УИД 50RS0028-01-2020-008448-21
Дело № 2-1557/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2021 года г. Мытищи Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Литвиновой М.А.,
при секретаре Фока В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1557/21 по исковому заявлению Семеновой Любови Петровны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 6 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Семенова Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивировала тем, что обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако, ей было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. Указала, что из специального стажа ответчиком исключены периоды ее работы в Государственном учреждении «Республиканский центр матери и ребенка» Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики с 03.04.1995 г. по 31.12.2003 г. - работа в должности врача анестезиолога – реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации (8 лет 8 месяцев 28 дней); с 01.01.2004 г. по 18.02.2004 г. - работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога V отделения реанимации детского корпуса (1 месяц 18 дней); с 19.02.2004 г. по 18.07.2004 г. - работа в должности заведующей отделением реанимации детского корпуса (5 месяцев); с 19.07.2004 г. по 19.08.2004 г. - работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации детского корпуса (1 месяц 1 день), а всего исключено 9 лет 4 месяца 17 дней. Считает решение незаконным и необоснованным, просит зачесть в специальный страховой стаж спорные периоды работы с применением льготного порядка исчисления, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явился, обеспечил явку представителей по доверенности Голову Л.Л., Шабаеву Н.Г., которые исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области на по доверенности Костина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав мнение представителей сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует Конституция РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Конституция РФ гарантирует каждому равенство прав и свобод без каких-либо дискриминаций, в том числе, независимо от рода и места деятельности (ст.19 Конституции). Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав медицинских работников.
Основания возникновения и порядок реализации права гражданина Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-Ф3, вступившем в силу с 01.01.2015г.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-Ф3 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Семенова Л.П. обратилась в ГУ - ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 07.11.2017 г. следует, что истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого стажа – не менее 30 лет. Всего ответчиком к зачету было принято 19 лет 08 месяцев 22 дня.
В соответствии с данным решением, не приняты к зачету периоды работы истца в должности анестезиолога – реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации в Государственном учреждении «Республиканский центр матери и ребенка» Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, так как Республикой Молдова с 1992 г. был отменен институт досрочных пенсий в связи с работой в особых условиях труда. Таким образом, ответчик пришел к выводу о том, что периоды работы, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий был отменен, учитываются только как страховой стаж, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах.
С таким выводом ответчика суд согласиться не может на основании следующего.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий предусмотренных Федеральным законом ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации за исключением случаев установленных законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Республики Молдова производится в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г. заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова.
В соответствии со ст. 2 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств (статья 3 Соглашения от 10.02.1995г.).
Стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения (статья 4 Соглашения от 10.02.1995г.).
В п. 2 ст. 6 Соглашения от 10.02.1995 г. указано, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31.12.1991 года.
Периоды начиная с 01.01.1991г. при новом установлении пенсий в рамках Соглашения учитываются в страховой стаж при подтверждении трудового (страхового) стажа и уплаты страховых взносов компетентными учреждениями (органами) этих государств.
Ответчиком не оспаривается, что истец приобрела стаж по спорным периодам работы, так как данный стаж подтвержден справкой об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, выданной компетентным органом – Национальной кассой Республики Молдова, и учтен ответчиком как страховой стаж. Ответчиком ставится под вопрос возможность включения данных периодов именно в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности по охране здоровья населения.
В п. 1 ст. 7 Соглашения от 10.02.1995 г. отражено, что при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства.
В случае, когда законодательством государства по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по данному основанию, выплата пенсии продолжается тем государством, откуда выехал пенсионер, до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству государства переселения.
Таким образом, ущемление прав лица, претендующего на назначение пенсии, в том числе досрочно, по законодательству страны проживания, но приобретшего стаж на территории государства-участника Соглашения от 10.02.1995 г. недопустимо.
Истец является гражданином Российской Федерации, проживает на ее территории, а, следовательно, при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеет право на назначение страховой пенсии, в том числе досрочно.
В соответствии с п. 2-4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения подлежат применению:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 " Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из вышеизложенного следует, что к спорным периодам работы истца могут быть применены следующие правовые акты:
Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г (далее Список № 464 от 06.09.1991 г.);
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 (далее Список № 1066 от 22.09.1999 г.).
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее Список № 781 от 29.10.2002 г.).
В соответствии со ст. 66 Трудового Кодекса РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Об этом же говорится в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» и в п.6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий», утвержденных Постановлением правительства РФ от 24.07.2002 года № 555.
Из трудовой книжки Семеновой Л.Б. следует, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации Тираспольской городской детской больницы, в связи с реорганизацией переведена в ГУ «Республиканский центр матери и ребенка» на должность врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации детского корпуса, 19.02.2004 г. переведена на должность заведующей отделения анестезиологии и реанимации детского корпуса, 19.08.2004 г. уволена в связи с переменой места жительства.
Согласно представленной в материалы дела справки № от 20.06.2017 г., выданной Государственным учреждением «Республиканский центр матери и ребенка» Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики, Семенова Л.П. работала в Республиканской детской клинической больнице на 1 ставку в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации с 03.04.1995 г., с 06.02.1998 г. по 05.07.1999 г. согласно приказу № от 19.01.1998 г. находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, однако, с 01.10.1998 г. приступила к работе по прежней должности на 0,5 ставки, с 01.11.1998 г. переведена на 0,75 ставки, с 01.07.1999 г. переведена на 1 ставку, с 01.01.2004 г. переведена на 1 ставку врачом анестезиологом-реаниматологом V отделения анестезиологии и реанимации детского корпуса, с 19.02.2004 г. переведена на 1 ставку заведующей отделения анестезиологии и реанимации детского корпуса, 19.08.2004 г. уволена по собственному желанию.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, один год работы в этих должностях и подразделениях следует считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Перечням структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, льготному исчислению подлежит работа врачей-анестезиологов-реаниматологов (врачей-анестезиологов-реаниматоров), в том числе заведующих, в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Семенова Л.П. после ДД.ММ.ГГГГ работы на неполную ставку не имела.
По представленным в материалы дела документам Семенова Л.П. ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, однако, с ДД.ММ.ГГГГ приступила к работе. Таким образом, в отпуске по уходу за ребенком истица фактически находилась ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 30 от 11.12.2012 г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
На основании изложенного, если отпуск по уходу за ребенком имел место быть после ДД.ММ.ГГГГ, то правовых оснований для его включения в специальный стаж не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о зачете спорных периодов работы Семеновой Л.П. в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев) за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет ДД.ММ.ГГГГ.
Судом произведен подсчет медицинского стажа истца на момент обращения к ответчику – 10.08.2017 г., который с учетом спорных периодов составил более 32 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что истец выработал необходимый для назначения досрочной пенсии стаж – 30 лет до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем требование о назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения в пенсионный орган – с 10.08.2017 г. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Семеновой Любови Петровны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 6 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда РФ № 6 по г. Москве и Московской области зачесть в специальный страховой стаж Семеновой Любови Петровны следующие периоды работы в Государственном учреждении «Республиканский центр матери и ребенка» Министерства здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики: с 03.04.1995 по 05.02.1998, с 01.10.1998 по 31.12.2003 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации; с 01.01.2004 по 18.02.2004 в должности V отделения реанимации детского корпуса, с 19.02.2004 по 18.07.2004 в должности заведующей отделения реанимации детского корпуса; с 19.07.2004 по 19.08.2004 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации детского корпуса - в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Признать за Семеновой Любовью Петровной право на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Во включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 06.02.1998 г. по 30.09.1998 г. в специальный страховой страж - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятие его в окончательной форме – 30.11.2021.
Судья М.А. Литвинова