Судья Опаричева Е.В. Дело № 2-3036/2024
УИД 35RS0001-02-2024-001760-33
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2024 года № 33-5687/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Белозеровой Л.В., Образцова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соболевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 21 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., судебная коллегия
установила:
Зубцова М.А. обратилась в суд с иском к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее также – администрация) об оспаривании отказа во включении в трудовой стаж периода работы, возложении обязанности.
В обоснование иска указала, что 18 сентября 2023 года она обратилась в администрацию с заявлением о разъяснении оснований, по которым период её работы с 07 июня 1999 года по 01 января 2005 года в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее также Учреждение) в количестве 05 лет 06 месяцев 23 дней не включен в муниципальный (государственный) стаж, дающий право для начисления пенсии за выслугу лет. Письмом от 19 декабря 2023 года № 14-6/1894 ответчик подтвердил наличие правовых оснований для отказа во включении спорного периода в стаж муниципальной службы.
Ссылаясь, что на дату поступления на работу в администрацию 27 декабря 2017 года указанный выше период уже был включен в муниципальный (государственный) стаж, с учетом изменения исковых требований просила признать отказ администрации в зачете периода работы в муниципальный (государственный) стаж неправомерным, обязать администрацию устранить допущенное нарушение ее прав и свобод, включив период в количестве 05 лет 06 месяцев 22 дней в ее муниципальный (государственный) стаж, признать неправомерным пункт 4 протокола заседания Комиссии по установлению стажа от 10 ноября 2023 года № 8 в части не включения в стаж муниципальной службы периода трудовой деятельности с 07 июня 1999 года по 31 декабря 2004 года в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Определением суда от 04 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра по Вологодской области).
Определением суда от 21 мая 2024 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комиссия по установлению стажа администрации района (далее – Комиссия), а также лица, входящие в состав данной Комиссии, - Акулинин А.Н., Травникова О.В., Зяблова Е.С., Самчук Н.Е.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 21 июня 2024 года исковые требования Зубцовой М.А. к администрации Череповецкого муниципального района, Комиссии, Акулинину А.Н., Самчук Н.Е., Травниковой О.В., Зябловой Е.С. об оспаривании отказа во включении в трудовой стаж периода работы, возложении обязанности удовлетворены.
Признаны неправомерными пункт 4 протокола заседания Комиссии от 10 ноября 2023 года № 8, ответ первого заместителя руководителя администрации Акулинина А.Н. от 19 декабря 2023 года № 14-6/1894 на заявление Зубцовой М.А. в части не включения в стаж муниципальной службы периода ее работы с 07 июня 1999 года по 31 декабря 2004 года в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» продолжительностью 05 лет 06 месяцев 22 дня.
На администрацию Череповецкого муниципального района (ИНН 3523002713) возложена обязанность включить в стаж муниципальной службы Зубцовой М.А. период работы с 07 июня 1999 года по 31 декабря 2004 года ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» продолжительностью 05 лет 06 месяцев 22 дня.
В апелляционной жалобе администрация Череповецкого муниципального района Вологодской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Со ссылкой на то, что Законом Вологодской области от 04 июля 2022 года № 2550-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Вологодской области» (далее – Закон № 2550-ОЗ) часть 2 статьи 3 Закона Вологодской области от 02 апреля 1997 года № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» (далее - Закон № 144-ОЗ), которая предусматривала включение спорного периода в стаж муниципальной службы, была исключена, Комиссия администрации Череповецкого муниципального района не усмотрела оснований для включения периода работы истца за 1999-2004 годы в муниципальный стаж, при этом, руководствовалась действующей редакцией Закона № 144-ОЗ. Полагает процессуальным нарушением привлечение в качестве ответчиков Комиссии по стажу и её членов, поскольку она правомочна только тогда, когда происходит её созыв, а члены комиссии по отдельности являются работниками администрации района.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 07 июня 1999 года Зубцова М.А. замещала должности в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с 07 июня 1999 года по 01 ноября 1999 года - должность заведующей архивом в филиале Учреждения по г. Череповцу, с 01 ноября 1999 года по 15 марта 2000 года - ведущего специалиста сектора информационного обеспечения, с 16 марта 2000 года по 01 сентября 2000 года - главного специалиста сектора информационного обеспечения, с 02 сентября 2000 года по 31 декабря 2004 года - главного специалиста филиала Учреждения по Череповецкому району).
