РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Куйтун 21 февраля 2022 г
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-34/2022 по иску и.о. прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куйтунского муниципального образования об обязании оборудовать автомобильную дорогу,
у с т а н о в и л:
В обоснование иска указано, что прокуратурой Куйтунского района проведена проверка по обращению преподавателя-организатора ОБЖ муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Куйтун» Ступиной Т.Г. о ненадлежащем содержании автомобильной дороги по ул. Российская р.п. Куйтун, по результатам которой в деятельности администрации Куйтунского муниципального образования выявлены нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. По результатам проверки, проведенной с привлечением сотрудников ОГИБДД (дислокация р.п. Куйтун) МО МВД России «Тулунский», выявлены факты несоответствия улично-дорожной сети по ул. Российская р.п. Куйтун, относящейся к 5 категории дороги, группе улиц Е, требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, создающие угрозу жизни и здоровью населения, в т.ч. несовершеннолетних. Так, в нарушение п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части по ул. Российская р.п. Куйтун имеет дефекты в виде выбоин. В нарушение п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге по ул. Российская р.п. Куйтун отсутствует стационарное электрическое освещение. В соответствии с постановлением администрации Куйтунского муниципального образования от 15.10.2014 № 306 улица Российская р.п. Куйтун включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Куйтунского муниципального образования, согласно которой идентификационный номер автомобильной дороги - 135. Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Куйтунского муниципального образования возложенных полномочий в указанной сфере деятельности. Бездействие органа местного самоуправления, неисполнение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения создает опасность возникновения аварий, роста дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, нарушает права и законные интересы участников дорожного движения. Отсутствие уличного освещения, ненадлежащее состояние проезжей части вблизи образовательного учреждения создает угрозу для жизни и здоровья учащихся МКОУ «СОШ № 2 р.п. Куйтун», здание которого расположено по ул. Российская, 3, р.п. Куйтун. Неисполнение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения вблизи образовательного учреждения влечет за собой опасность возникновения аварий, роста травматизма и числа дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Просит суд возложить на администрацию Куйтунского муниципального образования обязанность оборудовать автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, р.п. Куйтун, ул. Российская, в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017, а именно - привести дорожное полотно автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017, оборудовать стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017.
Представитель истца помощник прокурора Куйтунского района Пузанков А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика глава администрации Куйтунского муниципального образования Яковлева Л.И. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, установить срок исполнения требований прокурора до 1 января 2023 года.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), а также п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава Куйтунского городского поселения.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию ее надлежащего технического состояния, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в целях обеспечения их сохранности в соответствии с требованиями технических регламентов, а также организации дорожного движения, в т.ч. посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Аналогичная норма закреплена в ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ.
Из акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 22.09.2021 года, составленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД (дислокация р.п. Куйтун) МО МВД России «Тулунский», следует, что выявлены факты несоответствия улично-дорожной сети по ул. Российская р.п. Куйтун, относящейся к 5 категории дороги, группе улиц Е, требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, создающие угрозу жизни и здоровью населения, в т.ч. несовершеннолетних.
Указанные факты подтверждаются приложенными к иску фотографиями.
В соответствии с п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части по ул. Российская р.п. Куйтун имеет дефекты в виде выбоин.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге по ул. Российская р.п. Куйтун отсутствует стационарное электрическое освещение.
В соответствии с постановлением администрации Куйтунского муниципального образования от 15.10.2014 № 306 улица Российская р.п. Куйтун включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Куйтунского муниципального образования, согласно которой идентификационный номер автомобильной дороги - 135.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Куйтунского муниципального образования возложенных полномочий в указанной сфере деятельности. Бездействие органа местного самоуправления, неисполнение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения создает опасность возникновения аварий, роста дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, нарушает права и законные интересы участников дорожного движения. Отсутствие уличного освещения, ненадлежащее состояние проезжей части вблизи образовательного учреждения создает угрозу для жизни и здоровья учащихся МКОУ «СОШ № 2 р.п. Куйтун», здание которого расположено по ул. Российская, 3, р.п. Куйтун. Неисполнение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения вблизи образовательного учреждения влечет за собой опасность возникновения аварий, роста травматизма и числа дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.5 Устава Куйтунского муниципального образования, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Суд приходит к выводу, что вышеуказанная автомобильная дорога по ул. Российская р.п. Куйтун Куйтунского муниципального образования является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, ей пользуется неопределенный круг лиц, в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, необходимо привести ее в соответствие с требованиями действующего законодательства, в связи с чем исковые требования и.о. прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Куйтунского района удовлетворить.
Возложить на администрацию Куйтунского муниципального образования обязанность оборудовать автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, р.п. Куйтун, ул. Российская, в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017, а именно - привести дорожное полотно автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017, оборудовать стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 в срок до 1 сентября 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья В.П. Степаненко