25RS0028-01-2022-000320-36
Дело № 12-80/2022
Р Е Ш Е Н И Е
п. Терней 17 ноября 2022 года
Судья Тернейского районного суда Приморского края, расположенного по адресу: 692150 п. Терней, Тернейского района, Приморского края, ул. Партизанская, д.69, Власова Ю. В., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества «Тернейлес» Риковой Г.В. на постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 23.06.2022 № 845-02/2021л о привлечении ОАО «Тернейлес» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 23.06.2022 № 845-02/2021л. ОАО «Тернейлес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ОАО «Тернейлес» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания отменить производство по делу прекратить. Ссылаясь на то, что при вынесении постановления административным органом не было учтено положение ч.5 ст.4.4 КоАП РФ. Постановление об административном правонарушении от 23.06.2022 № 845-02/2021л вынесено в рамках проведения контрольного мероприятия, проводимого Тернейским филиалом КГКУ «Примлес» на основании извещения № 893 от 27.08.2021. В рамках этого же контрольного мероприятия в отношении ОАО «Тернейлес» были вынесены постановления о назначении административных наказаний № 843-02/2021 от 22.06.2022, № 845-02/2021л от 23.06.2022. Ответственность по этим постановлениям предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Считая, что ОАО «Тернейлес» несколько раз привлечено к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Факт совершенного административного правонарушения Общество не оспаривает.
В судебное заседание представитель ОАО «Тернейлес» не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Подлубный В.А., действующий на основании доверенности, не согласился с доводами жалобы ОАО «Тернейлес», указав, что осмотр лесосеки произведен на основании приложения 4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 г. № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», по предварительному письменному извещению ОАО «Тернейлес» № 893 от 27.08.2021 г. «О проведении осмотра мест рубок» на лесосеке Усть-Соболевского участкового лесничества. Данный вид мероприятий – осмотр лесосек не может быть отнесен к контрольным (надзорным) мероприятиям, так как это порядок приемки отработанных лесосек (объектов), утвержденный приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367. Полагает, что доводы жалобы представителя ОАО «Тернейлес» необоснованны, просит постановление о назначении административного наказания оставить в силе.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.32 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Судом установлено, что ОАО «Тернейлес» на основании договора аренды лесного участка № 208/29 от 4 декабря 2008 года осуществляет пользование лесным участком, общей площадью 148 490,0 га, находящимся в государственной собственности, в соответствии с условиями которого, лесные участки, в том числе в составе квартала 36 Усть-Соболевского участкового лесничества, переданы ОАО «Тернейлес» для заготовки древесины.
В период с 18.07.2020 по 17.07.2021 согласно лесной декларации от 07.07.2020 № 6 ОАО «Тернейлес», являющееся арендатором по договору аренды лесного участка № 208/29 от 04.12.2008, осуществляло заготовку древесины способом выборочных рубок в квартале 36 выделе 11 лесосеки 62 Усть-Соболевского участкового лесничества, площадью 27,1 га.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.09.2021, участковым лесничем Крымским В. Г., в присутствии представителя ОАО «Тернейлес» Левченко А. А., в ходе осмотра мест рубок лесосеки № 62, расположенной в выделе 11 квартала 36 Усть-Соболевского участкового лесничества, разрабатываемой ОАО «Тернейлес» в соответствии с лесной декларацией, были выявлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в виде: не очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,2 га, нарушен п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах РФ, о чем составлен Акт осмотра лесосеки от 09.09.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 21.12.2021 в отношении ОАО «Тернейлес» должностным лицом Тернейского филиала КГКУ «Примлес» протокола об административном правонарушении № 82 по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 23.06.2022 № 845-02/2021л ОАО «Тернейлес» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
В силу ч.3 ст.23.1 Лесного кодекса РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
В силу ст.51 Лесного кодекса РФ, Леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
При заготовке древесины лесопользователи обязаны руководствоваться требованиями действующего Лесного кодекса РФ, Правилами Пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020г. № 1614.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно разделу 4 п.26 указанных Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктом 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 07.10.2020г. № 1614, установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Как следует из п.5 Приложения № 1 к приказу Минприроды России № 367 от 27.06.2016г. "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" (в редакции действовавшей на момент совершения правонарушения), при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Разделом 2 Технологической карты лесосечных работ ОАО «Тернейлес» от 23.11.2019 предусмотрено, что заключительные лесосечные работы состоят из: очистка мест рубок производится одновременно с выполнением основных лесосечных работ с применением бензопил. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
В постановлении должностного лица административного органа указаны выявленные нарушения с приведением норм действующего законодательства, которые были нарушены ОАО «Тернейлес».
