Судья Куадже Т.А. дело № 33-560 2012 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 июня 2012 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе
председательствующего – судьи О.М. Кулинченко
судей: М.Р. Мамий и Ж.К. Панеш
при секретаре: И.Ю. Киреевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» на решение Майкопского городского суда от 09.04.2012 года, которым принято:
исковые требования Пахомовой ФИО15 к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, удовлетворить.
Признать Пахомову ФИО16 лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Признать Пахомову ФИО18 нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «<адрес>» и Министерства образования и науки Республики Адыгея в субсидиарном порядке в пользу Пахомовой ФИО19 субсидию на приобретение жилья в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб.
Заслушав доклад судьи Панеш Ж.К., объяснения представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Божковой Ю.В., подержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истицы и ее представителя по доверенности Кудлаевой Е.В., полагавших решение суда законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Пахомова С.Б. обратилась в Майкопский городской суд с иском к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки РА о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что решением суда от 24.04.1979 года в несовершеннолетнем возрасте она, ее сестра - ФИО11, брат - ФИО2 отобраны у родителей и определены в детский дом. В период с 1977 года по 1986 год обучалась в <адрес> школе-интернат №<данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении как сирота. Гражданское дело о лишении родительских прав в отношении родителей истицы по данным архива уничтожено. При обращении в Администрацию МО «<адрес>» в устной форме истице как сироте было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, так как срок постановки на учет в качестве таковой пропущен. Однако ранее истица не знала о своем праве на предоставление жилья, так как органы опеки и попечительства в отношении нее соответствующие обязанности по разъяснению законодательства о льготах на жилье не проводили. Письмом председателя комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет граждан нуждающихся в предоставлении, жилого помещения из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, истице отказано по причине, что она не относится к таковой категории граждан, отсутствия сведений о лишении в родительских правах и сведений об отсутствии закрепленного за ней жилого помещения. На основании изложенного, Пахомова С.Б. просит суд признать ее лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и взыскать с ответчиков в субсидиарном порядке в ее пользу социальную выплату на приобретение жилья на состав семьи 3 человека в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленные исковые требования, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчиков в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных Пахомовой С.Б. требований отказать.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация МО «<адрес>» подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что истица до достижения возраста 23 лет, не обращалась в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, хотя как указанно в ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, требование о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями носят заявительный характер.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, и в силу действующего законодательства имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Между тем, судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно свидетельству о рождении родителями истицы Похомовой С.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО2 и ФИО3. Майкопским городским судом ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отобрании истицы в несовершеннолетнем возрасте и передаче её на попечение органов опеки и попечительства (ст. 64 КоБС РСФСР).
Из справки государственного образовательного учреждения «<данные изъяты>» следует, что с 1977 года по 1986 г. истица обучалась в интернате и находилась на полном государственном обеспечении.
Из совокупности изложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталось без родительского попечения в результате ограничения ее родителей в родительских правах.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью для данной категории лиц будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Вместе с тем, по смыслу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и находящегося во взаимосвязи с нею пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения.
По смыслу ч. 1 ст. 52 ЖК Российской Федерации условие о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержались в Жилищном кодексе РСФСР, действовавшем ранее.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что истица до достижения возраста 23 лет обращалась в Администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу обеспечения ее жильем во внеочередном порядке из материалов дела не усматривается.
Из материалов дела следует, что истица обратилась в администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения лишь в 2012 году. Из ответа администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) следует, что истице был разъяснен порядок сбора и предоставления документов, необходимых для постановки на жилищный учет. Однако истица в установленном законом порядке в уполномоченный орган не обратилась, доказательств наличия препятствий к этому в материалы дела не представила. Решение об отказе истице в постановке на учет администрация муниципального образования «<адрес>» не выносило.
Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д. <данные изъяты>) следует, что у Пахомовой С. Б. на праве собственности находилось домовладение, которое отчуждено на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, квартира по адресу : <адрес> на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, которая отчуждена на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, по адресу: <адрес>, на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, которая отчуждена на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом истица с 1995 г. по 2002 год была обеспечена жильем.
Согласно п. 2 статьи 3, п. 2 статьи 32 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" система учреждений по государственной регистрации прав создавалась субъектами РФ поэтапно до 1 января 2000 года. В Республике Адыгея соответствующее учреждение юстиции приступило к проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 01.01.2000 г. Однако истицей не истребована и не предоставлена суду выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), подтверждающая отсутствие или наличие у заявителя объектов недвижимости на день обращения в суд.
Таким образом, истица не представила суду доказательств самого факта нуждаемости в жилье как до достижения 23 лет, так и на момент обращения в суд с соответствующими требованиями. Вместе с тем предоставление таким категориям лиц жилых помещений во внеочередном порядке не поставлено в зависимость лишь от времени принятия их на учет, но не от юридического факта постановки на учет. Наличия нуждаемости в жилье и постановки на соответствующий учет является необходимым условием последующего предоставления по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде. В материалах дела также отсутствуют юридически значимые препятствия к подаче документов для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что решение постановлено судом с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права, оно является незаконным и подлежит отмене на основании пунктов 1,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
С учетом того, что имеющие значение для дела обстоятельства определены на основании имеющихся материалов, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Майкопского городского суда от 09.04.2012 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований Пахомовой ФИО20 к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки РА о признании её лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и взыскании <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб., отказать.
Председательствующий – судья О.М. Кулинченко
Судьи: М.Р. Мамий и Ж.К. Панеш
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея Ж.К. Панеш