Дело №57RS0022-01-2021-005008-24 Производство №2а-313/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 февраля 2022 г. г. Орел
Судья Заводского районного суда г. Орла Каверин В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в помещении Заводского районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Упоровой Ирине Васильевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Упоровой И.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования мотивированы тем, что Упорова И.В. в период с 30.06.2014 по 07.05.2019 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в своей деятельности применяла упрощенную систему налогообложения. В связи с этим Упорова И.В. была обязана предоставлять налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Вместе с тем, в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) Упорова И.В. предоставила декларацию за 2016 г. и 2017 г. только 25.04.2019. По данному факту по результатам камеральной проверки 07.10.2019 в отношении Упоровой И.В. вынесено 2 постановления №4272 и №4274 о привлечении Упоровой И.В. к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме по 1000 руб. Помимо этого административный ответчик был обязан оплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) и обязательное пенсионное страхование (ОПС).
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов налоговым органом в адрес УпоровойИ.В. было направлено требование №777080 по состоянию на 28.11.2017 об уплате недоимки по страховым взносам на ОМС за 2016 г. в размере 570,37 руб. в фиксированном размере за расчетные периоды до 01.01.2017, по страховым взносам на ОПС за 2016 г. в размере 19356,48 руб. в фиксированном размере за расчетные периоды до 01.01.2017, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, за расчетные периоды до 01.01.2017 в размере 2907,63 руб., со сроком уплаты до 12.08.2018.
Также в адрес Упоровой И.В. были направлены требования №60808 и 60809 по состоянию на 28.11.2019 о взыскании штрафа в сумме 1000 руб. по каждому со сроком исполнения до 28.11.2019.
Руководствуясь п. 1 ст. 47 НК РФ налоговым органом в отношенииУпоровойИ.В. было вынесено постановление №57400018730 от 07.12.2018, на основании требования №777080 от 07.12.2018; которое было направлено на исполнение в Заводской РОСП г. Орла.
На основании указанного постановления было возбуждено исполнительное производство, которое в дальнейшем было окончено и возвращено взыскателю без исполнения.
Постановления по требованиям №60808 и 60809 не выносились.
В связи с тем, что с Упорова И.В. утратила статус индивидуального предпринимателя, у налогового органа отсутствуют правовые основания для повторного предъявления к исполнению постановления №85544, в связи с чем ИФНС России по г. Орлу обратилась к мировому судье судебного участка №5 Заводского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа, однако определением от 27.09.2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.
На основании изложенного, административный истец просил суд восстановить срок для подачи административного искового заявления; взыскать с УпоровойИ.В. в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в размере 2570 руб., из которых: недоимка по страховым взносам на ОМС за 2016 г. в размере 570,37 руб., штраф в сумме 2000 руб.
От административного ответчика возражений относительно заявленного административного иска не последовало.
Рассмотрев дело в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, исследовав доказательства в письменной форме, судья приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность платить налоги – это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 №381-О-П).
В силу пп. «б» п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01.01.2017), ст.ст. 6, 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» плательщиками страховых взносов являются, в томчисле индивидуальные предприниматели.
Обязанность по уплате страховых взносов у таких лиц возникает в силу факта приобретения статуса индивидуального предпринимателя и прекращается только с прекращением (приостановлением) данного статуса. При этом, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, в том числе индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона Федерального закона).
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 22 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» при наличии недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам в адрес плательщика страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, направляется требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.
Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» 01.01.2017 указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В силу п. 5 ст. 23 НК РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 47 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика.
Исходя из положений абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из представленных материалов следует, что Упорова И.В. (ОГРНИП 314554318100122) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30.06.2014 по 07.05.2019.
В своей деятельности ИП Упорова И.В. использовала упрощенную систему налогообложения, в связи с чем на основании пп. 4 п. 1 ст.23, пп. 1, 4 п. 1 ст. 346.19 НК РФ была обязана предоставлять налоговые декларации за истекший налоговый период (календарный год) до 30 апреля года, следующего за отчетным.
Нарушение срока предоставления декларации в соответствии с п. 1 ст. 1199 НК РФ влечет привлечение к налоговой ответственности в размере 5% от суммы налог за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 руб.
Вместе с тем, налоговые декларации Упорова И.В. за 2016 г. и 2017 г. предоставленатолько 25.04.2019.
По данному факту по результатам камеральной проверки 07.10.2019 в отношении Упоровой И.В. вынесено 2 постановления №4272 и №4274 о привлечении Упоровой И.В. к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме по 1000 руб.
В связи с тем, что в период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя за УпоровойИ.В. числилась задолженность по обязательным платежам и пеням, налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование №777080 по состоянию на 28.11.2017 об уплате недоимки по страховым взносам на ОМС за 2016 г. в размере 570,37 руб. в фиксированном размере за расчетные периоды до 01.01.2017, по страховым взносам на ОПС за 2016 г. в размере 19356,48 руб. в фиксированном размере за расчетные периоды до 01.01.2017, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, за расчетные периоды до 01.01.2017 в размере 2907,63 руб., со сроком уплаты до 12.08.2018.
Также в адрес Упоровой И.В. были направлены требования №60808 и 60809 по состоянию на 28.11.2019 о взыскании штрафа в сумме 1000 руб. по каждому со сроком исполнения до 28.11.2019.
Указанные требования были направлено УпоровойИ.В. по адресу ее регистрации заказным письмом, что подтверждается справкой об отправке/доставке почтового отправления.
Поскольку административный ответчик в установленный срок недоимки по страховым взносам и пени не оплатил, межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области было вынесено постановление: №57400018730 от 07.12.2018, на основании требования №777080.
Указанное постановление налоговый орган направил на исполнение в Заводской РОСП г. Орла.
Исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем Заводского РОСП г. Орла на основании постановления, принятого межрайонной ИФНС России №8 по Орловской области в отношении УпоровойИ.В. окончено 27.12.2018.
Постановление по требованиям №60808 и 60809 не выносилось.
В связи с тем, что Упорова И.В. утратила статус индивидуального предпринимателя, у налогового органа отсутствовали правовые основания для повторного предъявления к исполнению постановления № 57400018730.
Исходя из чего ИФНС России по г. Орлу подало заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с УпоровойИ.В. задолженности по страховым взносам и пени.
27.09.2021 определением мирового судьи судебного участка №5 Заводского района г. Орла по заявлению ИФНС России по г. Орлу о вынесении судебного приказа о взыскании с УпоровойИ.В. задолженности по страховым взносам и пени было отказано по тем основаниям, что требования заявлены с пропуском установленного ст. 48 НК РФ срока.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств насчетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
В силу п. 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В то же время согласно п. 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 03.10.2006 № 439-О, от 18.12.2007 № 890-О-О, от 20.11.2008 № 823-О-О, от 24.09.2013 № 1257-О, от 29.01.2015 № 212-О и др.).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.
Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе соблюдения правил подсудности при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Упоровой Ирине Васильевне о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья В.В. Каверин