УИД 66RS0024-01-2022-003769-31
Дело № 2-481/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
мотивированное решение изготовлено 14 августа 2023 года
07 августа 2023 года г. Верхняя Пышма
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Карасевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карачевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела, объединенные в одно производство, по искам прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах Ромазанова Серпаи Аманджуловича, Ромазановой Фарихи Рустемовны, Мустафаева Афгана Вели Оглы, Бабаевой Вусалы Камран Кызы, Зыкиной Татьяны Владимировны, Зыкина Вадима Васильевича, Катаевой Ларисы Александровны, в интересах иных многодетных семей, к администрации городского округа Среднеуральск о возложении обязанности,
установил:
прокурор г. Верхняя Пышма, действуя в интересах Ромазанова Серпая Аманджуловича, Ромазановой Фарихи Рустемовны, Мустафаева Афгана Вели Оглы, Бабаевой Вусалы Камран Кызы, Зыкиной Татьяны Владимировны, Зыкина Вадима Васильевича, Катаевой Ларисы Александровны и в интересах иных многодетных семей, обратился в суд с иском к администрации городского округа Среднеуральск о возложении обязанности.
В обосновании требований указал, что прокуратурой г. Верхняя Пышма организованы надзорные мероприятия по обращениям Ромазанова М.А., Ромазановой Ф.Р., Мустафаева А.В., Бабаевой В.К., Зыкиной Т.В., Зыкина В.В., Катаевой Л.А., по факту бездействия администрации городского округа Среднеуральск, выразившегося в необеспечении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № № расположенными по адресу <адрес>, коммунальной и инженерной инфраструктурой. Кроме того, прокуратурой г. Верхняя Пышма проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, в ходе которой установлено, что по состоянию на декабрь 2022 года земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства как льготной категории в 2018 году, не обеспечены инженерной инфраструктурой.
В рамках рассмотрения названных обращений установлено следующее. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен бесплатно Ромазанову М.А. и Ромазановой Ф.Р. на основании постановления администрации ГО Среднеуральск от 08.05.2019 № «О предоставлении Ромазанову М.А. и Ромазановой Ф.Р. однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность, расположенного по адресу: <адрес>». Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен бесплатно Мустафаеву А.В. и Бабаевой В.К. на основании постановления администрации ГО Среднеуральск от 08.05.2019 № «О предоставлении Мустафаеву А.В. и Бабаевой В.К. однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность, расположенного по адресу: <адрес>». Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен бесплатно Зыкиной Т.В. и Зыкину В.В. на основании постановления администрации ГО Среднеуральск от 08.05.2019 № «О предоставлении Зыкиной Т.В. и Зыкину В.В. однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность, расположенного по адресу: <адрес>». Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен бесплатно Катаевой Л.А. на основании постановления администрации ГО Среднеуральск от 23.05.2019 № «О предоставлении Катаевой Л.А. однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность, расположенного по адресу: <адрес>».
В 2018 году администрацией ГО Среднеуральск предоставлено гражданам, имеющим внеочередное право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и состоящим на учете в администрации ГО Среднеуральск, 20 земельных участков с КН №
Однако, в нарушение требований закона, по состоянию на декабрь 2022 года, земельные участки с КН: <данные изъяты>, предоставленные многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства как льготной категории граждан не обеспечены инженерной инфраструктурой, транспортной инфраструктурой на протяжении более 3 лет. По информации администрации ГО Среднеуральск затраты на подготовку и проведение работ по присоединению к электросетям земельных участков <адрес> планируется включить в бюджет городского округа на 2023-2024 годы. Отсутствие результатов исполнения администрацией ГО Среднеуральск взятых на себя обязательств, свидетельствует о нарушении прав по обеспечению земельного участка инфраструктурой. Кроме того, отсутствие в настоящее время сроков обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков может повлечь неисполнение муниципалитетом взятых на себя обязательств в течение неопределенного срока, и, как следствие нарушение прав и законных интересов собственника земельного участка. Земельные участка представлены лицам, являющимися многодетными родителями, в силу чего они не могут самостоятельно обратиться в суд в защиту своих социальных прав. Кроме того, членами семьи собственников вышеуказанных земельных участков являются несовершеннолетние дети. Таким образом, администрацией ГО Среднеуральск нарушаются социальные права многодетных семей, относящихся к льготной категории граждан, а также их несовершеннолетних детей, и создаются препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил обязать администрацию городского округа Среднеуральск в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав Зыкиной Т.В., Зыкина В.В., Ромазанова С.А., Ромазановой Ф.Р., Мустафаева А.В., Бабаевой В.К., Катаевой Л.А. и иных многодетных семей путем обеспечения подключения земельных участков с кадастровыми номерами 66:№, расположенных по адресу: <адрес>, предоставленных для индивидуального жилищного строительства как льготной категории граждан, к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение) и обеспечения объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам).
В судебном заседании помощник прокурора г. Верхняя Пышма Абрамова А.И. настаивала на удовлетворении требований с учетом уточнений.
Представитель ответчика Пономарев А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. В материалы дела стороной ответчика представлены письменные отзывы по заявленным исковым требованиям, в которых указано, что требования прокурора не содержат указания о том, к каким конкретно сетям, коммуникациям или иным сооружениям администрация обязана обеспечить подключение земельного участка. Схемы водоснабжения и водоотведения ГО Среднеуральск до 2025 года, утвержденные постановлением администрации ГО Среднеуральск от 14.12.2015 №, не предусматривают централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение в д. Коптяки и в <адрес>. Письмом от 23.10.2020 гарантирующая организация в сфере водоснабжения и водоотведения <адрес> – ООО «ТВК» подтвердило отсутствие возможности подключения квартала жилых домов к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения. В случае удовлетворения требований прокуратуры, указанный срок в 1 год явно недостаточен. Кроме того, решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28.07.2022 по делу № по иску прокурора г. Верхняя Пышма на администрацию ГО Среднеуральск возложена обязанность организовать водоснабжение и водоотведение на территории <адрес>.
Истцы Ромазанова Ф.Р., Бабаева В.К., Катаева Л.А. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Истцы Романзанов С.П., Мустафаев А.В., Зыкина Т.В., Зыкин В.В., в судебном заседании требования прокурора поддержали. Пояснили, что предоставленные им земельные участки находятся на значительном отдалении от электрических сетей, о месте нахождения точки подключения к электрическим сетям им неизвестно, земельные участки ни обеспечены ни водоснабжением, ни водоотведением. Подъездная дорога, непосредственно обеспечивающая проезд к участкам, также отсутствует, в настоящее время лица, проживающие в <адрес>, пользуются дорогой, которая проходит через ЖК «Марьино»; вместе с тем, в любой момент данный проезд может быть ограничен путем установки шлагбаума, как уже было до 2019 года.
Третьи лица АО «Облкоммунэнерго», МУП «СУВКХ», АО «РСК», АО «МРСК Урала», АО «Газпром газораспределение Екатеринбург», МКУ «УЖКХ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Прокурор г. Верхняя Пышма обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992).
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (ч.1 ст.7), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч.2 ст.7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (ч.1 ст.38, ст.64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со ст.9 (ч.2), 36 (чч.1 и 2) и 40 (ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 поручено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131-ФЗ), устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального района электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения.Так, в соответствии со ст.6 п. 1 п.п. 1, п.1.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) отведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства.
В свою очередь, согласно статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории; Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Подпунктом 6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подп. «а» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 июня 2012 года №1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).
Между тем в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Вместе с тем, поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (п.3 ч.2 ст.30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из п.4 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года №372; подп.3 и 4 п.17).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями ст.16 ФЗ №131-ФЗ.
На момент возникновения спорных правоотношений на территории Свердловской области действовал Закон Свердловской области от 07.07.2004 № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
На основании пункта 3 части 1 статьи 26 Закона от 07.07.2004 № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в частях второй и третьей настоящего пункта. Вне очереди земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, указанным в абзаце седьмом подпункта 3 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области и имеющим трех и более детей.
Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года №372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, указывало, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, Ромазанов М.А., Романозава Ф.Р., Мустафаев А.В., Бабаева В.К., Зыкина Т.В., Зыкин В.В., Катаева Л.А. относятся к категории семей, имеющих трех и более детей.
На основании постановления администрации ГО Среднеуральск от 08.05.2019 № Ромазанову С.А. и Ромазановой Ф.Р. в общую долевую собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На основании постановления администрации ГО Среднеуральск от 08.05.2019 № Мустафаеву А.В. и Бабаевой В.К. в общую долевую собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 701 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На основании постановления администрации ГО Среднеуральск от 08.05.2019 № Зыкиной Т.В. и Зыкину В.В. в общую долевую собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 772 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На основании постановления администрации ГО Среднеуральск от 23.05.2019 № Катаевой Л.А. в собственность бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 771 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В 2018 году администрацией ГО Среднеуральск иным многодетным семьям также предоставлены в собственность бесплатно земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>.
При рассмотрении дела судом установлено, что предоставленные земельные участки необходимой инфраструктурой не были оснащены, а именно в сфере электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктурой в части обеспечения подъезда к указанным земельным участкам. Ответчиком, несмотря не представление в материалы дела документов, свидетельствующих о строительстве дороги в <адрес>, а также приведения доводов о возможности подключения к сетям электроснабжения по заявке самих правообладателей, обратного не доказано. Так, суду не представлены относимые, допустимые и достаточной степени достоверные доказательства, подтверждающие указанные факты. Истцы в судебном заседании последовательно утверждали, что подъездная дорога к земельным участкам отсутствует, электросети находятся на значительном расстоянии от земельных участков, о точках подключения к электрическим сетям им ничего неизвестно. При рассмотрении дела Администрацией ГО Среднеуральск не доказано наличие технологической возможности подключения объектов энергопотребления, расположенных на земельных участках истцов, к сетям энергоснабжения.
Более того, данное обстоятельство подтверждается письмом администрации ГО Среднеуральск от 18.10.2022, представленного в материалы дела. По информации администрации ГО Среднеуральск затраты на подготовку и проведение работ по присоединению к электросетям земельных участков <адрес> планируется включить в бюджет городского округа на 2023-2024 годы.
Как следует из ответа АО «Облкоммунэнерго» спорные земельные участки расположены на территории, обслуживаемой сетевыми организациями АО «МРСК-Урала» и АО «РСК». Близлежащие объекты электросетевого хозяйства АО «МРСК-Урала» находятся на расстоянии порядка 520 м., близлежащие объекты электросетевого хозяйства АО «РСК» находятся на расстоянии порядка 730 м.
Из ответов АО «МРСК-Урала» и АО «РСК» следует, что техническая возможность подключения по адресам спорных земельных участков к электрическим сетям объектов капитального строительства имеется. Вместе с тем, как указано выше, ответчиком при рассмотрении дела не доказано, что точки подключения к электрическим сетям находятся в непосредственной близости от земельных участков.
Как следует из отзыва МУП СУВКХ технологическое подключение земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> к централизованной системе водоснабжения и водоотведения ГО Среднеуральск в ближайшее время не представляется возможным в виду исчерпания технических возможностей существующих сетей водоотведения, очистных сооружений, а также насосной станции второго подъема.
Исходя из изложенного, судом установлено, что предоставленные земельные участки необходимой инженерно-транспортной инфраструктурой не оснащены.
Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления земельных участков прошло более 3 лет, между тем, обязанность публичных органов по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, не выполнена.
Как было указано выше, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципального образования вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, в настоящее время администрацией ГО Среднеуральск не предприняты какие-либо меры по обеспечению возможности подключения предоставленных многодетных семьям земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры. В силу действующего законодательства Администрация ГО Среднеуральск обязана обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно: организовать электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения как минимум до границ земельных участков; при отсутствии возможности подключения объектов к центральным сетям водоснабжения, водоотведения обеспечить строительство локальных автономных сетей.
Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Из позиции представителя ответчика следует, что обязанность по строительству улично-дорожной сети и инженерной инфраструктурой в поселке Кирпичный возложена на МУП «СУВКХ» и МКУ «Управление ЖКХ», следовательно, администрация ГО Среднеуральск является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 09.11.2017 № 2516-О разъяснил, что на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, подлежит исполнению муниципальным образованием «городской округ Среднеуральск» в лице Администрации городского округа Среднеуральск в порядке решения вопросов местного значения, так как, как установлено в судебном заседании, именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по принятию мер по организации территории городского округа инженерной инфраструктурой, т.е. в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности, в том числе необходимой для обеспечения жизнедеятельности земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе, на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают - с другой (Постановления от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 15 мая 2006 года № 5-П, от 18 мая 2011 года № 9-П, от 5 июля 2017 года № 18-П и др.).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Суд отмечает, что в соответствии с п. 1 ст. 30 Устава городского округа Среднеуральск - Администрация городского округа - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. МКУ "Управление ЖКХ" и МУП «СУВКХ» не являются органами местного самоуправления, данные организации созданы органом местного самоуправления в целях дальнейшего исполнения муниципальных функций.
Исходя из вышеизложенного, отсутствие транспортной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, предоставленных многодетным семьям, нарушает конституционные права и законные интересы многодетных семей, а также свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
Таким образом, исковые требования прокурора г. Верхней Пышмы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Определяя срок исполнения решения суда суд учитывает, что требования прокурора связаны с устранением нарушения прав и законных интересов многодетных семей, предоставление многодетным семьям меры социальной поддержки является социально значимым обстоятельством; Таким образом, суд полагает возможным указать в резолютивной части решения конкретный срок исполнения возложенной судом обязанности – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, который в данном случае является разумным.
При наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик вправе обратиться в суд в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах Ромазанова Серпаи Аманджуловича, Ромазановой Фарихи Рустемовны, Мустафаева Афгана Вели Оглы, Бабаевой Вусалы Камран Кызы, Зыкиной Татьяны Владимировны, Зыкина Вадима Васильевича, Катаевой Ларисы Александровны, в интересах иных многодетных семей, к администрации городского округа Среднеуральск о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа Среднеуральск (ИНН 6606004036) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность устранить допущенные нарушения прав Зыкиной Т.В., Зыкина В.В., Ромазанова С.А., Ромазановой Ф.Р., Мустафаева А.В., Бабаевой В.К., Катаевой Л.А. и иных многодетных семей путем обеспечения подключения земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>, к инженерно-техническим коммуникациям и обеспечения объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Карасева