Дело № 5-20/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Усть-Кулом 15 июня 2015 года
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми О.В. Барбуца, рассмотрев в судебном заседании в отношении Куралесова О.Д., <данные изъяты>
дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении, Куралесов О.Д., являясь индивидуальным предпринимателем, в <данные изъяты> не уведомил в течение трех рабочих дней ТП УФМС России по Республике Коми в Усть-Куломском районе, то есть до ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к трудовой деятельности на выполнение работ по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ гражданина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве сторожа на пилораме по адресу: <адрес>, чем нарушил требования Приказа ФМС России от 28.06.2010 № 147.
В судебном заседании Куралесов О.Д. вину в совершении правонарушения признал и пояснил, что не уведомил ТП УФМС России по Республике Коми в Усть-Куломском районе в установленный законом срок, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не было транспортного сообщения между <адрес> и <адрес>.
Защитник ФИО2, действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, просил в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ вмененное Куралесову О.Д. правонарушение признать малозначительным, производство по делу прекратить с объявлением устного замечания.
Заслушав Куралесова О.Д., его защитника ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрено, что неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (примечание к статье 18.15 КоАП РФ).
Согласно примечанию статьи 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
На основании пункта 8 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении признаются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что Куралесов О.Д. имеет статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Факт совершения Куралесовым О.Д. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 18.15 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № №; рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения на имя начальника УФМС России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением Куралесова О.Д. от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением о заключении трудового договора на выполнение работ с иностранным гражданином от ДД.ММ.ГГГГ; трудовым договором, заключенным с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; паспортом гражданина <данные изъяты> на имя ФИО1; свидетельством о внесении записи в ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ № №; свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных выше обстоятельствах, суд находит вину Куралесова О.Д. в совершенном административном правонарушении полностью установленной и доказанной представленными доказательствами, и квалифицирует его действия по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, как нарушение установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения оговора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Однако нахожу необходимым уточнить срок совершения правонарушения, совершенного Куралесовым О.Д.
В протоколе об административном правонарушении указано, что Куралесов О.Д. не уведомил в срок до ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Республике Коми в Усть-Куломском районе о привлечении к трудовой деятельности гражданина <данные изъяты> ФИО1
Пунктом 2 Порядка представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина, утв. Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (ред. от 12.03.2015) "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" установлено, что организация в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган ФМС России.
Таким образом, поскольку трудовой договор с ФИО1 был заключен ДД.ММ.ГГГГ, Куралесов О.Д. обязан был уведомить территориальный орган ФМС России о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выпадают на выходные дни.
К обстоятельствам, смягчающим Куралесову О.Д. административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, судья относит признание своей вины.
Обстоятельств, отягчающих Куралесову О.Д. административную ответственность, установленных статьей 4.3 КоАП РФ, судьей не установлено.
С учетом данных о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенного им правонарушения, обстоятельства смягчающих административную ответственность, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд пришел к выводу о назначения Куралесову О.Д. административного наказания в виде штрафа, поскольку данный вид наказания, по мнению судьи, будет способствовать достижению целей административного наказания, восстановлению социальной справедливости, исправлению лица, совершившего правонарушение, и предупреждению совершения новых правонарушений.
Вместе с тем, суд считает, что штраф в размере 400 000 рублей свидетельствует об избыточном ограничении прав Куралесова О.Д. и не отвечает целям административной ответственности, поскольку штраф в указанном размере не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер.
По смыслу закона размер штрафа должен отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечивая справедливое и соразмерное наказание.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ) при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ) при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса.
Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ вступил в действие с 11.01.2015.
Учитывая изложенное, а также характер совершенного Куралесовым О.Д. правонарушения, принимая во внимание установленные обстоятельства, а именно: отсутствие транспортного сообщения между <адрес> и <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что каких-либо тяжких последствий не наступило, имущественное и финансовое положение Куралесова О.Д., судья на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ считает возможным снизить размер штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 18 15 КоАП РФ, до <данные изъяты> рублей.
Судья не может согласиться с доводами защитника о малозначительности данного правонарушения в силу следующего.
Так, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Куралесовым О.Д. и его защитником ФИО2 не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения. Учитывая установленные обстоятельства по делу, объект и характер правонарушения, степень вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья не находит оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.1 – 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Куралесова О.Д. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Разъяснить Куралесову О.Д., что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (часть 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья О.В. Барбуца
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК МФ по РК (УФМС России по Республике Коми)
ИНН 1101486438, КПП 110101001
БИК 048702001
Счет № 401 018 100 000 000 10004
КБК 192 116 400 0001 6025 140
ОКТМО 87648485
Наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина.