РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-6272\15
27.07.2015 Абаканский городской суд Республики Хакасия в г.Абакане
В составе председательствующего С.В. Крамаренко
При секретаре З.В.Анжигановой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Сипкиной <данные изъяты>, Управлению Федеральной службы Судебных приставов России по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МО по ОВИП РУФССП России по Республике Хакасия Сипкиной Т.С., Управлению Федеральной службы Судебных приставов России по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование исковых требований указала на то, что судебным приставом-исполнителем МО по ОВИП России по РХ Сипкиной Т.С. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №. Данное исполнительное производство было возбуждено на основании решения <данные изъяты> городского суда об обязании истца предоставить ФИО6 по договору социального найма, жилое помещение не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения, расположенного в <адрес> Республики ФИО1. Считает, что приняла исчерпывающие меры для своевременного исполнения решения, не имела возможности исполнить свои обязательства в установленный для добровольного исполнения срок, виновных действий (бездействия) со стороны истца не имеется, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Сидоренко Е.М. иск поддержал, основываясь на доводах, изложенных в нем.
В судебном заседании представитель УФССП России по РХ Ластоверова Д.В. просила отказать в удовлетворении иска, поскольку в случае не взыскания исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя будет отсутствовать механизм воздействия на должника.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель МО по ОВИП УФССП России по РХ Сипкина Т.С. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Выслушав доводы участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности в порядке ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно пункту 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу пункта 6 статьи 112 названного Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании исполнительного листа <данные изъяты> городского суда по делу № судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по РХ ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство № об обязании Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия обеспечить ФИО6 по договору социального найма жилым помещением не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения, расположенного в Орджоникидзевском районе Республики Хакасия. Должнику для исполнения требований исполнительного документа предоставлен пятидневный срок.
На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя МО по ОВИП УФССП по РХ Сипкиной Т.С. по истечении срока, предоставленного для добровольного исполнения, с Администрации г. Абакана, по указанному исполнительному производству, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Обосновывая заявленные требования, истец указывает, что, приняв исчерпывающие меры, не имел возможности исполнить свои обязательства в установленный для добровольного исполнения срок из-за отсутствия достаточного финансирования, соблюдения процедуры проведения конкурса.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.2, ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 № 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основные гарантии по социальной поддержке указанной категории лиц включают однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.
Финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, установленных статьей 2 настоящего Закона, производятся за счет средств республиканского бюджета.
Администрация Орджоникидзевского района наделена в силу ч. 1,2 ст.1 ст.2 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных, образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений за счет предоставляемых Администрации Орджоникидзевского района субвенций из бюджета Республики Хакасия.
Администрация Орджоникидзевского района неоднократно обращалась в Министерство образования и науки Республики ФИО1, председателю Совета депутатов Орджоникидзевского района Республики ФИО1 ФИО9, в Верховный Совет Республики ФИО1, в Министерство финансов Республики ФИО1 с ходатайством и заявками о выделении дополнительных субвенций на финансирование затрат, необходимых для приобретения жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Обращения остались без удовлетворения.
В ДД.ММ.ГГГГ Администрации Орджоникидзевского района из бюджета Республики ФИО1 было запланировано выделить 14 241 000 рублей, выделен 6 987 900 рублей, проведено 10 процедур по размещению заказов по приобретению жилых помещений для сирот, приобретено 8 жилых помещений.
В ДД.ММ.ГГГГ Администрации из бюджета Республики ФИО1 выделен 15 483 000 рублей и приобретено 19 жилых помещений для обеспечения детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилым помещениями по договорам социально найма.
В ДД.ММ.ГГГГ Администрации из бюджета Республики ФИО1 выделено 29 575 000 рублей и приобретено 25 единиц жилья, из которых 1 жилое помещение приобретено на средства, выделенные для обеспечения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилым помещением по договору социально найма, предоставленное ФИО10 по неисполненном судебному решению от 2012 года.
В ДД.ММ.ГГГГ Администрации из бюджета Республики ФИО1 запланирован выделить 21 400 000 рублей (Приложение 15 закона Республики Хакасия от 17.12.2014 № 121-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»). В настоящее время Администрацией приобретено 8 единиц жилья, всего в ДД.ММ.ГГГГ планируется приобрести 21 жилое помещение, из которых на 1 жилое помещение выделены средства для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на условиях договора социального найма.
Из материалов дела усматривается, что в Республике ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общее количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составляет 3 601 человек, из них право на получение жилого помещения возникло, но не реализовано у 1 790 человек.
В республиканском бюджете на ДД.ММ.ГГГГ субвенции муниципальным образованиям городских округов и муниципальных районов республики на указанные цели предусмотрены в сумме 178 483 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 78 796 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета 99 687 тыс. рублей. Для решения сложившейся проблемы в республиканском бюджете необходимо предусмотреть значительно больший объем средств. Рекомендовано Совету депутатов <адрес> при рассмотрении проекта закона Республики ФИО1 «О внесении изменений в Закон РХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2015 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на сессии Верховного Совета Республики ФИО1 выйти с законодательной инициативой об увеличении субвенций на указанные цели.
На настоящий момент имеется 86 неисполненных судебных решений Орджоникидзевского районного суда об обязании <адрес> предоставить детям-сиротам жилые помещения, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, из которых 12 судебных решений от ДД.ММ.ГГГГ содержат требования об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, по договорам социального найма.
Поскольку денежные средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поступают в виде субвенций из бюджета Республики ФИО1, выделенных Администрации средств в ДД.ММ.ГГГГ не достаточно для обеспечения всех взыскателей жилыми помещениями, тем более на условиях договора социального найма.
Меры по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие специфики их осуществления требуют для исполнения значительных временных затрат, и в связи с отсутствием дополнительного финансирования из средств бюджета Республики ФИО1 исполнение судебных решений в установленный срок в данном случае невозможно.
При этом Администрацией постоянно направляются обращения в органы исполнительной власти Республики ФИО1 с просьбой выделить дополнительные денежные средства в рамках финансирования расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в частности по вопросам обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма, которые остаются без удовлетворения.
В соответствии с Постановлением Правительства РХ от 30.07.2013 № 71-п «Об утверждении Комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013-2017 годов» денежные средства из республиканского бюджета Республики Хакасия и из федерального бюджета будут выделяться на следующие цели:
- формирование (создание) специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
- обеспечение возвращения в ранее занимаемые жилые помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при возможности проживания в них;
- обеспечение проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в благоустроенных жилых помещениях на период до их обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
- исполнение судебных решений в части выделения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что истцом предоставлены достаточные доказательства о невозможности исполнить решение в установленный срок.
Виновных действий (бездействия) со стороны истца не имеется, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, признавшего, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера следует, что п. 1 ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Из материалов дела следует, что нарушение срока исполнения решений вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа, что является основанием для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по указанному исполнительному производству.
Требования к судебному приставу исполнителю МО по ОВИП УФССП России по РХ ФИО3 Т.С. заявлены необоснованно, т.к. она является ненадлежащим ответчиком. Надлежащий ответчик УФССП России по РХ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.
Освободить Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОВИП УФССП по РХ Сипкиной Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 31.07.2015.
Председательствующий: