 28.01.2019 г. в удовлетворении исковых требований Антиповой Н.М. отказано (л.д. 74, 75-78).
Не согласившись с решением суда, Анпипова Н.М. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом первой инстанции существенно нарушены и неправильно истолкованы нормы права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и приведенным ею доводам. В обоснование жалобы указала на то, что Соглашение от 13 марта 1992 года не содержит условия о том, что право гражданина на получение пенсии зависит от получения вида на жительство. Полагает, что отказ от пенсии в Украине, переезд в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, приобретение в собственность жилого дома, регистрация по месту жительства, обращение с заявлением об истребовании пенсионного дела по месту жительства свидетельствуют о намерении и фактическом проживании в России (л.д. 81-82).
В письменных возражениях представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности — Долбилин А.В. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 84-86).
Представитель истца по доверенности Антипов В.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель ответчика по доверенности Шамшина Т. В. Считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении дела не просили. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Антипова Н.М. с 2002 года являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости в республике Украина (л.д. 6, 42-44).
Выплата пенсии Антиповой Н.М. на территории республики Украина была прекращена с 01 июля 2014 года (л.д. 42).
По сведениям из миграционной карты 13 августа 2014 года Антипова Н.М. прибыла из республики Украина в Российскую Федерацию до 15 сентября 2015 г. (л.д. 7). 21 августа 2014 года Антипова Н.М. миграционной службой была поставлена на учет по месту пребывания до 15 сентября 2015 года, с последующим продлением до 09 сентября 2016 года, до 31 августа 2017 года, до 28 декабря 2019 года (л.д. 7, 27-28).
17 февраля 2017 года Антипова Н.М. была временно зарегистрирована до 28 декабря 2019 года по месту жительства по адресу: Воронежская область, Терновский район, п. Дубровка, ул. Ленинская, д. 4 (л.д. 10, 16).
18 июля 2018 года Антипова Н.М. получила вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации с регистрацией по месту жительства по адресу: Воронежская область, Терновский район, п. Дубровка, ул. Ленинская, д. 4 (л.д. 11).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аннинском районе Воронежской области (межрайонное) от 30 октября 2018 года Антиповой Н.М. назначена пенсия с 01 февраля 2018 года, то есть за 6 месяцев до месяца получения вида на жительство (18 июля 2018 года) (л.д. 41).
Из материалов дела видно, что 18 ноября 2016 года Антипова Н.М. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с момента прекращения выплаты пенсии в республике Украина (л.д. 6).
Согласно имеющемуся в материалах дела ответу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Терновскому району Воронежской области от 16 декабря 2016 года в назначении пенсии с указанного периода Антиповой Н.М. было отказано в связи с отсутствием вида на жительство на территории Российской Федерации (л.д. 25).
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения ему выплат пенсии по прежнему месту жительства.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Соглашения от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Из приведенных положений международного соглашения следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства-участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п. 2 приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий для возникновения у иностранных граждан права на пенсионное обеспечение на основании законодательства Российской Федерации необходим факт постоянного проживания данного лица на ее территории.
В силу абзаца 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на пенсионное обеспечение на ее территории иностранным гражданином является получение им в установленном порядке вида на жительство.
Установив, что Антипова Н.М. является иностранным гражданином и до 18 июля 2018 г. имела только разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, которое лишь подтверждает право иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство и не предполагает возникновения у него права на назначение и получение пенсии, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что регистрация по месту жительства, а не наличие вида на жительство, выступает одним из условий назначения пенсии в Российской Федерации гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения, является ошибочным.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 109-ФЗ) постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Несоблюдение данного требования является административным правонарушением.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона № 109-ФЗ основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (часть 2 статьи 15).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона № 109-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые предъявляются постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином при подаче заявления о регистрации по месту жительства: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
Исходя из содержания вышеуказанных норм права, регистрация иностранных граждан по месту жительства производится как в отношении постоянно проживающих, так и в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и направлена лишь на их миграционный учет.
Таким образом, регистрация иностранных граждан по месту жительства в Российской Федерации свидетельствует об их постоянном проживании в Российской Федерации только при наличии вида на жительство.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Как указывала сама Антипова Н.М. в своем исковом заявлении, апелляционной жалобе, она прибыла на территорию Российской Федерации в 2014 году, соответственно уже в 2015-2016 годах она могла получить вид на жительство и обратиться за назначением пенсии.
Поскольку вид на жительство Антиповой Н.М. был выдан только 18 июля 2018 г., суд пришел к правильному выводу о том, что с момента прибытия её на территорию Российской Федерации до получения вида на жительство она имела статус временно проживающего иностранного гражданина, что не давало ей права на назначение и получение пенсии на территории Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что назначение пенсии иностранному гражданину с момента получения вида на жительство, заведомо влечет лишение его права на получение пенсии с даты, следующей за днем прекращения её выплаты по прежнему месту жительства, также является несостоятельным.
Согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Абзацем 6 пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Данное положение предоставляет возможность назначения переселившимся гражданам пенсии за 6 месяцев до месяца возникновения у иностранного гражданина права на постоянное проживание в Российской Федерации.
Поскольку право на постоянное проживание Антиповой Н.М. возникло 18 июля 2018 г. (момент получения вида на жительство), заявителю УПФР в Аннинском районе Воронежской области правомерно была назначена пенсия с 01 февраля 2018 года.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание и на то, что истец просит назначить ей пенсию с 01 июля 2014 года. Однако как следует из представленных в материалы дела доказательств, обращение Антиповой Н.М. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии последовало только 18 ноября 2016 г. (л.д. 6), в последующем с аналогичным заявлением в ГУ — УПФР в Аннинском районе (межрайонное) Антипова Н.М. обратилась 01 февраля 2018 г. (л.д. 41).
В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Аннинского районного суда Воронежской области от 28 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Антиповой Нины Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: