Дело № 5-790/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
об административном правонарушении.
21 сентября 2017 года. г. Пермь.
Судья Свердловского районного суда г. Перми Князева О.Г.,
с участием:
защитников лица, привлекаемого к административной ответственности, – Кожевникова В.В., Петрова С.А., действующих на основании доверенности,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю – Волчек Е.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Баяндиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении АО «Инструментальный завод-ПМ» №, ОГРН №, юридический адрес: г.Пермь, Комсомольский проспект,93, корпус 7, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л :
В ходе проведения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю выездной проверки в отношении Акционерного общества «Инструментальный завод-Пермские моторы», осуществляющего деятельность по адресам: г. Пермь, Комсомольский проспект,93, корпус 7, ДД.ММ.ГГГГ на 11 час. 00 мин. было обнаружено, что на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ 11 час. 00 мин. АО «Инструментальный завод-ПМ» допустило нарушения санитарно - эпидемиологических требований, а именно: допустило в комнате электрика (цех №60) выполнение работ по пайке изделий с применением припоя (ПОС-60), содержащего свинец (вещество 1 класс опасности), (согласно протокола лабораторных испытаний № п8566 от 28.08.2017 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в комнате электрика цеха № 60 обнаружено наличие свинца: содержание свинца с поверхности рабочего стола составляет 0, 000017±0,000003 мг/см2; содержание свинца с одежды электрика ФИО1 составляет 0,0000099±0,0000020 мг/см2, содержание свинца со стены у верстка составляет 0,000018±0,000004 мг/см2, что свидетельствует о выделении в воздух рабочей зоны на рабочем месте электрика ФИО1 аэрозоля свинца), без предусмотренной рациональной вентиляции, местного отсоса, чем нарушены требования ст.25 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.5.2, п.5.5СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
По факту выявленных нарушений был составлен протокол об административном правонарушении в отношении АО «Инструментальный завод-Пермские моторы» от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченным лицом, копия которого вручена лично законному представителю АО «Инструментальный завод-Пермские моторы».
Протокол об административном правонарушении с материалами направлен Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в районный суд.
В судебном заседании защитники АО «Инструментальный завод -Пермские моторы» вину в совершении правонарушения признали. Суду пояснил, что в настоящее время от работника, допустившего использование припоя, взяты объяснения. Посредством издания локальных актов данное нарушение фактически устранено.
Представитель административного органа с учетом устранения Обществом допущенных нарушений не настаивал на приостановлении деятельности предприятия.
Судья, выслушав пояснения защитников АО «Инструментальный завод-Пермские моторы», представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно требованиям ч.1 ст. 39 Закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.5.2 СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. «Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила», использование веществ 1 и 2 классов опасности допускается при непрерывном технологическом процессе в замкнутом цикле, закрытых технологических процессах. В отдельных случаях допускаются периодические технологические процессы, при этом необходимо предусмотреть изоляцию особо вредных участков работы, рациональную вентиляцию и обязательное использование соответствующих СИЗ.
Согласно п.5.5 СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. «Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила», фиксированные рабочие места с возможным выделением вредных веществ, устранение которого невозможно при современном уровне технологии, надлежит оборудовать укрытиями с аспирацией. При возможной конденсации паров в нижней части укрытия устанавливают сборник с отводом жидкости в закрытые емкости, возвратом их в технологический процесс или отводом на станции нейтрализации.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Исследованными материалами дела, а именно: актом проверки органом государственного контроля от 07.09.2017 №603 (л.д.15-43), протоколом лабораторных испытаний №п8566 от 28.08.2017 (л.д.49), заключением № п8566 Э от 28.08.2017 (л.д.50), протоколом отбора образцов (проб) воздуха рабочей зоны от 21.08.2017 (л.д.51-53), протоколом об административном правонарушении (л.д.5-7), нашло подтверждение наличие вины АО «Инструментальный завод-Пермские моторы» в нарушении требований СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. «Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила».
Заключением №п8566 Э от 28.08.2017 врача по гигиене труда ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» установлено наличие свинца на рабочем месте электрика ФИО1 цех №60 (комната электрика): проба 8566/2-смыв поверхности рабочего стола 0, 000017±0,000003 мг/см2; - проба 8566/4 смыв с одежды 0,0000099±0,0000020 мг/си2; проба 8566/5- смыв со стены у верстка 0,000018±0,000004 мг/см2, (л.д.50).
Данные доказательства соответствуют принципам относимости, допустимости и достаточности. Не доверять представленным доказательствам оснований не имеется.
Следовательно, в связи с установлением нарушений АО «Инструментальный завод-ПМ» санитарных норм на рабочих местах, юридическое лицо должно быть привлечено к административной ответственности. Действия АО «Инструментальный завод-ПМ» должны быть квалифицированы по ст. 6.3 КоАП Российской Федерации.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, АО «Инструментальный завод-ПМ» не установлено.
В настоящее время АО «Инструментальный завод-ПМ» приняты меры по устранению выявленных нарушений посредством издания Приказа № 1711 «О запрете пайки изделий с применением припоя (ПОС-60) в комнате электрика цеха № 60 корпус 7 от 14.09.2017, а также Распоряжения № 104А «О недопустимости применения припоя (ПОС-60)» от 14.09.2017.
При этом, доводы защитников Общества о наличии в данной ситуации вины электромонтера, допустившего использование припоя без согласования с руководством, суд находит несостоятельными, поскольку ответственность за неправомерные действия работников на территории юридического лица несет его работодатель.
Целью административного наказания в соответствии с частью 1 ст. 3.1 КоАП РФ является предупреждение новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении административного наказания судья учитывает степень общественной опасности совершенного правонарушения, ставящего под угрозу здоровье работника, работающего на данном рабочем месте, его длительность, отсутствие доказательств принятия на данный момент каких-либо реальных и эффективных мер по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, отсутствие смягчающих обстоятельств и отягчающих ответственность обстоятельств, и, считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать АО «Инструментальный завод-ПМ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП Российской Федерации, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Постановление в течение 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Г. Князева.