К делу №
УИД23RS0021-01-2022-003211-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ст-ца Полтавская 10 апреля 2023 года
Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Городецкой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Сапсай И.Н.,
с участием представителя истца по доверенности от 19.10.2022 года Зеленской Т.В.,
представителей ответчика по доверенностям от 01.12.2022 года Виноградова В.В., Соломатиной Л.А., от 22.08.2022 года Малашенко А.А.,
третьего лица ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Товариществу собственников жилья «Ленина 148» о признании бездействия незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения жилищного законодательства,
установил:
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края в лице начальника правового обеспечения Паковой В.А. обратилась в Красноармейский районный суд Краснодарского края с иском к ТСЖ «Ленина 148» о признании бездействия незаконным и об обязании выполнить требования жилищного законодательства.
Свои требования мотивировала тем, что госжилинспекцией края при рассмотрении обращения от 29.11.2021 года № 75-27250/21 были установлены признаки нарушения ТСЖ «Ленина 148» обязательных требований при управлении многоквартирным домом № по <адрес> (далее по тексту – МКД), выразившиеся в отсутствии у ТСЖ «Ленина 148» договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД.
С 01.01.2017 года товарищество собственников жилья на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124 (далее по тексту - Правила № 124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путём заключения договоров ресурсоснабжения.
В связи с этим, ТСЖ «Ленина 148» обязано приобретать коммунальные ресурсы для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД по договору о приобретении соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД, заключённому с ресуроснабжающей организацией. По указанному факту госжилинспекцией края ТСЖ «Ленина 148» было объявлено предостережение от 29.12.2021 года № 75-06-09-14412/21 о недопустимости нарушения обязательных требований со сроком исполнения до 11.03.2022 года, которое до настоящего времени не исполнено.
Также при рассмотрении обращения от 01.12.2021 года № 75-26990-П/21 были установлены признаки нарушения ТСЖ «Ленина 148» обязательных требований жилищного законодательства при сборе взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на расчётный счёт ТСЖ «Ленина 148», выразившиеся в перечислении взносов на капитальный ремонт в нарушение части 2 статьи 171 ЖК РФ не на специальный счёт МКД, а на единый расчётный счёт ТСЖ «Ленина 148». По указанному факту госжилинспекцией края ТСЖ «Ленина 148» было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 07.12.2021 года № 75-07-13-13502/21 со сроком исполнения 06.02.2022 года, которое также не было исполнено.
С целью рассмотрения обращений от 26.11.2021 года № 75-26696-П/21, от 01.12.2021 года № 75-26990-П/21, № 75-27030-П/21, от 03.12.2021 года № 75-27250-П/21 на основании распоряжения от 20.12.2021 года № 3825 в отношении ТСЖ «Ленина 148» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены также факты нарушений ТСЖ «Ленина 148» жилищного законодательства, в ходе которой выдано предписание от 22.12.2021 года № 1902 об устранении выявленных нарушений в срок до 22.02.2022 года, которое ТСЖ не исполнено.
Госжилинспекция края считает, что ТСЖ «Ленина 148» необоснованно уклоняется от выполнения предписания и предостережений, объявленных в целях защиты прав и законных интересов собственников и пользователей помещений в МКД при проведении контрольных и профилактических мероприятий.
В соответствии с заявлением об уточнении требований просят признать бездействие ТСЖ «Ленина 148» по устранению нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации незаконным и обязать ТСЖ «Ленина 148» выполнить требования жилищного законодательства, содержащиеся в предостережение от 29.12.2021 года № 75-06-09-14412/21, в части заключения договора с МП «ЖКХ» в целях приобретения коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в МКД. Обязать ТСЖ «Ленина 148» выполнить следующие требования по устранению нарушений жилищного законодательства, содержащиеся в предписании от 22.12.2021 года № 1902, а именно: устранить нарушения, выразившиеся в отсутствии акта обследования стояков горячего, холодного водоснабжения и канализации в жилом помещении № 19 в МКД за 2021 год при проведении периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования в МКД; устранить нарушения, выразившиеся в необеспечении инженерного контроля за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей сетей горячего, холодного водоснабжения и канализации по заявкам собственника квартиры № 19 МКД со 2 по 10 ноября 2021 года; устранить на лестничных площадках в подъездах № 1 на 1-м, 3-м этажах, в подъезде № 2 на 1- м, 3-м этажах нарушение штукатурного слоя; устранить нарушения, выразившиеся в отсутствии журнала и записи за 2021 год осмотра систем горячего, холодного водоснабжения и канализации (стояков) в жилых помещениях в МКД, в том числе в квартире № 19 в МКД; обеспечить работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в МКД в части проведения сухой и влажной уборок лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протирки подоконников, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, обеспечить мытье окон, регулярную уборку: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
Обязать ТСЖ «Ленина 148» выполнить требования жилищного законодательства, содержащиеся в предостережении госжилинспекции краяот 31.08.2022 года № 23221182300003251923, а именно: провести работы по текущему ремонту мест общего пользования в МКД (в первом, втором и третьем подъездах в МКД на лестничных клетках и площадках на стенах устранить отслоение окрасочного и штукатурного слоев, придать стенам однотонную поверхность, устранить надписи, устранить отслоение и отсутствие плиточного покрытия на полу), устранить наличие пыли на окнах и подоконниках, устранить надписи на стенах фасада и признаки выветривания межпанельных швов, устранить следы намокания общедомового стояка канализации в туалете в квартире № 19 в МКД.
В судебном заседании представитель истца Зеленская Т.В. уточнённые требования поддержала, на удовлетворении настаивала.
Представители ответчика доверенностям Виноградов В.В., Соломатина Л.А., Малашенко А.А. в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать, поскольку все предписания и предостережения ими выполнены, представили отзыв на исковое заявление об устранении всех выявленных жилинспекцией нарушений. Дополнительно пояснили, что следят за состоянием дома и стараются его улучшить.
Третье лицо ФИО9 в судебном заседании поддержала требования истца, также настаивала на удовлетворении. В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором полагает, что правление ТСЖ за счёт жильцов обогащается, при этом нарушает их права, производя необоснованные траты и приводя в негодность вверенное им имущество.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, установив фактические обстоятельства дела, исследовав представленные в дело письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства представляются сторонами (статья 57).
В силу статьи 57 ГПК РФ доказательства предоставляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённого Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» (далее по тексту – Постановление № 493) задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 4 указанного Положения Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закона № 294) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее по тексту – госжилинспекция края), утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2006 года № 861, государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор на территории Краснодарского края.
Пунктом 4.1.5 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края установлено, что в целях выполнения поставленных задач и возложенных функций госжилинспекция края вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований, о понуждении к исполнению предписания.
Согласно пункту 4 статьи 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона № 294 положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В силу пункта 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; 2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (далее по тексту – Правила № 354) собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Из пунктов 2 и 31 Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальных услуг признаётся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы ДУ; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона (п. 3.2.1).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (п. 3.2.2).
Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7).
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (п. 4.4.1).
Лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок (п. 4.8.14).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации; е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь; ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации; з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации (п. 5.8.3).
С 01.01.2017 года товарищество собственников жилья на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124 (далее по тексту - Правила № 124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путём заключения договоров ресурсоснабжения.
Подпунктами «д», «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 416, установлена обязанность по заключению договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил № 124 товарищество, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21.1 Правил № 124.
Как следует из материалов дела, госжилинспекцией края при рассмотрении обращения от 29.11.2021 года № 75-27250/21 проведена проверка ТСЖ «Ленина 148», в ходе которой были установлены признаки нарушения ТСЖ «Ленина 148» обязательных требований при управлении многоквартирным домом № 148 по <адрес> (далее по тексту – МКД), выразившиеся в отсутствии у ТСЖ «Ленина 148» договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД.
По указанному факту госжилинспекцией края ТСЖ «Ленина 148» было объявлено предостережение от 29.12.2021 года № 75-06-09-14412/21 о недопустимости нарушения обязательных требований со сроком исполнения до 11.03.2022 года.
По состоянию на текущую дату предостережениеот 29.12.2021 года № 75-06-09-14412/21ТСЖ «Ленина 148» не исполнило.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания стороной ответчика представлено решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2023 года, из которого следует, что ТСЖ «Ленина 148» обратилось в суд с требованием о понуждении заключения договора на поставку КРСОИ к МП «ЖКХ» Красноармейского района. По результатам рассмотренного дела принято решение об урегулировании разногласий, возникших между указанными сторонами при заключении договора на предоставление коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома. Решение, по сообщению представителя ответчика, обжаловано и в настоящее время не вступило в законную силу.
С учётом установленных обстоятельств суд полагает, что ТСЖ «Ленина 148» предпринимало действия по заключению требуемого договора, но поскольку договор в настоящее время в суд не представлен, в связи с чем суд находит требования о признании незаконным бездействие в этой части подлежащими частичному удовлетворению.
Также из материалов дела следует, что Госжилинспекцией края при рассмотрении обращения от 01.12.2021 года № 75-26990-П/21 были установлены признаки нарушения ТСЖ «Ленина 148» обязательных требований жилищного законодательства при сборе взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на расчётный счёт ТСЖ «Ленина 148», выразившиеся в следующем.
Решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 31.05.2014 года № 5, определён способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счёте МКД №, открытом ТСЖ «Ленина 148» 20.09.2014 года в АО «Россельхозбанк». Предъявлять платёжные документы собственникам помещений в МКД на оплату взносов по капитальному ремонту уполномочено товариществу.
Госжилинспекцией края установлено, что перечисление взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в МКД в нарушение части 2 статьи 171 ЖК РФ осуществляется не на специальный счёт МКД, а на единый расчётный счёт ТСЖ «Ленина 148». По указанному факту госжилинспекцией края ТСЖ «Ленина 148» как владельцу специального счёта было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 07.12.2021 года № 75-07-13-13502/21 со сроком исполнения – 06.02.2022 года.
Возражая относительно заявленных требований ТСЖ «Ленина 148» представило письмо от 28.12.2022 года, которым ТСЖ «Ленина 148» проинформировало госжилинспекцию края об исполнении предостереженияот 07.12.2021 года № 75-07-13-13502/21, в подтверждение чего представлены протокол общего собрания собственников помещений в МКД о выборе в качестве кредитной организации для открытия специального счёта МКД ПАО Сбербанк, справка ПАО Сбербанк, подтверждающая открытие ТСЖ «Ленина 148» 21.12.2022 года специального счёта МКД в выбранной собственниками помещений в МКД кредитной организации, а также копии платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт, выставленных собственникам помещений в МКД за декабрь 2022 года отдельной квитанцией, с указанием в реквизитах получателя платежа номера специального счёта МКД, на котором формируется фонд капитального ремонта МКД.
Таким образом, требования, содержащиеся в предостережении госжилинспекции края от 07.12.2021 года № 75-07-13-13502/21,ТСЖ «Ленина 148» исполнены.
Однако, представителем истца заявленные требования в этой части были уточнены ввиду исполнения ответчиком данного нарушения и в окончательный круг уточнённых требований не вошли.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 20.12.2021 года № 3825 госжилинспекцией края с целью рассмотрения обращений от 26.11.2021 года № 75-26696-П/21, от 01.12.2021 года № 75-26990-П/21, № 75-27030-П/21, от 03.12.2021 года № 75-27250-П/21 в отношении ТСЖ «Ленина 148» проведена внеплановая выездная проверка. (том 1 листы дела 37-40)
Из акта проверки № 3343 от 22.12.2021 года следует, что в ходе проведения проверки ТСЖ «Ленина 148» выявлены факты нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170, Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290, выразившиеся, в том числе, в нарушении штукатурного слоя на лестничных площадках на первом, третьем этажах в подъездах № 1, 2 в МКД, захламлении лестничной площадки на пятом этаже в подъезде № 3, отсутствии у входа в подъезды МКД № 1, 2, 3 табличек с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в подъездах, на лестничных площадках в 1 подъезде на первом, третьем этажах электрощитовые не закрыты на замок, отсутствии ненадлежащего содержания фасада МКД, необеспечении работ по проведению сухой и влажной уборок мест общего пользования, отсутствии журнала осмотра систем горячего, холодного водоснабжения и канализации в жилых помещениях за 2021 год, акта обследования стояков горячего, холодного водоснабжения и канализации в жилом помещении № 19 в МКД за 2021 год при проведении периодических осмотров жилых и подсобных помещений, необеспечении инженерного контроля за своевременным исполнением заявок собственника квартиры № 19 на устранение неисправностей систем горячего, холодного водоснабжения и канализации в период с 02.11.2021 года по 10.11.2021 года, отсутствии аварийно-диспетчерской службы, и др.. (том 1 листы дела 41-44)
Проверка проводилась в присутствии представителя ТСЖ «Ленина 148» Виноградова В.В., о чём свидетельствует его подпись в указанном акте о его ознакомлении и получении копии. При этом, каких-либо возражений о порядке проведения проверки и установленных в ходе её нарушений представителем ТСЖ «Ленина 148» не отражены.
По указанным фактам госжилинспекцией края ТСЖ «Ленина 148» выдано предписание от 22.12.2021 года № 1902 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 22.02.2022 года.
Вместе с тем, возражая относительно заявленных требований, ответчиком в части необеспечения инженерного контроля за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей сетей горячего, холодного водоснабжения и канализации по заявкам собственника квартиры № 19 МКД в период с 02.11.2021 года по 10.11.2021 года представлен акт осмотра сантехнического оборудования квартиры № 19 02.11.2021 года, из которого следует, что обеспечить исполнение жалобы собственника не представилось возможным ввиду не допуска в указанную квартиру мастера собственником квартиры. (том 2 лист дела 114)
В связи с чем, суд полагает, что требования истца в этой части не подлежат удовлетворению, поскольку меры по устранению неисправностей предпринимались. Кроме того, привлечённая в качестве третьего лица Вакуленко Н.Р. (собственник квартиры 19) в судебном заседании на вопрос представителя ответчика суду пояснила, что неисправность была устранена 02.12.2021 года.
Доказательств исполнения данного предписания в остальной части в силу положений статьи 56 ГПК РФ стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не представлено.
Кроме того, госжилинспекцией края в августе 2022 года с целью рассмотрения обращения от 11.07.2022 года № 16538 проведён внеплановый инспекционный визит, в ходе которого установлено не проведение ТСЖ «Ленина 148» работ по текущему ремонту мест общего пользования в МКД (в первом, втором и третьем подъездах в МКД на лестничных клетках и площадках на стенах выявлено отслоение окрасочного и штукатурного слоев, стены имеют неоднотонную поверхность с надписями, на полу имеются отслоение и отсутствие плиточного покрытия, обнаружено наличие пыли на окнах и подоконниках), также ненадлежащее содержание фасада МКД (на стенах фасада имеются надписи, обнаружены признаки выветривания межпанельных швов, отсутствуют части водостоков по периметру МКД). В ходе осмотра квартиры № 19 в МКД выявлены следы намокания общедомового стояка канализации в туалете, что является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170, Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491.
В связи с чем, госжилинспекцией края ТСЖ «Ленина 148» объявлено предостережение от 31.08.2022 года № 23221182300003251923 о недопустимости нарушения обязательных требований при содержании общего имущества собственников помещений в МКД со сроком исполнениядо 30.11.2022 года.
В ходе выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом, проведённого госжилинспекцией края 26.01.2023 года, установлен факт неполного исполнения предостережения госжилинспекции краяот 31.08.2022 года №, а также предписанияот 22.12.2021 года № 1902.
Постановлением Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края № 000595 от 06.10.2022 года должностное лицо ФИО1, являющаяся председателем правления ТСЖ «Ленина 148», привлечена к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ за ненадлежащее техническое содержание и ремонт общего имущества – многоквартирного <адрес>, ей назначено наказание в виде предупреждения. Данное постановление обжаловано не было и вступило в законную силу, обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, госжилинспекцией приняты исчерпывающие меры административного воздействия по стимулированию ТСЖ «Ленина 148» устранить выявленные в ходе проверок нарушения по факту поступивших обращений. Согласно пп. «а» пункта 11 Постановления № 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 294 государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона № 294 в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, в силу указанных норм права внеплановые выездные проверки, по результатам которых выданы предписания, в отношении ответчика проведена уполномоченным лицом с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований и обладает обязательной силой исполнения.
Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обязанность сторон доказать основания своих требований или возражений основывается на принципе состязательности сторон, закрепленным в статье 123 Конституции РФ.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в пункте 10 Постановления от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учётом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.
Принцип состязательности - один из основополагающих принципов процессуального права - создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения судом обоснованного решения.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17.07.2007 года № 566-О-О, от 18.12.2007 года № 888-О-О, от 15.07.2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведённых положений закона следует, что суд, оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Вместе с тем, представителями ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, свидетельствующих об устранении выявленных госжилинспекцией нарушений, суду не представлено.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд полагает, что заявленные уточнённые требования истца подлежат удовлетворению; требования в части признания незаконным бездействие ТСЖ «Ленина 148» по устранению нарушений требований жилищного законодательства РФ по заключению договора с МП «ЖКХ» подлежат частичному удовлетворению исходя из вышеизложенного.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, не имеют правового значения по делу, поскольку не влияют на необходимость выполнения предписаний. Доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком всевозможным мер по выполнению предписаний, в материалы дела не представлены. Иные доводы основаны не на чём ином, как на собственной интерпретации исследованных доказательств в отрыве от установленных статьёй 67 ГПК РФ правил их оценки, носят односторонний характер, не отражают в полной мере существа дела и оценены в отрыве от других имеющихся по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 56, 57, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Государственной жилищной инспекции Краснодарского края с учётом уточнения – частично удовлетворить.
Признать частично незаконным бездействие ТСЖ «Ленина 148» по устранению нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Обязать ТСЖ «Ленина 148» выполнить требования жилищного законодательства, содержащиеся в предостережение от 29 декабря 2021 года № 75-06-09-14412/21, в части заключения договора с МП «ЖКХ» Красноармейского района в целях приобретения коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Обязать ТСЖ «Ленина 148» выполнить требования по устранению нарушений жилищного законодательства, содержащиеся в предписании от 22 декабря 2021 года № 1902, а именно:
- устранить нарушения, выразившиеся в отсутствии акта обследования стояков горячего, холодного водоснабжения и канализации в жилом помещении № 19 в многоквартирном доме за 2021 год при проведении периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования в многоквартирном доме;
- устранить на лестничных площадках в подъездах № 1 на 1-м, 3-м этажах, в подъезде № 2 на 1- м, 3-м этажах нарушение штукатурного слоя;
- устранить нарушения, выразившиеся в отсутствии журнала и записи за 2021 год осмотра систем горячего, холодного водоснабжения и канализации (стояков) в жилых помещениях в многоквартирном доме, в том числе в квартире № 19 в многоквартирном доме;
- обеспечить работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в части проведения сухой и влажной уборок лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протирки подоконников, перил лестниц, шкафов для электросчётчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, обеспечить мытьё окон, регулярную уборку: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
Обязать ТСЖ «Ленина 148» выполнить требования жилищного законодательства, содержащиеся в предостережении от 31 августа 2022 года № 23221182300003251923, а именно: провести работы по текущему ремонту мест общего пользования в многоквартирном доме (в первом, втором и третьем подъездах в многоквартирном доме на лестничных клетках и площадках на стенах устранить отслоение окрасочного и штукатурного слоёв, придать стенам однотонную поверхность, устранить надписи, устранить отслоение и отсутствие плиточного покрытия на полу), устранить наличие пыли на окнах и подоконниках, устранить надписи на стенах фасада и признаки выветривания межпанельных швов, устранить следы намокания общедомового стояка канализации в туалете в квартире № 19 в многоквартирном доме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 17.04.2023 года.
Судья
Красноармейского районного суда Городецкая Н.И.