УИД 74RS0032-01-2023-000898-82

Дело № 2 – 1248/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 г. г. Миасс Челябинской области

Миасский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Захарова А.В.

при помощнике судьи Пановой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавровой О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости

У С Т А Н ОВ И Л:

Истица Лаврова О.В. обратилась в суд с иском (с учётом уточнений) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области (далее – Пенсионный фонд, ответчик) о: признании незаконным и отмене решения Пенсионного фонда НОМЕР от ДАТА в части: отказа в зачете в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы в ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» в должностях старшей медсестры аппарата управления, старшей медсестры общеполиклинического медицинского персонала: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, ДАТА, с ДАТА по ДАТА, в том числе периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА; обязании ответчика: включить названные выше периоды в специальный стаж истицы; назначить Лавровой О.В. досрочную страховую пенсию по старости с 11.05.2022 года; взыскании с ответчика в пользу истицы: компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований истица указала, что ДАТА, обратившись в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, получила отказ по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа медицинской деятельности. Ответчиком необоснованно отказано во включении в специальный     стаж истицы названных выше спорных периодов, поскольку Лаврова О.В. выполняла норму рабочего времени на полную ставку и осуществляла медицинскую деятельность. В период нахождения на курсах повышения квалификации за истицей сохранялось место работы, ей выплачивалась заработная плата и уплачивались страховые взносы. Действиями ответчика истице был причинён моральный вред (т. 1, л.д. 4 – 8, т. 2, л.д. 23 – 24, 52).

В судебном заседании истица Лаврова О.В. уточнённые требования поддержала в полном объёме по указанным в иске основаниям, пояснив, что в спорные периоды времени осуществляла лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья населения, в том числе ассистировала врачам при проведении медицинских операций, осуществляла различные медицинские манипуляции.

Представитель ответчика – Пенсионного фонда Семёнова Н.А. исковые требования полагала не обоснованными, поскольку истицей не доказан факт осуществления ею лечебной деятельности в должностях старшей медсестры.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» Пономарева Е.А. полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, сообщив, что сам факт работы истицы в должности старшей медсестры даёт ей право на назначение досрочного пенсионного обеспечения, и не требует дополнительного доказывания факта осуществления истицей лечебной деятельности.

Заслушав участвующих лиц и исследовав все материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления которого в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет с учетом положений, установленных приложением 6 к настоящему федеральному закону.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного выше возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений, части 1..1 настоящей статьи.

Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» регламентировано, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение старшей медицинской сестры, осуществляющей работу в больницах и поликлиниках всех наименований.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516) предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Соответственно, согласно действующему законодательству, досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено лицу, занимающему должность старшей медицинской сестры в поликлиниках всех наименований, при условии выполнения работы в течение полного рабочего дня, при наличии стажа работы не менее 30 лет (в городах).

При этом законодателем не предусмотрены какие – либо дополнительные условия, необходимые для назначения досрочной пенсии по старости работы в должности старшей медсестры, помимо работы в самой должности старшей медсестры (в т.ч. не предусмотрено условие обязательного выполнения старшей медсестрой лечебной деятельности), поскольку сам факт работы лица в должности старшей медсестры априори подразумевает занятость медицинской деятельностью.

ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» является поликлиникой, т.е. учреждением здравоохранения, работа в котором на соответствующих должностях даёт право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно трудовой книжке, Лаврова О.В., являясь медицинским работником, с ДАТА по настоящее время (включая спорные периоды) работает старшей медицинской сестрой (аппарата управления и общеполиклинического медицинского персонала) ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» (т. 1, л.д. 20 – 26, 86 – 88).

Вне зависимости от смены наименования медицинского учреждения, его профиль и характер деятельности (стоматологическая поликлиника) не изменялся.

Должность медицинской сестры является должностью среднего медицинского персонала.

В силу действующего законодательства (ст. 66 Трудового кодекса РФ), основным документом, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ предоставляются справки, уточняющие характер и условия труда, составленные со ссылкой на имеющиеся первичные документы. При этом учитываются документы того периода, когда обратившийся за пенсией был занят на работах, предусмотренных списками.

Трудовая книжка истицы Лавровой О.В. заполнена работодателем надлежащим образом, и свидетельствует о работе истицы в должности старшей медсестры в соответствующем медицинском учреждении (стоматологической поликлинике).

Претензий к заполнению трудовой книжке истицы оспариваемое Решение Пенсионного фонда не содержит, и в судебном заседании представителем ответчика не предъявлялись.

Справкой ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс», приказами по личному составу, подтверждается факт работы истицы Лавровой О.В. в спорные периоды времени старшей медсестрой на 1 ставку заработной платы в течение полного рабочего дня при полной рабочей недели, что даёт право на досрочное пенсионное обеспечение (т. 1, л.д. 27, 92 – 93, 104 – 106).

Из материалов дела следует, что истица Лаврова О.В. ДАТА обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости (т. 1,л.д. 77 – 79).

Решением Пенсионного фонда НОМЕР от ДАТА истице Лавровой О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж истицы (лечебная деятельность) ответчиком добровольно включено 23 года 21 день.

В специальный стаж Лавровой О.В. не включены спорные периоды работы в должностях старшей медсестры аппарата управления, старшей медсестры общеполиклинического медицинского персонала (включая периоды нахождения на курсах повышения квалификации), так как документально не было подтверждено осуществление лечебной деятельности. Согласно квалификационным характеристикам из ЕКС от 23.07.2010 г. № 541н для медицинских сестёр определено, что наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист наряду с выполнением обязанностей медицинской сестры, осуществляет руководство подчинёнными ему исполнителями. В должностные обязанности медицинской сестры входит оказание доврачебной медицинской помощи, обеспечение выполнения врачебных назначений и другие функции, связанные с оказанием медицинской помощи (осуществления лечебной деятельности) – т. 1, л.д. 9 – 12, 71 – 73.

Таким образом, причиной отказа Пенсионного фонда в назначении Лавровой О.В. досрочной страховой пенсии по старости явилось отсутствие документальных доказательств осуществления истицей именно лечебной деятельности в период работы в должностях старшей медицинской сестры.

Ответчик полагает, что старшая медицинская сестра, наряду с осуществлением руководства подчинёнными исполнителями, так же должна непосредственно осуществлять лечебную деятельность.

Согласно штатным расписаниям медицинского учреждения в спорные периоды времени, в аппарате управления и общеполиклиническом медицинском персонале имелась должность старшей медсестры, наряду с иными медицинскими сестрами и санитарками иных подразделений. В аппарат управления так же входил главный врач и зам. главного врача по лечебной части, медицинский дезинфектор, врач – эпидемиолог, врач - рентгенолог, врач – физиотерапевт, которые пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение (т. 1, л.д. 37 – 61).

Следовательно, общеполиклинический медицинский персонал исполняет лечебную или иную медицинскую деятельность (например, медицинский дезинфектор), которая даёт право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, наряду с общеполиклиническим медицинским персоналом, имеется и общеполиклинический не медицинский персонал (бухгалтерия, экономисты, юрисконсульт и др.).

Соответственно, в самом штатном расписании медицинского учреждения совершено разделение общеполиклинического персонала на медицинский (т.е. исполняющий лечебную или иную медицинскую деятельность), и не медицинский персонал, не имеющий право на досрочное назначение пенсии.

Из должностных инструкций старшей медсестры следует, что старшая медицинская сестра относится к категории среднего медицинского персонала, оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований, осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, ассистирует при проведении врачом лечебно – диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных условиях, проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача, обеспечивает выполнение врачебных назначений, руководит деятельностью младшего медицинского персонала и пр.

Старшая медсестра общеполиклинического медицинского персонала организует и контролирует выполнение средним и младшим мед. персоналом их должностных обязанностей, заменяет отсутствующих медицинских сестёр на приеме, оказывает доврачебную мед. помощь, осуществляет забор биологических материалов, ассистирует врачу, проводит подготовку пациентов и прочее (т. 1, л.д. 28 – 36, 94 – 101, 112 – 120).

