К делу <№>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 22 декабря 2023 г.
Приморский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
при секретаре <ФИО7,
с участием:
представителя истца <ФИО4, третьего лица <ФИО3 по доверенностям <ФИО8,
представителя ответчика <ФИО1 по ордеру <ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО4 к <ФИО1 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону и погашении записи в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Истец <ФИО4 через представителя по доверенности <ФИО8 обратился в суд с иском к <ФИО1 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону и погашении записи в ЕГРН, в котором просит признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом Новороссийского нотариального округа Нотариальной палаты <адрес> <ФИО11 на имущество в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, за <ФИО1; аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости регистрационную запись о регистрации на имя <ФИО1 права собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№> с ответчика в пользу истца понесенные расходы на представителя и уплате государственной пошлины.
В обоснование исковых требований истец указал, что <ФИО4 является родным сыном по отношению к наследодателю <ФИО2, умершему <ДД.ММ.ГГГГ> <ФИО4 является наследником по завещанию после смерти наследодателя, составленному <ДД.ММ.ГГГГ>, в котором наследодатель завещал <адрес> в <адрес> истцу, а все остальное имущество – ответчику <ФИО1, с которой наследодателем был заключен брак. По закону в наследство вступила и мать наследодателя <ФИО3 на все имущество, которое открылось после смерти <ФИО2, в том числе и на спорную квартиру, в размере 1/16 долей. После смерти наследодателя <ФИО4, <ФИО1 и <ФИО3 обратились к нотариусу <ФИО11 с заявлением о принятии наследства, было открыто наследственное дело <№>. Истец отмечает, что <адрес>, в <адрес> в <адрес> была приобретена на имя наследодателя путем продажи его добрачной <адрес> в <адрес> и внесения 1 000 000 рублей, полученных наследодателем <ФИО2 вследствие наследования после смерти родителей. 1 000 000 рублей родственник <ФИО9 перечислил на счет застройщика ЖК «Надежда», что подтверждается выпиской о движении денежных средств, полученной из ПАО «Сбербанк». В состав наследственной массы было включено совместно нажитое имущество, приобретенное наследодателем и ответчиком в период брака. В процессе оформления наследственного дела ответчиком <ФИО1 нотариусу было заявлено требование о включении в наследственную массу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и определения ? доли от квартиры как пережившего супруга. Истец <ФИО4 с данным требованием не согласен, так как указанное жилое помещение является единоличной собственностью наследодателя и к совместно нажитому имуществу не относится, поскольку спорная квартира приобретена наследодателем, хоть и в период брака с ответчиком, но на личные денежные средства наследодателя, полученные от продажи принадлежащего ему добрачного имущества.
В судебном заседании представитель истца <ФИО4, третьего лица <ФИО3 по доверенностям <ФИО8 поддержал доводы, указанные в исковом заявлении, просил исковые требования <ФИО4 удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика <ФИО1 по ордеру <ФИО10 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований <ФИО4 в полном объеме по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.
В судебное заседание истец <ФИО4, ответчик <ФИО1, третье лицо <ФИО3, нотариус Новороссийского нотариального округа Нотариальной палаты <адрес> <ФИО11 не явились, уведомлены надлежащим образом судом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от <ДД.ММ.ГГГГ> N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу статей 1, 8 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Из материалов дела следует, что <ФИО2 на праве собственности принадлежало жилое помещение, общей площадью 33,9 кв.м., с кадастровым номером <№> расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности <ДД.ММ.ГГГГ>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ>.
Согласно справки о заключении брака №А-04160 от <ДД.ММ.ГГГГ>, свидетельства о заключении брака серии III-АГ <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, <ДД.ММ.ГГГГ> между <ФИО2, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженцем <адрес> края, и <ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженкой <адрес>, был заключен брак, о чем <ДД.ММ.ГГГГ> составлена запись акта о заключении брака <№>, после заключения брака жене присвоена фамилия: <ФИО1.
В судебном заседании установлено, что <ФИО2, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженец <адрес> края, умер <ДД.ММ.ГГГГ>, о чем <ДД.ММ.ГГГГ> составлена запись акта о смерти <№>, что подтверждается свидетельством о смерти серии VI-АГ <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> и справкой о смерти №А-04158 от <ДД.ММ.ГГГГ>
Согласно части 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию.
В соответствии с частью 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 1119 ГК РФ, завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.
Установлено, что наследодатель <ФИО2 на случай смерти распорядился своим имуществом, путем составления завещания <адрес>7 от <ДД.ММ.ГГГГ>, удостоверенного нотариусом Новороссийского нотариального округа Нотариальной палаты <адрес> <ФИО11, согласно которому наследодатель <ФИО2 завещает жилое помещение, общей площадью 33,9 кв.м., с кадастровым номером <№>, расположенное по адресу: <адрес> – <ФИО4, а все остальное имущество, какое на момент его смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы такое ни заключалось и где бы оно ни находилось – <ФИО1
Завещание не отменено, и ответчиком либо третьим лицом не оспаривается.
Наследственное имущество <ФИО2, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженца <адрес> края, умершего <ДД.ММ.ГГГГ> состояло из: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; автомобиля марки Toyota Passo, 2015 года выпуска; права на денежные средства, находящиеся на счетах в ПАО Сбербанк России; права на денежные средства, находящиеся на счетах в АО «Райффайзенбанк»; права на денежные средства, находящиеся в Банке ВТБ (ПАО).
Из копии наследственного дела <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, заведенного нотариусом Новороссийского нотариального округа Нотариальной палаты <адрес> <ФИО11 после смерти <ФИО2, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженца <адрес> края, умершего <ДД.ММ.ГГГГ>, следует, что наследниками после смерти <ФИО2 являются: <ФИО1 – супруга; <ФИО3 – мать; <ФИО4 – сын; <ФИО5 – дочь.
Согласно части 1 статьи 1153 ГПК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с частью 1 статьи 1162 ГК РФ, свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.
Установлено, что к нотариусу с заявлением о принятии наследства помимо истца <ФИО4, третьего лица <ФИО3 обратилась супруга наследодателя <ФИО1, которой было выдано свидетельство о праве на наследство по закону и произведена государственная регистрация права.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное.
В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно пункту 1 статьи 36 Семейного кодекса РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Из пояснений представителя истца <ФИО4 по доверенности <ФИО8 в судебном заседании следует, что жилое помещение, общей площадью 33,9 кв.м., с кадастровым номером <№>, расположенное по адресу: <адрес>, было приобретено <ФИО2 путем продажи своей добрачной <адрес> и внесения 1 000 000 рублей, полученных вследствие наследования после смерти родителей <ФИО2, которые родственник <ФИО9 перечислил на счет застройщика ЖК «Надежда», данный факт подтверждается расширенной выпиской по вкладу ПАО «Сбербанк» за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №КУВИ<№> от <ДД.ММ.ГГГГ> на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Кроме того, допрошенный при рассмотрении в Приморском районном суде <адрес> гражданского дела <№> свидетель <ФИО9, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в судебном заседании пояснил, что <ФИО2 - это его брат, а <ФИО3 - это их мама. В 2019 г. умер отец, остались деньги, часть их они отдали брату <ФИО2, он их напрямую перевел продавцу квартиры. Это был 1 000 000 рублей. Еще брат продал свою однокомнатную квартиру на <адрес> составлен договор резервирования, квартира была куплена на деньги брата. Когда квартира была сдана в эксплуатацию, на нее был выдан другой договор, к этому времени брат уже был в браке. У свидетеля там же живет сын, и у него тоже есть копия первого договора. Расчеты за квартиру все были до брака, в это время брат со <ФИО1 сожительствовал, они вместе жили примерно 10 лет. Они первую квартиру оформили на сожительницу, а вторую на него. Он вносил деньги на имя продавца Архангельского, но указаний, что это именно платеж за брата, у него нет. Он хотел их перевести брату, но он попросил перевести их напрямую продавцу Архангельскому. За квартиру сына оплату вносил сын, а они ему помогали. Он за сына деньги не переводил. Сын купил квартиру в 2019 г., а брат купил позже. <ФИО1 работала, заработок у нее был. О том, что оставшаяся стоимость квартиры внесена от денег с квартиры на <адрес>, он знает со слов брата. <ФИО1 в спорной квартире делала ремонт, так как брат ей помогал платить за первую квартиру. Квартиру купили примерно за 1 400 000 – 1 600 000 рублей, а на Челюскинцев продали за 1 600 000 рублей.
В этой связи, в силу указанных обстоятельств приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, исключает такое имущество из режима общей совместной собственности, даже если оно оформлено на имя другого супруга.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
Из приведенных выше положений следует, что юридически значимым обстоятельством при решении вопроса об отнесении имущества к общей собственности супругов является то, на какие средства (личные или общие) и по каким сделкам (возмездным или безвозмездным) приобреталось имущество одним из супругов во время брака. Имущество, приобретенное одним из супругов в браке по безвозмездным гражданско-правовым сделкам (например, в порядке наследования, дарения, приватизации), не является общим имуществом супругов. Приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, также исключает такое имущество из режима общей совместной собственности.
Следовательно, супруг, заявляющий о том, что имущество в период брака было приобретено на его личные денежные средства, что исключает признание такого имущества совместно нажитым, в силу положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства.
Рассматривая спор, суд установил, что полученные <ФИО2 от продажи <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, денежные средства и денежные средства, полученные вследствие наследования после смерти родителей, в размере 1 000 000 рублей, потраченные на покупку <адрес> кадастровым номером 23:<№>888, расположенной по адресу: <адрес>, являлись личной собственностью <ФИО2, поскольку совместно в период брака с ответчиком не наживались и не являлись общим доходом супругов.
Поскольку оплата приобретенной в период брака спорной квартиры полностью личными денежными средствами <ФИО2 влечет исключение квартиры из состава совместно нажитого имущества супругов, как личного имущества <ФИО2, следовательно, исковые требования истца <ФИО4 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону и погашении записи в ЕГРН являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <ФИО4 к <ФИО1 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону и погашении записи в ЕГРН – удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом Новороссийского нотариального округа Нотариальной палаты <адрес> <ФИО11, на имущество в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, за <ФИО1.
Аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество <№> <№>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Приморский районный суд <адрес> края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
УИД: 23RS0<№>-79
Решение суда в окончательной форме изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>.