В соответствии с приказом от 06 января 2005 года № 137/к-152 Зубцова М.А. (в связи с реорганизацией и сменой собственника Учреждения юстиции) переведена с 01 января 2005 года в Отдел по Череповецкому району Управления Федеральной регистрационной службы по Вологодской области на государственную должность государственной службы - ведущий специалист.
Как следует из протокола заседания комиссии Федеральной регистрационной службы в Российской Федерации по установлению выслуги лет от 13 сентября 2005 года № 20-т, Зубцовой М.А. на основании пункта 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года № 982 в стаж государственной службы, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включен период 05 лет 06 месяцев 22 дня работы в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 07 июня 1999 года по 01 ноября 1999 года - в должности заведующей архивом, с 02 ноября 1999 года по 15 марта 2000 года - ведущего специалиста, с 16 марта 2000 года по 31 декабря 2004 года - главного специалиста.
Истец 18 сентября 2023 года обратилась к руководителю администрации Маслову Р.Э. с заявлением, в котором, указывая на включение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии спорного периода работы в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в стаж государственной службы, просила разъяснить основания не включения отделом муниципальной службы и кадровой политики администрации данного периода работы в муниципальный (государственный) стаж, дающий право для начисления пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 4 протокола заседания Комиссии от 10 ноября 2023 года № 8 по результатам рассмотрения заявления Зубцовой М.А. Комиссией период работы истца в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 07 июня 1999 года по 31 декабря 2004 года к периодам трудовой деятельности, подлежащим включению в стаж муниципальной службы, не отнесен.
Из ответа первого заместителя руководителя администрации Акулинина А.Н. от 19 декабря 2023 года № 14-6/1894 на заявление Зубцовой М.А. следует, что при определении периодов трудовой деятельности, которые учитываются при прохождении муниципальной службы, администрация руководствуется Законом № 144-ОЗ. Законом № 2550-ОЗ из данного Закона исключена часть 2 статьи 3. На дату приёма истца на работу администрация руководствовалась действующей редакцией Закона № 144-ОЗ.
Не согласившись с принятыми решениями, Зубцова М.А. обратилась с настоящим иском в суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2023 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года № 982, Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Законом № 144-ОЗ, приняв во внимание Положение о ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденное постановлением Губернатора Вологодской области от 28 августа 1998 года № 663, исходил из того, что руководителем федерального органа государственной власти в установленном законом порядке в отношении истца было принято решение о включении иного периода работы (службы) в стаж государственной службы, следовательно, в силу абзаца 9 пункта 2 статьи 3 Закона № 144-ОЗ спорный период подлежит включению в стаж муниципальной службы Зубцовой М.А.
Вместе с тем, судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области, должности государственной гражданской службы Вологодской области, должности областных государственных служащих, а также условия предоставления отдельных гарантий осуществления государственных должностей Вологодской области и должностей государственной гражданской службы Вологодской области определены Законом Вологодской области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области» (далее - Закон № 87-ОЗ).
При этом, постановлением Правительства Вологодской области от 16 сентября 2011 года № 1122 утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области, ее установления (назначения), перерасчета, выплаты, организации доставки, приостановления (возобновления), прекращения выплаты, ведения пенсионной документации (далее - Правила).
Согласно пункту 2.1 Правил заявитель (или его представитель) подает на имя руководителя органа законодательной или исполнительной государственной власти области или иного государственного органа области, имеющего статус юридического лица, в котором он замещал должность перед увольнением (далее - государственный орган области), заявление о назначении пенсии за выслугу лет по образцу согласно приложению 1 к Правилам.
Государственный орган области не более чем в течение одного месяца со дня регистрации заявления о назначении пенсии за выслугу лет обеспечивает подготовку (сбор) документов, указанных в пункте 3.1 Правил, на основании которых готовит ходатайство об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет или сообщение об отказе в его подготовке.
Основанием для отказа в подготовке ходатайства об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет является выявление противоречий в сведениях, содержащихся в документах, или отсутствие у заявителя права на установление пенсии за выслугу лет на день обращения (пункт 3.1 Правил).
Ходатайство об установлении (назначении) пенсии за выслугу лет с приложением необходимых документов государственный орган области направляет в Департамент социальной защиты населения области для подготовки проекта распоряжения Губернатора области об установлении пенсии за выслугу лет.
В соответствии со статьей 2 Закона № 87-ОЗ пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, устанавливается вышеуказанным лицам при соблюдении одновременно следующих условий:
1) при прекращении полномочий, служебного контракта, увольнении с государственной гражданской службы Вологодской области по основаниям, предусмотренным в статье 1 данного закона;
2) наличие стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Закону № 166-ФЗ, и в 2023 году составила 18 лет 6 месяцев.
Согласно статье 7 Закона № 87-ОЗ стаж государственной гражданской службы лица, замещающего государственную должность области или должность государственной гражданской службы области, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется в соответствии с Законом № 144-ОЗ, которым установлен закрытый перечень периодов трудовой деятельности, учитываемой при исчислении стажа замещения государственной должности области, должности государственной гражданской службы области для назначения пенсии за выслугу лет.
В силу статьи 2 Закона № 144-ОЗ к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся:
1) время работы на должностях в областном, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов Вологодской области и их исполнительных комитетах;
2) время работы на должностях в органах представительной и исполнительной власти области до утверждения постановлением Губернатора области от 14 июня 1996 года № 445 Реестра государственных должностей областных государственных служащих (далее - Реестр государственных должностей);
2(1) время работы на постоянной основе на должностях в государственных органах области после утверждения Реестра государственных должностей до включения такой должности в указанный Реестр;
2(2) время работы на постоянной основе в государственных органах области после утверждения Реестра государственных должностей на должностях, наименование которых является сочетанием наименования должности, предусмотренной указанным Реестром, с указанием на структурное подразделение органа или выполняемой функции (должностных обязанностей) по замещаемой должности, до утверждения постановлением Губернатора области от 08 сентября 2006 года № 212 Реестра должностей государственной гражданской службы Вологодской области;
3) время работы на государственных должностях областных государственных служащих в органах государственной власти Вологодской области, предусмотренных Реестром государственных должностей;
4) время работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы) в органах местного самоуправления области, включая период оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, в случае сохранения должности муниципальной службы на указанный период;
4(1) время работы на постоянной основе на должностях, в том числе на выборных, в органах местного самоуправления области с 01 января 1992 года до введения в действие законом области от 27 октября 1999 года № 421-ОЗ «О реестре муниципальных должностей»;
4(2) время работы на постоянной основе в органах местного самоуправления области после введения в действие Законом области № 421-ОЗ реестра муниципальных должностей, законом области от 28 ноября 2005 года № 1366-ОЗ «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы» реестра муниципальных должностей муниципальной службы на должностях, наименование которых является сочетанием наименования должности, предусмотренной соответствующим реестром, с указанием на структурное подразделение органа или выполняемой функции (должностных обязанностей) по замещаемой должности, до введения в действие законом области от 09 октября 2007 года № 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» Реестра должностей муниципальной службы в Вологодской области;
5) утратил силу. - Закон № 2550-ОЗ;
6) время замещения государственных должностей области;
7) время замещения должностей государственной гражданской службы области в государственных органах области, включая период оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, в случае сохранения должности государственной гражданской службы области на указанный период;
7(1) время замещения должностей государственной гражданской службы области после утверждения постановлением Губернатора области от 08 сентября 2006 года № 212 Реестра должностей государственной гражданской службы Вологодской области до 01 февраля 2007 года, наименование которых является сочетанием наименования должности, предусмотренной указанным Реестром, с указанием на структурное подразделение органа или выполняемую функцию (должностные обязанности) по замещаемой должности, а также имеющих двойное наименование, разделяемое знаком «-«, при этом первая часть наименования должности предусмотрена указанным Реестром;
8) время работы на муниципальных должностях муниципальных образований области после введения в действие Законом области № 421-ОЗ реестра муниципальных должностей;
9) время работы на государственных должностях и должностях государственной службы в иных государственных органах области.
Комиссией Федеральной регистрационной службы в Российской Федерации по установлению стажа Зубцовой М.А. на основании пункта 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года № 982 в стаж государственной службы включен период 5 лет 6 месяцев 22 дня работы в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с 07 июня 1999 года по 01 ноября 1999 года - в должности заведующей архивом, с 02 ноября 1999 года по 15 марта 2000 года - ведущего специалиста, с 16 марта 2000 года по 31 декабря 2004 года - главного специалиста), что подтверждается представленной в материалы дела копией протокола от 13 сентября 2005 года № 20-т.
Впоследствии, с учетом данного протокола, Зубцовой М.А. была установлена надбавка за выслугу лет (уведомление от 26 октября 2005 года, приказ от 26 января 2006 года № 14/к и др.).
В соответствии с пунктом 4 протокола заседания Комиссии администрации от 10 ноября 2023 года № 8 по результатам рассмотрения заявления Зубцовой М.А. период работы истца в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 07 июня 1999 года по 31 декабря 2004 года к периодам трудовой деятельности, подлежащим включению в стаж муниципальной службы, дающий право для начисления пенсии за выслугу лет, не отнесен.
Так, пунктом 2 статьи 3 Законом № 144-ОЗ, утратившим силу с 16 июля 2011 года, было установлено, что решением представителя нанимателя, руководителя органа местного самоуправления в исключительных случаях в целях привлечения на работу в государственные органы, органы местного самоуправления и закрепления в них высококвалифицированных специалистов в стаж замещения государственных должностей области, стаж государственной гражданской или муниципальной службы может включаться иная работа на должностях, занятие которых требует наличия специального образования или квалификации, аналогичной квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой государственной должности области, должности государственной гражданской службы области или к занимаемой муниципальной должности муниципальной службы, для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
Закон № 144-ОЗ ни в ранее действовавшей редакции, ни в редакции, действующей в настоящее время, не содержал норм, предусматривающих, что периоды иной работы, учитываются при исчислении стажа государственной гражданской службы области в случае назначения пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для признания неправомерными пункта 4 протокола заседания Комиссии от 10 ноября 2023 года № 8, ответа первого заместителя руководителя администрации района Акулинина А.Н. от 19 декабря 2023 года № 14-6/1894 на заявление Зубцовой М.А. в части не включения в стаж муниципальной службы периода ее работы с 07 июня 1999 года по 31 декабря 2004 года в ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» продолжительностью 05 лет 06 месяцев 22 дня, а также возложения на администрацию Череповецкого муниципального района обязанности включить в стаж муниципальной службы Зубцовой М.А., дающий право для начисления пенсии за выслугу лет, период работы с 07 июня 1999 года по 31 декабря 2004 года ГУЮ «Вологодский областной центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» продолжительностью 05 лет 06 месяцев 22 дня, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об оставлении исковых требований без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 21 июня 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Зубцовой М. А. к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, Комиссии по установлению стажа, Акулинину А. Н., Самчук Н. Е., Травниковой О. В., Зябловой Е. С. об оспаривании отказа во включении в трудовой стаж периода работы, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Вахонина
Судьи Л.В. Белозерова
О.В. Образцов
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 ноября 2024 года.