Дело №2- 3819/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2018 года Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Пчёлкиной Н.Ю.,
при секретаре: Янченко Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каркавина Алексея Алексеевича к Министерству имущественных отношений Алтайского края о признании права на предоставление земельного участка, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Каркавин А.А. обратился в суд к Министерству имущественных отношений Алтайского края с иском о признании права на первоочередное предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в виде сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка на территории муниципального образования – городской округ город Барнаул в соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", возложении обязанности предоставить Каркавину А.А. в аренду сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования – городской округ город Барнаул в соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В обоснование требований указано, что истец является инвалидом первой группы, установленной бессрочно, согласно справке МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ Семья Каркавина А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на основании Постановления администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом КЖКХ .... от ДД.ММ.ГГГГ состав семьи изменен до 4-х человек и семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе по обеспечению жильем молодых семей. В соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" семья истца имеет право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. На каком праве может быть предоставлен земельный участок в данной норме не указано. Кроме того, в соответствие с п.5 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" молодая семья имеет право на бесплатное предоставление земельного участка без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в аренду на 20 лет с правом последующего приобретения его в собственность бесплатно. Таким образом, имеется два основания для предоставления земельного участка истцу. Между тем, в региональном законодательстве Алтайского края отсутствует порядок предоставления земельных участков в аренду в соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", несмотря на то, что во многих регионах такой порядок принят и действует. Истец неоднократно обращался в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении различных земельных участков в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования – город Барнаул в соответствии с порядком, разъясненным ему Министерством имущественных отношений Алтайского края. Уполномоченный орган настаивает, что выбор земельного участка истец должен осуществить самостоятельно по публичной кадастровой карте, обязан предоставить кадастровый номер земельного участка, обратиться за предварительным согласованием предоставления земельного участка, при положительном согласовании обеспечить за свой счет проведение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет. Однако, по каждой заявке необходимо иметь в комплекте документов кадастровый план, стоимость которого 400 руб., а в последствии проведение межевания, что для истца, являющегося инвалидом, обременительно. По всем заявлениям, в том числе и в отношении земельных участков, поставленных на кадастровый учет, истцу было отказано. Полагает, что предоставление инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования – городской округ город Барнаул в соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ по договору аренды без проведения торгов в силу норм действующего законодательства подразумевает предоставление уже сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка.
В судебном заседании истец и его представитель Ефремов А.А. на удовлетворении требований настаивали.
Представитель ответчика Сапронова О.В. возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", частью 16 статьи 17 которого, закреплено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Данная норма права закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере.
В соответствии с позицией, изложенной в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Установлено, что истец Каркавин А.А. является инвалидом первой группы, установленной бессрочно, согласно справке МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ
Каркавин А.А. составом семьи два человека принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на основании Постановления администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом КЖКХ .... от ДД.ММ.ГГГГ состав семьи Каркавина А.А. изменен до 4-х человек и семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе по обеспечению жильем молодых семей.
В соответствии с Постановлением администрации города Барнаула от 03.02. №196 "О ведении учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства" на Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность по ведению учета категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в том числе молодых семьей, возраст каждого из супругов в которых не превышает 35 лет, иных категорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Алтайского края, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 N 131, Министерство имущественных отношений Алтайского края осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по распоряжению земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами Алтайского края.
При рассмотрении дела установлено, что Каркавина А.А. в течение ДД.ММ.ГГГГ годов обращался в Министерство имущественных отношений Алтайского края 15 раз с заявлениями о приобретении прав на земельный участок в г.Барнауле, из которых 9 заявлений поданы о предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на пп.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, 3 заявления поданы о предоставлении земельных участков в аренду с последующим предоставлением в собственность, 3 заявления поданы о предоставлении во внеочередном порядке земельных участков из перечня, подлежащих предоставлению гражданам в соответствии с ч.ч.1-3 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС.
На все обращения Каркавина А.А. из Министерства имущественных отношений Алтайского края поступили отказы либо возвраты документов по различным основаниям.
Истец полагает, что имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в виде сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка на территории муниципального образования – городской округ город Барнаул в соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Действительно, в региональном законодательстве Алтайского края в настоящее время отсутствует порядок предоставления земельных участков в соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В статье 3 «Категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" инвалиды не поименованы.
В пп.5 ст.3 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС указаны молодые семьи, возраст каждого из супругов в которых не превышает 35 лет, одинокие матери (отцы), имеющие несовершеннолетних детей.
Данная статья Закона содержала пп.6 – иные категории в соответствии с законодательством Российской Федерации, утративший силу с принятием Закона Алтайского края от 06.06.2018 N 34-ЗС.
Между тем, истец обращался в Министерство имущественных отношений Алтайского края о предоставлении земельного участка для индивидуального строительства на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки предоставляются гражданам либо в собственность, либо в аренду.
В соответствии с п. 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 пп. 14 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право на заключение договора аренды без проведения торгов у истца Каркавина А.А. имеется в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
Соответствующее право истца признается и стороной ответчика.
В данном случае спорным является вопрос о том, каков порядок предоставления земельного участка истцу как инвалиду.
Согласно позиции ответчика, на случаи предоставления земельного участка на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", распространяется порядок предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов, предусмотренный статьями 39.14, 39.15, 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Между тем, истцом неоднократно подавались заявления в соответствии с указанным порядком, но во всех случаях ему было отказано ответчиком еще на стадии принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 (утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.04.2018 N 410) инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Иных документов для предоставления инвалидам в уполномоченный орган вместе с заявлением не требуется.
Действующее законодательство не возлагает на государственный орган обязанность предоставить заявителю конкретный испрашиваемый земельный участок.
Гражданину право требовать предоставления земельного участка по своему выбору законом также не предусмотрено.
При рассмотрении дела установлено, что истец, имеющий право на предоставление в аренду в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не может данное право реализовать, поскольку на него ответчиком возлагаются не предусмотренный законом обязанности.
Между тем, постановлением администрации г.Барнаула утвержден перечень земельных участков, подлежащих предоставлению для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
В ст.6 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС предусмотрено, что образование земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность граждан, состоящих на учете, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с учетом положений настоящего Закона, утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории осуществляет орган местного самоуправления.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что поскольку истец принят на учет уполномоченным органом местного самоуправления в целях улучшения жилищных условий, имеет первоочередное право бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ему не может быть отказано в предоставлении в первоочередном порядке уже сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка.
При этом, суд учитывает, что земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, молодым семьям также предоставляются Министерством имущественных отношений Алтайского края из перечня земельных участков, утвержденного постановлением администрации г.Барнаула.
При таких обстоятельствах, исковые требования о возложении на Министерство имущественных отношений Алтайского края обязанности предоставить Каркавину А.А. по договору аренды земельный участок, поставленного на кадастровый учет, для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования – городской округ город Барнаул в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд полагает возможным указать срок для исполнения - в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда, так как ответчиком о наличии какой-либо очереди среди заявителей инвалидов не указывается.
В случае отсутствия возможности в установленный срок предоставить земельный участок, данный вопрос может быть решен в порядке исполнения решения.
Требование о признании права на первоочередное предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в виде сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка на территории муниципального образования – городской округ город Барнаул в соответствии с ч.16 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является основанием иска и самостоятельному разрешению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Министерство имущественных отношений Алтайского края обязанность предоставить Каркавину Алексею Алексеевичу по договору аренды земельный участок, поставленный на кадастровый учет, для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования – городской округ город Барнаул в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.Ю. Пчёлкина
Копия верна
Судья Н.Ю. Пчёлкина
Секретарь Т.Н. Янченко