Дело № 2а-5977/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Зварич Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ч к Управлению ФССП России по Калининградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Ч обратился в суд с административным иском, указав, что на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > по делу № ему был выдан исполнительный лист ФС №от < Дата > с требованиями: обязать специализированную некоммерческую организацию Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» принять меры путем обязания подрядной организации устранить недостатки выполненного капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: < адрес >. < Дата > направил исполнительный лист в ОСП Центрального района г. Калининграда по месту нахождения должника-организации. Исполнительный лист был получен подразделением < Дата >, однако исполнительное производство возбуждено не было. При проверке информации Интернет-сервиса «Банк данных исполнительных производств» < Дата > получил сведения, что на основании указанного исполнительного листа в ОСП Московского района г. Калининграда было возбуждено исполнительное производство №-ИП. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства в его адрес не направлялось. < Дата > направил жалобу руководителю Управления ФССП России по Калининградской области, оспаривая незаконные действия (бездействие) ОСП Центрального и ОСП Московского районов г. Калининграда. Жалоба получена Управлением < Дата >, однако ответ на нее не поступил. < Дата > получил постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Московского района г. Калининграда Д от < Дата > о передаче исполнительного производства №-ИП в ОСП Ленинградского района г. Калининграда по территориальности.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Управления ФССП России по Калининградской области, выразившееся в не направлении ответа на жалобу; выразившееся в отсутствии контроля за осуществлением принудительного исполнения судебного акта - исполнительного листа ФС №, выданного Центральным районным судом г. Калининграда; обязать Управление ФССП России по Калининградской области в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» передать исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №, в ОСП Центрального района г. Калининграда, то есть по месту нахождения должника; обязать Управление ФССП России по Калининградской области надлежащим образом организовать осуществление принудительного исполнения решения Центрального районного суда г. Калининграда с применением к должнику полного комплекса мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Определением суда от < Дата > к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОСП Московского района г. Калининграда, ОСП Ленинградского района г. Калининграда, ОСП Центрального района г. Калининграда, специализированная некоммерческая организация Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Административный истец и представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – З административные исковые требования в полном объеме поддержал, настаивал на их удовлетворении по изложенным в заявлении доводам.
Представитель административного ответчика УФССП России по Калининградской области – Р, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что действия должностных лиц службы судебных приставов соответствовали требованиям действующего законодательства, ответ на жалобу был направлен в адрес заявителя, исполнительное производство находится на исполнении в подразделении, где фактически исполняются требования исполнительного документа, в судебном порядке незаконного бездействия судебных приставов-исполнителей в рамках исполнительного производства не установлено. Представила письменные возражения относительно административного иска, просила в удовлетворении требований отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Указанные положения содержатся также в ст. 122 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В производстве Центрального районного суда г. Калининграда находилось гражданское дело № по иску Ч к Специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» о понуждении устранить недостатки выполненных работ.
Вступившим в законную силу решением суда от < Дата > исковые требования Ч удовлетворены: на Специализированную некоммерческую организацию Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» возложена обязанность принять меры, путем обязания подрядной организации устранить недостатки выполненного капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: < адрес > а именно: уложить кабеля в кабель-каналы на дворовом фасаде многоквартирного дома; установить аншлаги с наименованием улицы и дома на фасад указанного многоквартирного жилого дома в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Ч судом был выдан исполнительный лист ФС №, который < Дата > был направлен в ОСП Центрального района г. Калининграда и поступил в подразделение < Дата >, что подтверждается почтовым уведомлением.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1).
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (ч. 3).
Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения (ч. 4).
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7).
В соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Однако сведения о регистрации заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства, принятии исполнительного листа к исполнению либо о вынесении постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в ОСП Центрального района г. Калининграда отсутствуют. В ходе рассмотрения дела такие сведения в материалы дела также не были представлены.
При этом из материалов дела и исполнительного производства установлено, что < Дата > исполнительное производство №-ИП на основании выданного судом исполнительного листа ФС № в отношении Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах было возбуждено в ОСП Московского района г. Калининграда.
< Дата > судебным приставом-исполнителем ОСП Московского района г. Калининграда Д был составлен акт об изменении места совершения исполнительных действий и вынесено постановление о передаче исполнительного производства в ОСП Ленинградского района г. Калининграда по территориальности.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинградского района г. Калининграда от < Дата > исполнительное производство принято к исполнению данным подразделением.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.
Как следует из решения суда от < Дата > по делу № на Фонд капитального ремонта возложена обязанность совершить определенные действия по устранению недостатков строительных работ, которые осуществляются по месту нахождения общего имущества < адрес > < адрес >, то есть в Ленинградском районе г. Калининграда.
При таком положении, требование Ч о передаче исполнительного производства в ОСП Центрального района г. Калининграда, то есть по месту нахождения должника, необоснованно и удовлетворению не подлежит, в соответствии с требованиями закона, исполнительное производство должно исполняться в ОСП Ленинградского района г. Калининграда, что прав взыскателя и должника по исполнительному производству не нарушает.
Вместе с тем, правовых оснований для направления исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства в ОСП Московского района г. Калининграда и нахождения его в данном подразделении в период с < Дата > по < Дата > не имелось, что повлекло нарушение прав взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа.
< Дата > Ч направил в адрес руководителя Управления ФССП России по Калининградской области жалобу на незаконные действия ОСП Центрального района г. Калининграда и незаконное бездействие ОСП Московского района г. Калининграда.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
В силу ст. 126 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Согласно ч. 1 ст. 127 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны: должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе; фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; краткое изложение жалобы по существу; обоснование принятого решения; принятое по жалобе решение; сведения о порядке обжалования принятого решения.
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично (ч. 2).
Однако указанные требования закона должностными лицами Управления ФССП России по Калининградской области не выполнены.
Как следует из материалов дела, жалоба Ч была доставлена в Управление по почте < Дата >, зарегистрирована < Дата > за №.
< Дата > в ответ на жалобу Ч было направлено письмо простой почтовой корреспонденцией, в подтверждение чего административным ответчиком представлен список № от < Дата >.
Доказательств, принятия соответствующего постановления в установленном законом порядке по результатам рассмотрения жалобы Ч, административным ответчиком не представлено.
Письмо не может быть признано результатом рассмотрения жалобы административного истца, поскольку из представленного ответа исх № за подписью заместителя руководителя Управления К следует, что обращение Ч рассмотрено в порядке Федерального закона от < Дата > № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Жалоба, поданная Ч в порядке подчиненности на действия (бездействие) ОСП Центрального района и ОСП Московского района г. Калининграда, соответствует по форе и содержанию ст. 124 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», следовательно, подлежала рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, с вынесением постановления, копия которого должна была быть направлена заявителю не позднее трех дней со дня его вынесения.
Представленный в материалы дела реестр почтовой корреспонденции не свидетельствует о направления административному истцу какого-либо документа.
Изложенное свидетельствует о незаконном бездействии Управления ФССП России по Калининградской области, выразившемся в не рассмотрении жалобы Ч на действия (бездействие) ОСП Центрального района г. Калининграда и ОСП Московского района г. Калининграда, в установленном порядке и сроки, и не направления копии постановления в его адрес.
Следует обратить внимание, что в ответе на обращение Ч отсутствует информация о том, каким образом исполнительный документ из ОСП Центрального района г. Калининграда, куда был направлен взыскателем, оказался ОСП Московского района г. Калининграда, проводилась ли по этому поводу служебная проверка, не дана оценка действиям должностных лиц ОСП Московского района г. Калининграда, что также указывает на отсутствие контроля за деятельностью названных подразделений.
Таким образом, нарушение прав взыскателя подлежит устранению путем рассмотрения жалобы по существу в установленном законом порядке.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Требование о возложении на Управление ФССП России по Калининградской области обязанности надлежащим образом организовать осуществление принудительного исполнения решения Центрального районного суда г. Калининграда с применением к должнику полного комплекса мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не подлежит удовлетворению в судебном порядке.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от < Дата > № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, приведен в ст. 64 Федерального закона от < Дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Эффективности работы судебного пристава-исполнителя Л по исполнительному производству №-ИП дана оценка в решении Ленинградского районного суда г. Калининграда от < Дата > по административному делу №а-3801/2021 по административному иску Ч о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по непринятию мер принудительного исполнения, и предметом данного административного иска не является.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска в части оспаривания бездействия Управления ФССП России по Калининградской области при рассмотрении жалобы административного истца, поданной в порядке подчиненности, с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Ч удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления ФССП России по Калининградской области, выразившееся в не рассмотрении жалобы Ч на действия (бездействие) ОСП Центрального района г. Калининграда и ОСП Московского района г. Калининграда, в установленном порядке и сроки, и не направления копии постановления в его адрес.
Обязать Управление ФССП России по Калининградской области устранить допущенные нарушения путем рассмотрения по существу жалобы Ч в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Об исполнении решения сообщить в суд и стороне взыскателя в течение месяца.
В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2021.
Судья Д.В. Стома