Решение по делу № 3а-592/2017 от 24.05.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    17 июля 2017 года Самарский областной суд в составе:

    председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре Бамбуровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-592/2017 по административному исковому заявлению Имангуловой Р.М., Имангуловой С.Р. к Правительству Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

    

Имангулова Р.М., Имангулова С.Р. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с категорией земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 2 849 476 рублей.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с категорией земель: <данные изъяты>, разрешенным использованием: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Государственная кадастровая оценка земель проводилась в соответствии с нормами постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка установлена на 01.01.2013 года и составляет 10 639 107,21 рублей.

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГ. , рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составляет 2 849 476,00 рублей, что свидетельствует о том, что кадастровая стоимость объекта оценки является значительно завышенной по отношению к его реальной рыночной стоимости.

Завышение кадастровой стоимости земельного участка нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с этим, административные истцы просят установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в размере, определенном отчетом об оценке.

Административные истцы, их представитель, представители Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Администрации г.о.Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административных истцов по доверенностям от ДД.ММ.ГГ. , Стенин Н.В. представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии административных истцов.

ФГБУ ФКП «Росреестра» по Самарской области представило отзыв, в котором оставило разрешение заявленного требования на усмотрение суда.

Администрация г.о.Тольятти Самарской области представила письменный отзыв на административный иск, в котором просит в удовлетворении административного иска отказать.

Управление Росреестра по Самарской области представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований, в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости земельного участка. Просило рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии со ст.14, п.1 ст.372 НК РФ, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" (в ред. от 11.04.2016 г. № 41-ГД) являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.3 ФЗ РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ. Имангуловой Р.М., Имангуловой С.Р. на праве общей долевой собственности (по Х доли каждому) принадлежит земельный участок, назначение: <данные изъяты>, представленный для <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер .

Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» в размере 10 639 107,21 рублей.

Датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является 01.01.2013 года, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно отчету об оценке ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. , рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, составляет по состоянию на 01.01.2013 года 2 849 476 рублей.

В ходе рассмотрения дела, с учетом ходатайства заинтересованного лица – Администрации г.о.Тольятти Самарской области относительно достоверности представленного административными истцами отчета об оценки и исходя из того, что обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административных истцах, а административный ответчик обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, судом была назначена судебная оценочная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года.

Согласно заключению эксперта ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ., действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с категорией земель – <данные изъяты>, с разрешенным использованием: <данные изъяты>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01.01.2013 года составляет 2 389 696,00 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям ФЗ РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФЗ РФ от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утвержденным приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611.

В данном случае экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями, имеющим соответствующую квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в установленном процессуальным законом порядке.

Оценивая экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» по правилам ст.168 КАС РФ, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения представленных материалов административного дела с проведением осмотра объекта недвижимости – спорного земельного участка. При оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки объекта в рамках сравнительного подхода, обоснование выбора используемого подхода к оценке объекта исследования, согласование результатов расчетов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Из заключения следует, что для определения рыночной стоимости земельного участка эксперт использовал сравнительный подход, в рамках которого применил метод сравнения продаж, выявив земельные участки, выставленные на продажу, сопоставимые по своим характеристикам с земельным участком, являющимся объектом исследования. В качестве единицы сравнения была выбрана стоимость 1 кв.м. земельного участка. От применения доходного и затратного подходов эксперт мотивированно отказался.

В качестве объектов-аналогов эксперт использовал 8 аналогов – земельные участке на праве собственности, категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования под размещение объектов коммерческого назначения, расположенные в г.Тольятти Автозаводском, Центральном, Комсомольском районах, расположенных на красной линии крупной автодороги города и удаленных от красной линии, площадью объекта от 663 кв.м. до 20 000 кв.м., т.е. сопоставимые по ценообразующим факторам. На отличия по тем или иным параметрам, в последующем к аналогам применялись корректировки, которые позволили добиться необходимой однородности совокупных данных о выбранных земельных участках. Были применены корректировки на торг, на местоположение, на размер земельного участка, на расположение относительно красной линии автодороги. В заключение содержатся таблицы, расчеты и пояснения к ним, подробное объяснение применения и не применения конкретных корректировок.

Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о проведении повторной, дополнительной экспертиз заявлено не было.

При таких обстоятельствах, заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. признается судом допустимым и достаточным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости, определенная заключением эксперта, признается достоверной.

Согласно п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

В связи с этим, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, требования административных истцов подлежат удовлетворению с учетом результатов судебной экспертизы.

Установление кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений в ГКН также установлены названной нормой.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что административные истцы не обращались в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, датой обращения в суд является 24.05.2017 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Имангуловой Р.М., Имангуловой С.Р. к Правительству Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с категорией земель: <данные изъяты>, разрешенным использованием: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 2 389 696 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

    Дата подачи административного иска в суд – 24.05.2017 года.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 июля 2017 года.

Председательствующий:                        М.А.Панкова

3а-592/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Имангулова Р.М.
Имангулова С.Р.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Администрация г.о.Тольятти
Управление Росреестра по Самарской области
ООО "Зем.Стандарт"
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
24.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
25.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2017[Адм.] Судебное заседание
03.07.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
17.07.2017[Адм.] Судебное заседание
19.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее