Дело № 2а-330/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Медведево 15 февраля 2021 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре Максимовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Медведевского района Республики Марий Эл обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную на Интернет-странице https://sudak.guru/rybolovnye-prinadlezhnosti/osnastka-udochek/izgotovlenie-zimney-elektronnoy-udochki-dlya-rybalki-svoimi-rukami.html, IP адрес 91.121.61.183, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления надзорной деятельности установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с нарушением требований федерального законодательства в свободном доступе для неограниченного круга лиц информации о создании самодельной электроудочки. Идентифицировать владельца сайта не представляется возможным. Распространяемая через сайт информация о способе изготовления самодельной электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления обитателей водоемов, противоречит принципам морали и гуманизма. Незаконная добыча, вылов водных биологических ресурсов с применением электротока влечет уголовную ответственность. Размещение данной информации и свободный доступ к ней нарушает действующее законодательство.
Представители прокуратуры Медведевского района Республики Марий Эл, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии сКонституциейРоссийской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
В силу ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в частности, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; сохранения биологического разнообразия; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2014 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее Федеральный закон № 166-ФЗ) к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы; добычей (выловом) водных биоресурсов является изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.
Согласно п. 1 ст. 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (п. 4 ст. 43.1 указанного закона).
Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна (п. 2 ст. 43.1 закона).
Приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждены правила рыболовства для Волжско-Каспийского, Дальневосточного, Западного, Западно-Сибирского, Байкальского, Азово-Черноморского, Северного, Восточно-Сибирского рыбохозяйственных бассейнов.
Согласно п. 15 указанных правил рыболовства при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением колющих орудий добычи (вылова), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты, пневматического оружия, огнестрельного оружия (за исключением добычи (вылова) морских млекопитающих), орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств (веществ), самоловящих крючковых снастей и других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий и способов добычи (вылова).
В силу ст. 52 Федерального закона № 166-ФЗ лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом «б» ч. 1 ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Из представленных материалов следует и установлено судом, что на странице в сети «Интернет» https://sudak.guru/rybolovnye-prinadlezhnosti/osnastka-udochek/izgotovlenie-zimney-elektronnoy-udochki-dlya-rybalki-svoimi-rukami.html размещена информация об изготовлении самодельной электронной зимней удочки. Вход на данный сайт является свободным, информация находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.
Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра Интернет-сайта от 28 декабря 2020 года, представленного с иском.
Согласно материалам дела информация о доменном имени страницы отсутствует.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способе изготовления электроудочки противоречит положениям Конституции РФ и федерального законодательства.
Учитывая, что нормами действующего законодательства запрещено осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, размещенная на указанной странице в сети Интернет информация об изготовлении самодельной электроудочки вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости использования указанного способа добычи (вылова) водных биоресурсов, побуждает неопределенный круг граждан к совершению преступлений, способствует их совершению.
Установление данного факта является достаточным основанием для признания информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной информацией к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 названного закона).
При таком положении суд приходит к выводу, что, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице https://sudak.guru/rybolovnye-prinadlezhnosti/osnastka-udochek/izgotovlenie-zimney-elektronnoy-udochki-dlya-rybalki-svoimi-rukami.html, IP адрес 91.121.61.183, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения указателя страницы сайта https://sudak.guru/rybolovnye-prinadlezhnosti/osnastka-udochek/izgotovlenie-zimney-elektronnoy-udochki-dlya-rybalki-svoimi-rukami.html, IP адрес 91.121.61.183 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Н. Смышляева
В окончательной форме решение суда принято 15 февраля 2021 года.