Судья Качалова Н.В. Дело № 2-6544/2023
УИД 35RS0010-01-2023-005469-53
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2024 года № 33-341/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Махиной Е.С.,
при секретаре Рябининой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кошкина М.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29.08.2023 по иску Кошкина М.В. к Администрации города Вологды об оспаривании распоряжений начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологда, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Кошкина М.В. и его представителя Артамоновой П.А., судебная коллегия
установила:
Кошкин М.В. обратился в суд с иском к Администрации города Вологды о признании незаконным распоряжений начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологда и возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что истец и члены его семьи состояли на учете в очереди на улучшение жилищных условий (предоставлении единовременной денежной выплаты), распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 15.05.2023 №... истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 29.03.2023 №... Кошкину М.В. отказано в предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в связи с утратой гражданином оснований, дающих право на получение вышеуказанной выплаты.
Полагая данные решения незаконными, с учетом увеличения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд: признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 15.05.2023 №... «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социально найма»; возложить на ответчика обязанность восстановить Кошкина М.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 29.03.2023 №... «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Кошкину М.В.»; возложить на ответчика обязанность принять решение о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения Кошкину М.В.
Протокольным определением суда от 24.07.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Вологодской области.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 29.08.2023 исковые требования Кошкина М.В. к Администрации города Вологды об оспаривании распоряжений начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологда, о возложении обязанности оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кошкин М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование указывает, что площадь дома, расположенного по адресу: <адрес>, не может быть учтена для расчета обеспеченности его семьи жилой площадью, поскольку данный дом не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным Правительством Российской Федерации, Жилищным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Полагает, что при разрешении спора судом был использован формальный подход, препятствующий осуществлению принципа справедливости, не был учтен весь комплекс фактических обстоятельств дела, не исследованы все изложенные доводы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Кошкин М.В. и его представитель Артамонова П.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу Закона Вологодской области от 12.04.2010 № 2263-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Порядка предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установленного постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 № 945 (далее – Порядок предоставления единовременной денежной выплаты), для принятия положительного решения по вопросу предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений необходимо соблюдение двух условий: постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 и нуждаемости в жилых помещениях на момент предоставления меры социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 12 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты основаниями для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты являются: непредставление или неполное представление документов, указанных в абзацах первом, третьем - восьмом пункта 11 настоящего Порядка; утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение единовременной денежной выплаты; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 названного Кодекса).
Постановлением Главы г.Вологды от 15.07.2005 №... «Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и размера нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 10 кв. м на каждого члена семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кошкин М.В., <ДАТА> г.р. в составе семьи из двух человек, включая К.Ф.М., <ДАТА> г.р., учитывается в списке инвалидов всех категорий и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кошкин М.В. является ... с детства.
Письмом Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 03.03.2023 №... в адрес Кошкина М.B. было направлено уведомление о включении в список граждан-претендентов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в 2023 году в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ и предложение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере 1 271 826 (Один миллион двести семьдесят одна тысяча восемьсот двадцать шесть) рублей исходя из общей площади жилья 18 кв. м и утвержденной средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Вологодской области, утвержденной на 1 квартал 2023 года, в размере 70 657 рублей.
Рассмотрев заявление и документы, представленные Кошкиным М.В., а также документы, полученные в результате межведомственных запросов, Администрацией г.Вологды было установлено, что согласно лицевому счету от 03.03.2023, представленному ТСЖ «Пионерская-16», Кошкин М.В. в составе семьи из 4 человек зарегистрирован в благоустроенном жилом помещении общей площадью 45,0 кв. м, жилой площадью 29,1 кв. м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности Кошкину М.В., супруге Кошкиной Л.К., сыну К.Ф.М. (по 1/3 доли в праве); Кошкина Л.К. является собственником жилого дома площадью 33,4 кв. м по адресу: <адрес>.
В связи с утратой гражданином оснований, дающих ему право на получение единовременной денежной выплаты (обеспеченностью жилой площадью: на каждого члена семьи приходится более 15 кв. м общей площади жилого помещения), распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 29.03.2023 №... Кошкину М.В. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, копия распоряжения направлена в адрес указанного гражданина письмом Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 31.03.2023 №....
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Кошкин М.В. утратил право на получение единовременной денежной выплаты, поскольку не является нуждающимся в жилом помещении ввиду его обеспеченности жилой площадью сверх установленных норм.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В пункте 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что при отказе Кошкину М.В. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретения жилого помещения и снятии его с учета ответчиком были учтены жилое помещение по адресу: <адрес> жилой площадью 29.1 кв. м, общей площадью 45,0 кв.м долевыми собственниками которого являются К.Ф.М. - сын истца (1/3 доли), Кошкин М.В. (1/3 доли), Кошкиной Л.К. (1/3 доли) – супруга истца, что также подтверждается выпиской из лицевого счета ТСЖ «Пионерская-16», жилой дом расположенный по адресу: <адрес> площадью 33,4 кв.м, находящийся в собственности супруги истца Кошкиной Л.К., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.03.2023.
Установив, что площадь жилых помещений, приходящихся на семью Кошкина М.В. составляет более учетной нормы (15 кв.м), приходящейся на истца и членов его семьи, ответчик пришел к правильному выводу об утрате истцом оснований, дающих право на получение единовременной денежной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что площадь дома, расположенного по адресу: <адрес>, не может быть учтена для расчета обеспеченностью его семьи жилой площадью, поскольку данный дом не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным Правительством Российской Федерации, Жилищным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, ввиду отсутствия подключения к системам канализации, водопровода, к системам отопления, отсутствия хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, вентиляции, основанием для отмены судебного акта не являются.
Сведения о вышеуказанном доме, как об объекте права, содержатся в ЕГРН с наименованием «жилой дом», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения подсобного хозяйства.
В соответствии с техническим паспортом, вышеуказанный жилой дом является одноэтажным, имеет печное отопление.
Признание помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям согласно п. I Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».
С заявлением о признании указанного жилого дома, непригодным для проживания, Кошкин М.В. на момент разрешения спора в суде не обращался. Отсутствие в доме централизованного отопления, водопровода и канализации не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В соответствии с пунктом 41 указанного Положения отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Таким образом, отсутствие в жилом доме коммунальных удобств не может служить основанием для исключения площади данного жилого помещения из расчета обеспеченности семьи истца жилой площадью.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального права не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а поэтому не могут служить основанием к его отмене.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошкина М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.В. Белозерова
Судьи: А.М. Вахонина
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.01.2024.