Отметка об исполнении по делу № 2-634/2024
61RS0012-01-2023-004927-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2024 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Персидской И.Г.
с участием помощника прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С.
при секретаре судебного заседания Жилиной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Управлению образования г.Волгодонска, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя школа № 18 г.Волгодонска об обязании устранить нарушения законодательства в сфере террористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Волгодонска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Управлению образования г.Волгодонска, МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства, указав следующее.
Прокуратурой г.Волгодонска проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска.
Установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией, помещением для охраны с установкой в нем охранной сигнализации на 1-м этаже помещения, системой контроля и управления доступа.
Руководителю образовательной организации прокуратурой города 30.08.2023 года внесено представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, но нарушения законодательства до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия финансирования.
Согласно поступившему в прокуратуру города ответу на представление, директором образовательного учреждения неоднократно направлялись письма начальнику Управления образования города о необходимости выделения денежных средств, для устранения нарушений требований антитеррористической защищенности.
Однако до настоящего времени нарушение не устранено, система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не установлена.
Имущество МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска является муниципальной собственностью и находится в казне муниципального образования.
В соответствии с постановлением Администрации города Волгодонска «О передаче полномочий учредителя» Управление образования г.Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений образования, в том числе МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска, которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.
Просит обязать Администрацию г. Волгодонска выделить денежные средства на устранение выявленных нарушений антитеррористического законодательства для оборудования МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска, расположенного по <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- Управлению образования г.Волгодонска направить денежные средства на обеспечение оборудования МБОУ СШ «№ 18 г.Волгодонска, расположенного по <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска, устранить нарушения антитеррористического законодательства путем оборудования МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска, расположенного по <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, установить срок исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С. в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы в его обоснование, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации г.Волгодонска Чижик Р.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что Администрация г.Волгодонска является ненадлежащим ответчиком по делу. Только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, Администрация города Волгодонска не является главным распорядителем средств муниципального бюджета и не производит материально-техническое обеспечение Деятельности муниципальных учреждений. Кроме того просит учесть, что на основании решения Волгодонской городской Думы от 15.12.2023 № 80 «О бюджете города Волгодонска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрены расходы на обеспечение деятельности общеобразовательных муниципальных учреждений за счет средств местного бюджета в сумме 212 933 800 руб., а также расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений в рамках программы «Развитие общего образования» муниципальной программы города Волгодонска «Развитие образования в городе Волгодонске» (субсидии бюджетным учреждениям на иные цели) в сумме 61 320 700 руб.
Представитель Управления образования г.Волгодонска Рубашкина Т.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, пояснила, что нарушения в учреждениях не устранены ввиду отсутствия финансирования.
Собственником имущества и учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Волгодонск», а Управление образования выполняет функции учредителя от имени Администрации города Волгодонска.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Представитель ответчика МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска – Шляков Д.В., действующий на основании приказа, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал, пояснил, что нарушения в учреждениях не устранены ввиду отсутствия финансирования, однако включены в рабочую проектную документацию на капитальный ремонт здания МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска.
В соответствии с Уставом МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска является некоммерческой организацией и создано для осуществления образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Собственником имущества и учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Волгодонск», а Управление образования выполняет функции учредителя от имени Администрации города Волгодонска.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Выслушав помощника прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С., представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Волгодонска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.
Как установлено пунктом 1 статьи 2 и пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 вышеприведенного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу п. п. 2, 7 ч. 1 ст. 2 Закона о противодействии терроризму одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Согласно пп. а п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по профилактике терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии со статьей 5 Закона о противодействии терроризму выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176 (далее - Требования).
Как установлено подпунктом "з" пункта 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г.Волгодонска Ростовской области проверки выявлено, что помещение МБОУ СШ № 18, по адресу: <адрес> не оборудована системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в связи с чем директору МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска 30.08.2023 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности объекта с требованием принять конкретные меры к устранению и дальнейшему недопущению требований закона.
В соответствии с постановлением Администрации г.Волгодонска «О передаче полномочий учредителя» Управление образования г.Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений дополнительного образования, в том числе МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска, которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
Имущественный комплекс по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности города и передан МБОУ СШ №18 г.Волгодонска для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.
Поскольку Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры не были устранены, что стороной ответчика не оспаривается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о противодействии терроризму одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении ответчиками требований антитеррористического законодательства при эксплуатации здания по адресу: ул.Гагарина, 29, г.Волгодонск, в котором располагается Учреждение. Финансирование мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности объекта культуры, осуществляющего деятельность в здании по указанному адресу, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления - администрации МО «Город Волгодонск», наделенной в силу Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Устава муниципального образования, Устава МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации муниципального образования.
Доводы представителя Администрации г.Волгодонска о том, что Администрация г.Волгодонска является ненадлежащим ответчиком по делу, со ссылкой на то, что понуждение администрации города Волгодонска к выделению финансирования, является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчинённых ему органов и организаций, а также имущества закреплённого за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счёт каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, не является основанием для освобождения Администрации г. Волгодонска от гражданско-правовой ответственности в виде возложения обязанности по обеспечению устранения выявленных прокурором нарушений законодательства по охране жизни и здоровья граждан в образовательном учреждении, поскольку деятельность образовательного учреждения, как юридического лица, финансируется собственником имущества - муниципальным образованием "Город Волгодонск", вопросы обеспечения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации муниципального образования на территории городского округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления и не позволяют образовательному учреждению, Управлению образования г.Волгодонска самостоятельно, независимо от Администрации г.Волгодонска, обеспечить финансирование мер по устранению выявленных прокурором нарушений законодательства.
Исходя из указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащей организации ответчиками работы в сфере антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения, что создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства в его деятельность, угрозу и причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц из числа посетителей, работников образовательного учреждения, в связи с чем исковые требования прокурора признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению. Кроме того, согласно коммерческому предложению ИП Гаевого А.Н. на оборудование объекта системами оповещения и управления эвакуацией, а также оснащение объекта охранной сигнализацией в МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска по адресу: <адрес>, стоимость оборудования и работ системы оповещения и управления эвакуацией, а также оборудования и работ охранной сигнализации составит 1 017 000 руб.
Доводы представителя Администрации г.Волгодонска о подтверждении наличия расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет субсидий областного бюджета в сумме 212 933 800 руб., а также расходов на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципальных учреждений в рамках программы «Развитие общего образования» муниципальной программы города Волгодонска «Развитие образования в городе Волгодонске» (субсидии бюджетным учреждениям на иные цели) в сумме 61 320 700 руб. не являются основанием для отказа в иске, поскольку бесспорно не свидетельствуют о достаточности выделенных денежных средств для устранения выявленных нарушений антитеррористического законодательства для оборудования МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска, расположенного по адресу: <адрес> системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения решения суда об устранении нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обязания Администрации г.Волгодонска, Управления образования г.Волгодонска, МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности путем оборудования помещения МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска по адресу: <адрес>, системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок – не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Волгодонска, Управлению образования г.Волгодонска, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя школа № 18 г.Волгодонска об обязании устранить нарушения законодательства в сфере террористической защищенности, удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Волгодонска Ростовской области, Управление образования г.Волгодонска Ростовской области, МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска устранить в течении 6 (шести) месяцев с даты вступления решения в законную силу, нарушения антитеррористического законодательства путем оборудования МБОУ СШ № 18 г.Волгодонска по адресу: <адрес>. системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 01 апреля 2024 года.
Судья