Фактические обстоятельства дела, вина ОАО «Тернейлес» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 21.12.2021 № 82; актом осмотра лесосеки от 09.09.2021; технологической картой лесосечных работ от 23.11.2019; договором аренды лесного участка от 04.12.2008 № 208/29; лесной декларацией от 07.07.2020 № 6 и приложением к ней; отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2020 года и другими материалами дела.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которые были оценены заместителем начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Принятые административным органом во внимание доказательства сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Рассматривая представленные материалы дела об административном правонарушении, административный орган признал доказанным факт совершения правонарушения, поскольку событие и состав правонарушения документально подтверждены представленными материалами административного дела.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В представленных материалах дела нет доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований правил пожарной безопасности при заготовки древесины в силу каких-либо чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований лесного законодательства и правил пожарной безопасности. ОАО «Тернейлес» обязано было обеспечить соблюдение требований правил пожарной безопасности при разработке предоставленной к вырубке лесосеки и должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий в результате своих действий, однако не приняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего лесного законодательства.
Действия ОАО «Тернейлес» правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ст. 8.32 ч.1 КоАП РФ.
Фактически автором жалобы сам факт совершения Обществом правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, не оспаривается.
Постановление о привлечении ОАО «Тернейлес» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Тернейлес», рассмотрено должностным лицом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края всесторонне, полно и объективно.
Административное наказание назначено ОАО «Тернейлес» в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что при проведении одного контрольного мероприятия в отношении ОАО «Тернейлес» выявлено несколько административных правонарушений и, в результате, вынесено несколько постановлений о привлечении юридического лица к административной ответственности по той же норме, со ссылкой на постановления № 843-02/2021 от 22.06.2022, № 845-02/2021л от 23.06.2022, сами по себе не могут служить основанием для отмены постановления о назначении административного наказания от 23.06.2022 № 845-02/2021л и прекращении производства по делу с учетом разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и положений частей 1 и 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу ч. 5 ст. 4.4. КоАП РФ (в ред. от 26.03.2022 N 70-ФЗ), при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из материалов дела не следует и в доводах жалобы не приводится сведений о том, что нарушение по настоящему делу выявлено должностным лицом в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, решение о котором принимается руководителем административного органа (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), то есть в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.
В силу пункта 18 части 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению лесной охраны.
Из материалов дела следует, что нарушение выявлено должностным лицом непосредственно при исполнении служебных обязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) при осмотре лесосеки в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ, в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки".
Таким образом, рассматриваемое дело не было возбуждено по результатам проведения какого-либо контрольного (надзорного) мероприятия государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля, что позволяло бы применить положения части 5 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ.
При назначении наказания ОАО «Тернейлес» по обжалуемому постановлению должностным лицом учтен характер совершенного правонарушения и то, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, срок, предусмотренный ст.4.6 КоАП РФ не истек, что учтено в качестве отягчающего обстоятельства, смягчающих обстоятельств не установлено.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ОАО «Тернейлес» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Тернейлес», рассмотрено должностным лицом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края всесторонне, полно и объективно.
Административное наказание назначено ОАО «Тернейлес» в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление должностного лица сомнений в своей законности не вызывает, является правильным.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Оснований для освобождения ОАО «Тернейлес» от административной ответственности, прекращения производства по делу, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края надлежит оставить без изменения, поданную заявителем жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 23.06.2022 № 845-02/2021л от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Тернейлес», оставить без изменения, жалобу представителя ОАО «Тернейлес» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.В. Власова