Истица Лаврова О.В. с должностными инструкциями была ознакомлена надлежаще, начиная с 2012 года по 2021 год, т.е. фактически с начала исполнения своих должностных обязанностей старшей медсестры аппарата управления, и старшей медсестры общеполиклинического персонала (т. 1, л.д. 30, 33, 36).

Тем самым, из названных выше должностных инструкций старшей медицинской сестры следует, что старшая медсестра фактически занимается как руководством подчинёнными сотрудниками (исполнителями), так и непосредственно сама осуществляет медицинскую деятельность (оказывает доврачебную помощь, ассистирует врачу при манипуляциях и малых операциях, осуществляет забор биоматериалов, проводит подготовку пациентов к исследованиям, заменяет мед. сестру в случае отсутствия последней и прочее).

Согласно должностной инструкции старшей медицинской сестры общеполиклинического медицинского персонала от ДАТА, старшая медсестра контролирует работу подчинённых сотрудников, обеспечивает своевременность исполнения назначений врача, обеспечивает должный уровень санитарно – гигиенического содержания отделений, по плану производственного контроля проводит бактериологические исследования, контролирует правильность проведения дезинфекции и стерилизации ИМН, боров, перевязочного материала, наконечников, обеспечивает своевременную замену временно отсутствующей медсестры или санитарки в отделениях, оказывает медицинскую помощь в экстренной форме и другое.

Соответственно, должностной инструкцией от ДАТА на старшую медсестру общеполиклинического персонала ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» возложено исполнение иных, нежели лечебная деятельность, обязанностей в сфере медицинской деятельности и здравоохранения.

Анализируя указанные выше нормативные правовые акты и локальные правовые акты (должностные инструкции), суд приходит к выводу, что лечебная деятельность (в т.ч. проведение манипуляций с пациентами, назначение и выдача им лекарственных средств, участие в операциях, лечебных и диагностических манипуляциях и иных хирургических вмешательствах) и деятельность по охране здоровья населения (в т.ч. подготовка пациентов к различным манипуляциям и исследованиям, забор биологических материалов, обеспечение санитарно – гигиенического содержания отделений, проведение бактериологических исследований, дезинфекций и пр.), являются различными видами медицинской деятельности.

Из ответа главного врача ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» на судебный запрос следует, что в должностные обязанности старшей медсестры аппарата управления, общеполиклинического персонала всегда входило выполнение как руководящих функций, так и осуществление лечебной деятельности (обязанности медицинской сестры).

Истица Лаврова О.В. в период работы в должности старшей медсестры аппарата управления, старшей медсестры общеполиклинического персонала помимо руководящей работы, выполняла обязанности медицинской сестры в хирургическом кабинете (т. 1, л.д. 102 – 103).

Согласно приказам по личному составу, в период работы в должности старшей медсестры аппарата управления и старшей медсестры общеполиклинического персонала, истица Лаврова О.В. находилась на курсах повышения квалификации (т. 1, л.д. 107 – 108).

Карточками – справками, копиями лицевых счетов и расчетных листков, расчетными карточками Лавровой О.В. подтверждается факт работы истицы в должностях старшей медсестры в спорные период времени на ставку заработной платы (т. 1, л.д. 145 – 250, т. 2, л.д. 1 – 13).

Помимо прочего, факт выполнения истицей Лавровой О.В. работы на ставку заработной платы подтверждается Правилами внутреннего трудового распорядка медицинского учреждения и изменениями к ним, согласно которым старшая медсестра работает с 07-00 часов, в условиях пятидневной рабочей недели, 39 часов в неделю, по 7, 8 часов в день.

При этом из расчетных листков и иных документов следует, что истица помимо основной работы в спорные периоды времени так же совмещала профессии (от 0, 5 до 0, 76 ставки медсестры хирургического кабинета), истице доплачивался заработок за напряженность (интенсивность) труда, выплачивалась денежная компенсация за молоко (за вредность – т. 1, л.д. 247 – 250, т. 2, л.д. 2 – 13).

