32RS0027-01-2019-006133-81
№2-6364/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2019 года Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего Сухоруковой Л.В.,
при секретаре Тарасенко А.А.,
с участием представителя истца Фокинской районной администрации г. Брянска по доверенности Давыдовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокинской районной администрации г. Брянска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора (2-1912/2017),
УСТАНОВИЛ:
Фокинская районная администрация г. Брянска обратилось в суд с указанным иском, в обоснование которого указала, что 02 июня 2017 вынесено решение по гражданскому делу об обязании Брянской городской администрации, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Фокинской районной администрации г. Брянска принять меры по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов, расположенных на территории Фокинского района города Брянска.
На основании исполнительного документа №ФС №... от 05.10.2017 г. было возбуждено исполнительное производство от 24.10.2017 №...-ИП.
18.12.2018 г. Фокинская районная администрация г. Брянска получила от ответчика постановление о взыскании исполнительского сбора от 12.12.2018 г. в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №...-ИП.
Ссылаясь на требования Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» истец просил суд уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области от 12.12.2018 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №...-ИП на 1/4 от установленного размера (на 12 500 рублей).
В судебном заседании представитель истца Фокинской районной администрации г. Брянска по доверенности Давыдова О.П. поддержала требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, представитель третьего лица Брянская природоохранная прокуратура в судебное заседание не явились. Уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области и представителя третьего лица Брянской природоохранной прокуратуры.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 24 октября 2017 года МРО по ОИП УФССП России по Брянской области на основании исполнительного листа № 2-1912/2017 от 05.10.2017, выданного органом: Советским районным судом г. Брянска по делу №2-1912/2017, вступившем в законную силу 06.06.2017 г., предмет исполнения: обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Фокинскую районную администрацию г. Брянска принять меры по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов, расположенных на территории Фокинского района города Брянска: на земельном участке, расположенном в 150 метрах от огороженной территории ЗАО «Дизель-ремонт» образован 1 навал твёрдых коммунальных отходов (ТКО) общей площадью 36 кв.м.; на земельном участке, расположенном в 30 метрах от огороженной территории ОАО «Брянскэнергоремонт» образован 1 навал твёрдых коммунальных отходов (ТКО) общей площадью 40 кв.м.; на земельном участке кадастровый №..., земли населенных пунктов, в собственности публично-правовых образований, северо-восточная промзона, образован 1 навал строительных отходов площадью около 1,5 га; на обочине проезжей части дороги, расположенной в кадастровом квартале №...), земли населенных пунктов, в 25 метрах от дома 57А улицы Прудной образован 1 навал твердых коммунальных отходов (ТКО) площадью 10 кв.м.; на обочине проезжей части дороги, расположенной в кадастровом квартале 32:28:0042322), земли населенных пунктов, в 30 метрах от въезда в СНТ «Ковшовка» 1 навал твердых коммунальных отходов (ТКО) площадью 30 кв.м., установив срок исполнения решения суда – 3 месяца в отношении должника Фокинской районной администрации г. Брянска, возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
12.12.2018 года судебным приставом – исполнителем возбуждено исполнительное производство №32033/18/65750 о взыскании исполнительского сбора с Фокинской районной администрации г. Брянска.
Истцом Фокинской районной администрацией заявлено о восстановлении срока для подачи в суд заявления об уменьшении размера исполнительского сбора.
Положениями ст. 122 закона N 229-ФЗ установлен срок для обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, вследствие чего указанный срок не применяется в случаях обращения должника в суд с заявлениями об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В соответствии с частями 1,2,3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, в случае если должник полагает, что установленный размер исполнительского сбора принят без учета его имущественного положения, иных обстоятельств дела, должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, об отсрочке или рассрочке его взыскания. Следовательно, окончательное определение размера исполнительского сбора является компетенцией суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июля 2001г. N 13-П в части 4 указывает на то, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статьи 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. В связи с тем, что в большинстве случаев исполнительский сбор должнику устанавливается в максимальном размере - 7%, а денежный долг по исполнительному производству возникает из гражданско-правового обязательства, следовательно, имеет место нарушение гражданско-правового принципа разумности и справедливости, что подтверждается часть 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положению о районных администрациях г. Брянска, утв. Решением Брянского городского совета народных депутатов от 31.10.2007 №816 районная администрация является структурным подразделением Брянской городской администрации и финансируется из бюджета Брянской городской администрации.
Брянская городская администрация является бюджетной организацией с объемом муниципального долга, по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 2 255, 5 млн. руб. из которых задолженность по кредитным ресурсам – 2 086,2 млн. руб.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, на одну четверть на 12 500 рублей.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фокинской районной администрации г. Брянска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора (2-1912/2017), удовлетворить.
Уменьшить Фокинской районной администрации г. Брянска размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области от 12 декабря 2018 № 32033/18/65750 по исполнительному производству №...-ИП до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.12.2019 года.