01RS0№-22
К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Тульский 21 ноября 2022 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Панеш Х.А.,
при секретаре - Устян А.В.,
с участием: помощника прокурора– Ткаченко Т.В.
ответчика- представителя МБОУ «ОЦ № 5» Гамаюновой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «ОЦ № 5» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «ОЦ № 5» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов, пояснив следующее:
Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения
законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой выявлены
нарушения действующего законодательства в деятельности Муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Образовательный центр № 5» (далее - МБОУ «ОЦ № 5»).
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы
Согласно ст. 5 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка,| происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пунктом 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно ст.ст. 2,15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(далее - Федеральный закон № 181) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационноправовых форм обеспечивают инвалидам, создают условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
В силу ст. 9 Федерального закона № 181 реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
В силу ст. 19 Федерального закона № 181 инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
МБОУ «Образовательный центра № 5 Майкопского района» относится к объектам социальной инфраструктуры.
Пунктами 3 и 4 приказа Министерства образования и науки РФ № 1309 от 09.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Руководители органов и организаций должны обеспечивать наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Приказом от 30.12.2020 № 904/пр утвержден «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Указанный свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должныобеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (п. 6.3.6 9 СП 59.13330.2020); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В соответствии с п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что указанные требования закона МБОУ «ОЦ № 5» не исполняются, для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.
Отсутствие тактильных или тактильно-звуковых схем, отображающих информацию о размещении и назначении помещений в здании (мнемосхемами) внутри здания, а также отсутствия у входа в здание информирующей тактильной таблички для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения МБОУ «ОЦ № 5» не обеспечивает в полной мере доступность для инвалидов при предоставлении услуг в сфере образования.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 24.06.2022 за № 02-26-2022 директору МБОУ «ОЦ № 5» внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов. Согласно ответу на указанное представление (№ 137 от 20.07.2022) денежные средства образовательным центом изысканы, вывески будут изготовлены в 2022 году, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Представитель истца – помощник прокурораТкаченко Т.В.в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик - представительМБОУ «ОЦ № 5» Гамаюнова О.Д.в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы
Согласно ст. 5 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка,| происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пунктом 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно ст.ст. 2,15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационноправовых форм обеспечивают инвалидам, создают условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
В силу ст. 9 Федерального закона № 181 реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
В силу ст. 19 Федерального закона № 181 инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Пунктами 3 и 4 приказа Министерства образования и науки РФ № 1309 от 09.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Руководители органов и организаций должны обеспечивать наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Приказом от 30.12.2020 № 904/пр утвержден «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Указанный свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (п. 6.3.6 9 СП 59.13330.2020); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В соответствии с п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Прокуратурой Майкопского района проведена проверка исполнения
законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой выявлены
нарушения действующего законодательства в деятельности Муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Образовательный центр № 5» (далее - МБОУ «ОЦ № 5»), не исполняются, для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения.
Отсутствие тактильных или тактильно-звуковых схем, отображающих информацию о размещении и назначении помещений в здании (мнемосхемами) внутри здания, а также отсутствия у входа в здание информирующей тактильной таблички для идентификации помещения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения МБОУ «ОЦ № 5» не обеспечивает в полной мере доступность для инвалидов при предоставлении услуг в сфере образования.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 24.06.2022 за № 02-26-2022 директору МБОУ «ОЦ № 5» внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов. Согласно ответу на указанное представление (№ 137 от 20.07.2022) денежные средства образовательным центом изысканы, вывески будут изготовлены в 2022 году, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
МБОУ «Образовательный центра № 5 Майкопского района» относится к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья, прокурор на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о возложении обязанности по устранению нарушенийзаконодательства о защите прав инвалидов.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к МЮОУ «ОЦ № 5» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов.
Обязать МБОУ «Образовательный центр № 5» устранить нарушения
законодательства о защите прав инвалидов.
Решение Майкопского районного суда Республики Адыгея подлежит немедленному исполнению.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Х.А. Панеш