Расчетными листками и расчетными карточками так же подтверждается факт работы (непосредственного контакта) Лавровой О.В. с пациентами, больными гепатитом (код в-18) и больными ВИЧ (код в-20), указанными в расчетных листках, в разные периоды времени (т. 1, л.д. 173, 177, 185, 207, 210, 211, и др., т. 2, л.д. 9 оборот – 12).

Из сведений Медико-информационной системы «БАРС» следует, что с ДАТА по ДАТА истица Лаврова О.В., являясь старшей медицинской сестрой, так же осуществляла работу медицинской сестры хирургического кабинета, ассистируя врачу при приеме, осмотре и лечении пациентов (т. 1, л.д. 121 – 144).

Названные обстоятельства свидетельствуют о непосредственном участии истицы Лавровой О.В. в осуществлении медицинской деятельности (в т.ч. непосредственной лечебной деятельности при ассистировании врачу), а так же прямой контакт с больными (включая больных гепатитом и ВИЧ), и доказывают тот факт, что занимая должности старшей медсестры в аппарате управления и общеполиклиническом медицинском персонале, Лаврова О.В. (помимо руководства подчинёнными сотрудниками), так же непосредственно и лично занималась медицинской деятельностью, в том числе как лечебной деятельностью, так и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Удостоверениями о повышении квалификации, дипломом, сертификатами специалиста, подтверждается факт прохождения истицей Лавровой О.В. курсов повышения квалификации в 2015 году и в 2020 году (т. 2, л.д. 50 – 51).

Согласно письменных пояснений руководителя ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс», в период работы в должности старшей медсестры аппарата управления и старшей медсестры общеполиклинического персонала, Лаврова О.В. с ДАТА по настоящее время помимо руководящей работы выполняла ранее и выполняет в настоящее время обязанности медсестры в хирургическом кабинете. В должностные обязанности истицы всегда входило выполнение как руководящей функции, так и осуществление лечебной деятельности (обязанности медсестры).

ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс», индивидуальные сведения на старших медсестер, включая Лаврову О.В., до 2016 года подавались с кодом досрочного пенсионного обеспечения.

В 2016 году Пенсионным фондом было указано на то, что индивидуальные сведения на старших медсестер должны предоставляться с общими условиями труда, а сведения с кодом досрочного пенсионного обеспечения приниматься не будут. В связи с чем, по требованию Пенсионного фонда, были откорректированы ранее представленные сведения на Лаврову О.В. – был исключен код досрочного пенсионного обеспечения 27 – ГД (т. 2, л.д. 33).

Из пояснительных записок к уточнённым документам персонифицированного учета за 2012 год, поданных ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» в Пенсионный фонд в 2016 году, следует, что изначально индивидуальные сведения в отношении истицы Лавровой О.В. подавались работодателем с кодом особых условий труда 27 – ГД. Затем, ДАТА, сведения в отношении истицы были скорректированы в части исключения кода особых условий труда (т. 2, л.д. 34, 34 оборот – 49, 49 оборот).

В 2023 году работодателем повторно откорректированы соответствующие индивидуальные сведения в отношении Лавровой О.В., которые поданы с кодами особых условий труда, в т.ч. за спорные периоды времени и по настоящее время.

Из Перечня рабочих мест, профессий и должностей, занятость на которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии, представленных Пенсионным фондом, следует, что в МУ «Стоматологическая поликлиника» правом на досрочное пенсионное обеспечение в аппарате управления учреждения пользовался главный врач, зам. гл. врача по лечебной работе, старшая медсестра, а равно иные врачи – специалисты и медицинский дезинфектор (т. 2, л.д. 60 – 71).

Согласно Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 года № 541н), медицинская сестра оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала.

При этом должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями (п 5. названного выше ЕКС).

Из общих положений указанного выше ЕКС (пункты 2, 4) следует, что в ЕКС установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования. При этом квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Соответственно, анализируя указанные выше положения ЕКС, суд приходит к выводу, что в должностные обязанности старшей медицинской сестры входит руководство подчинёнными сотрудниками, при этом иные обязанности старшей медсестры, работающей в соответствующем учреждении здравоохранения, устанавливаются её должностной инструкцией, содержащей конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей её труда.

Следовательно, право устанавливать конкретные должностные обязанности старшей медсестре ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» принадлежит именно руководству этого учреждения.

Согласно Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников (утв. Приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1183н), должности старшая медицинская сестра и медицинская сестра являются различными должностями.

Из профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» (утв. Приказом Минтруда РФ от 31.07.2020 года № 479н) следует, что старшая медсестра не исполняет должностную функцию непосредственно медицинской сестры.

При этом суд отмечет, что нормативные правовые акты (в частности, Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781) не содержат требований об обязательности исполнения старшей медсестрой именно лечебной деятельности, тем самым не ставя в зависимость право данного лица на досрочное пенсионное обеспечение от выполнения именно лечебной деятельностью.

Суд полагает, что законодатель, определяя право старшей медсестры на досрочное пенсионное обеспечение, сознательно не ограничил данное право обязательной необходимостью выполнения именно лечебной деятельности, тем самым установив тот факт, что сама работа в должности старшей медсестры в соответствующим учреждении здравоохранения априори является работой, непосредственно связанной с осуществлением медицинской деятельности, влекущей право на досрочное назначение пенсии.

В частности, законодателем прямо предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии имеют врачи – руководители (т.е. главные врачи, их заместители и пр.) только при условии выполнения ими врачебной деятельности, между тем (к примеру) лаборант, инструктор – дезинфектор, медицинский дезинфектор, пользуются правом на досрочную пенсию и без исполнения ими врачебной (или иной лечебной) деятельности.

С учетом изложенного, суд считает, что вывод Пенсионного фонда о том, что для получения права на досрочное пенсионное обеспечение старшей медсестре необходимо дополнительно осуществлять именно лечебную деятельность (как указано в оспариваемом решении), является ошибочным.

ДАТА ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» направила в Пенсионный фонд корректирующие сведения за спорный период времени (с 2012 года по 2022 год), и за 2023 год, которыми индивидуальные сведения в отношении старшей медсестры Лавровой О.В. скорректированы и поданы с кодами особых условий труда, что свидетельствует о признании работодателем за истицей право на досрочное пенсионное обеспечение (т. 2, л.д. 78 – 131).

Из Акта документальной проверки достоверности представленных ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Миасс» сведений, проведённой сотрудниками Пенсионного фонда ДАТА следует, что ответчик полагает не представленными документы, подтверждающие осуществление истицей медицинской деятельности, предусмотренной должностными инструкциями, в спорный период времени с ДАТА по ДАТА.

В названном выше Акте ответчик так же подтверждает факт предоставления работодателем сведений на Лаврову О.В. в спорный период времени с кодом досрочного пенсионного обеспечения, а так же указывает, что в лицевых счетах Лавровой О.В. за период с ДАТА по ДАТА отражена оплата работы истицы по совместительству до 50 % в должности медсестры хирургического кабинета, а в лицевых счетах, книгах учета врача – стоматолога за период с ДАТА по ДАТА отражена оплата работы по совмещению должности медсестра хирургического кабинета до 70 %.

С учетом изложенного, суд полагает, что в судебном заседании установлен и подтвержден надлежащими доказательствами факт осуществления истицей Лавровой О.В. в спорные периоды времени соответствующей медицинской    деятельности в должности (старшая медсестра) и учреждении (поликлиника), работа в которых даёт истице право на досрочное пенсионное обеспечение.

Доказательств обратному ответчиком, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Суд отмечает, что согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 22.11.2012 года № 2181 – О, устанавливая в федеральном законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие положения Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О и от 29 сентября 2011 года N 1173-О-О).

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило указанные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежит оценка характера труда, функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий Список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения указанных категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания ст. 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Соответственно, законодатель различает лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, при этом как факт осуществления лицом только лечебной (в т.ч. врачебной), так и факт осуществления только иной деятельности по охране здоровья населения (в частности, санитарный врач и его мед. персонал), а равно факт осуществления и лечебной, и иной деятельности по охране здоровья населения (одновременно или по очередности), сам по себе предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

В судебном заседании установлено, что истица Лаврова О.В. в спорные периоды времени занимала должность старшей медицинской сестры на ставку рабочего времени, при этом фактически осуществляла медицинскую деятельность, связанную с охраной здоровья населения (при этом так же по совместительству и совмещению исполняла и лечебную деятельность в размере от 0, 5 до 0, 7 ставки), должность истицы (старшая медсестра) прямо предусмотрена Списком, работа истицей проводилась в надлежащем учреждении здравоохранения (стоматологическая поликлиника), которое так же прямо предусмотрено Списком, в настоящее время откорректированные сведения на истицу работодателем представлены с кодом досрочного пенсионного обеспечения.

Причина отказа во включении спорных периодов в специальный стаж истицы явилось убеждение Пенсионного фонда о необходимости выполнения старшей медсестрой (наряду с руководством подчинённым персоналом), так же лечебной деятельности (т. 1, л.д. 12).

Суд не соглашается с данным доводом ответчика, поскольку полагает установленным факт исполнения истицей в спорный период времени соответствующей деятельности по охране здоровья населения, что само по себе является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку законодательством не предусмотрено обязательное выполнение старшей медсестрой именно лечебной деятельности на ставку заработной платы (или в ином размере), в качестве необходимого условия для назначения досрочного пенсионного обеспечения.

С учетом изложенного, суд полагает, что спорные периоды работы Лавровой О.В. подлежат включению в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Факт прохождения истицей курсов повышения квалификации подтверждается названными выше доказательствами и не оспаривается сторонами.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации и участие в семинарах на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности.

В силу указанной нормы Закона период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

03 августа 2012 года Министерство здравоохранения РФ приняло приказ № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Согласно п. 2 – 5 указанного выше Порядка, повышение квалификации специалистов осуществляется в целях получения дополнительных знаний, умений и практических навыков, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности, проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.

Как указано в п. 11 Порядка, специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать профессиональную деятельность.

Из изложенного следует, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежал включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в качестве специального стажа, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку периодичность повышения квалификации, продолжительность программ обучения предусмотрены законодательством, и обусловлена самим фактом нахождения лица на медицинской должности.

Правомерность данного вывода подтверждается также позицией Верховного суда РФ, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г. (вопрос 30), где указано, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку в периоды нахождения истицы в командировках и специализации (курсы повышения квалификации) трудовой договор с ней не расторгался, за ней сохранялось место работы и выплачивалась средняя заработная плата, работодателем производились необходимые страховые отчисления, данные периоды подлежат включению в специальный стаж на тех же условиях и в том же порядке, что и время выполнения работы, с которой истец направлялась на указанные курсы.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения истицы в командировках и специализации в спорные периоды времени подлежат зачету в специальный трудовой стаж истицы.

На основании изложенного исковые требования истицы в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

На момент обращения Лавровой О.В. ДАТА в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии (с учетом включенных судом в специальный стаж истицы спорных периодов), специальный стаж истицы составляет более 30 лет, т.е. страховая пенсия должна быть назначена с ДАТА.

При этом в удовлетворении искового требования Лавровой О.В. о взыскании с Пенсионного фонда компенсации морального вреда, суд полагает необходимым отказать, поскольку законодательством (ст. 151 ГК РФ), регламентирована компенсация морального вреда за личные не имущественные блага истицы (жизнь, здоровье, честь, деловая репутация), нарушение которых ответчиком не допущено.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Поскольку фактически решение суда состоялось в пользу истицы, при подаче иска Лавровой О.В. была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, последняя подлежит взысканию с ответчика (т. 1, л.д. 3).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1027403882626) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░: ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.: ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░. № 400 – ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.08.2023 ░░░░.

2-1248/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лаврова Оксана Викторовна
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника г.Миасс"
Суд
Миасский городской суд Челябинской области
Судья
Захаров Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
miass.chel.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2023Передача материалов судье
13.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее