Решение по делу № 2-554/2016 от 06.06.2016

Дело №2-554/2016 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

27 июня 2016 года

город Онега

Онежский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего Яровицыной Д.А.

при секретаре Ильиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» к отделу судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

администрация МО «Онежский муниципальный район» (далее по тексту – Администрация) обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее по тексту – ОСП по Онежскому району), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее по тексту – УФССП по Архангельской области) об уменьшении размера исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указав, что согласно решения Онежского городского суда Архангельской области от 26.03.2012 года на администрацию МО «Онежское», правопреемником которой является истец, возложена обязанность по предоставлению Х. и членам его семьи, по договору социального найма другое жилье в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения для проживания. Решение вступило в законную силу, постановлением от 25.04.2012 года возбуждено исполнительное производство, при этом судебным приставом – исполнителем был установлен пятидневный срок для исполнения решения. 28.06.2012 года в связи с неисполнением решения суда судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с администрации МО «Онежское» исполнительского сбора в размере 5 000 руб. Однако исполнить решение суда в установленный для добровольного исполнения срок не представилось возможным, в связи с отсутствием свободных жилых помещений, а также отсутствием денежных средств для приобретения благоустроенного жилья, в связи с чем у администрации существовали уважительные причины неисполнения исполнительного документа. В настоящий момент исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением решением суда, в связи с чем полагает, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора.

Истец администрация МО «Онежский муниципальный район», ответчики ОСП по Онежскому району, Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили. ОСП по Онежскому району представило отзыв, в котором указывает на несогласие с заявленными требованиями, в частности ссылается на тот факт, что основания для уменьшения размера исполнительского сбора отсутствуют.

По определению суда, дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно частям 1,2 статьи 105 Закон № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ч. 1 ст. 112 Закон № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Судом установлено, вступившим в законную силу решением Онежского городского суда Архангельской области от 26 марта 2012 года на администрацию МО «Онежское» возложена обязанность предоставить по договору социального найма Х. на состав семьи из четырех человек, включая Х., Х., Х. другое благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования «Онежское», жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому по адресу: <Адрес> жилому помещению, состоящее не менее чем из трех комнат, общей площадью не менее 51,5 кв.м и жилой площадью не менее 37 кв.м, отвечающее установленным требованиям (санитарным и техническим) и находящееся в границах муниципального образования «Онежское».

Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Онежскому району от 25.04.2012 года на основании исполнительного листа, выданного Онежским городским судом, возбуждено исполнительное производство ..., при этом должнику предложено в срок 5 дней со дня получения настоящего постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, а также должник был предупрежден, что в случае не исполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

На основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Онежскому району УФССП по Архангельской области от 28.06.2012 года с администрации МО «Онежское» взыскан исполнительский сбор в размере 5000 руб. в связи с неисполнением решения суда в установленный срок.

В связи с ликвидацией МО «Онежское», правопреемником которого является администрация МО «Онежский муниципальный район», определением Онежского городского суда от 08.04.2013 года была произведена замена стороны в исполнительном производстве с должника администрации МО «Онежское» на администрацию МО «Онежский муниципальный район», при этом судебный приставом- исполнителем ОСП по Онежскому району 14.06.2013 года вынесено соответствующее постановление.

Из материалов исполнительного производства следует, что решение суда от 26.03.2012 года в настоящий момент исполнено в связи с предоставлением Х. и членам его семьи по договору ... социального найма жилого помещения от 10 декабря 2015 года жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, общей площадью 51,3 кв.м., исполнительное производство ... прекращено 19.05.2016 года, при этом постановлением от 19.05.2016 года выделено в отдельное исполнительное производство о взыскании исполнительного сбора.

Заявляя требование об уменьшении размера исполнительского сбора, истец ссылается на тот факт, что в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 25.04.2012 года срок, исполнить решение суда не представлялось возможным в связи с отсутствием на территории муниципального образования свободных жилых помещений фонда социального использования, в связи с чем, у администрации МО «Онежский муниципальный район» существовали уважительные причины неисполнения исполнительного документа, кроме того, заявитель просит учесть большое количество не исполненных судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений, которые администрация не может исполнить в связи с изложенными обстоятельствами, а также отсутствием необходимых для этих целей денежных средств.

В соответствии с ч. 2, 3 ст.112 Закона № 229-ФЗ (в редакции действующей на момент вынесения постановления) исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности) и налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.

При этом, как разъяснено в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной Законом.

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, при этом в соответствии с ч.7 указанной статьи, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем в случае, если должник не докажет, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы. Должник может быть освобожден судом от его взыскания, если докажет, что неисполнение судебного постановления было невозможным даже при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Вместе с тем, исходя из существа заявленных требований и обстоятельств на которые Администрация ссылается, учитывая, также, что истцом предпринимались необходимые меры для исполнения исполнительного документа, однако данная возможность не была реализована в установленный срок в силу объективных обстоятельств, а также учитывая, что в настоящее время решение суда исполнено в полном объеме, суд считает возможным снизить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора до 3 750 руб., поскольку в силу части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.

При этом суд отмечает, что снижение в данном случае размера исполнительского сбора не освобождает должника от ответственности за неисполнение судебного акта в срок, установленный для добровольного исполнения.

Кроме того, снижая размер исполнительского сбора суд учитывает разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Из пункта 4 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

По смыслу указанного положения, правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа.

Поскольку распорядителем (получателем) бюджетных средств, поступающих в виде исполнительского сбора, является Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, то последнее в данном случае будет являться надлежащим ответчиком по делу.

В иске к отделу судебных приставов по Онежскому району надлежит отказать, поскольку он является структурным подразделением Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и надлежащим ответчиком по делу об освобождении от взыскания исполнительского сбора выступать не может.

На основании ч. 8 ст. 112 Закона № 229-ФЗ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» к отделу судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Онежскому району УФССП России по Архангельской области от 28 июня 2012 года, по исполнительному производству ... до 3 750 руб.

Решение обратить к немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Онежский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Онежский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Д.А.Яровицына

...

...

2-554/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Онежский муниципальный район
Ответчики
ОСП по Онежскому р-ну Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской обл
Суд
Онежский городской суд Архангельской области
Дело на странице суда
onegasud.arh.sudrf.ru
06.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2016Передача материалов судье
07.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2016Судебное заседание
27.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2016Дело оформлено
29.07.2016Дело передано в архив
27.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее