Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

5 марта 2018 года                                                       г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Крамаренко Любовь Григорьевна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Колхоз Октябрь» ФИО3 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – открытое акционерное общество «Колхоз Октябрь» привлечено к административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора (далее по тексту – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо – открытое акционерное общество «Колхоз Октябрь» (далее по тексту – ОАО «Колхоз Октябрь», Общество) привлечено к административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, генеральный директор ОАО «Колхоз Октябрь» ФИО3 обратился с жалобой, в которой просил постановление признать незаконным, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что Общество в соответствии с п. 11.7, 31.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правил рыболовства) измельченные отходы переработки уловов водных биоресурсов сбрасывало за пределами 3 морских миль от ближайшего берега, фактические координаты сброса с ПЗ «Капитан Теплюков» рыбных отходов, измельченных с помощью дробилки до фракции размеров не более 25 мм, за пределами 3-х мильной зоны, указаны в судовом журнале. Обозначенная дробилка соответствует требованиям «Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов с 1973 г. и «Санитарных правил». Учитывая факт издания соответствующими органами нормативно-правового акта, регулирующего спорные правоотношения, которыми руководствовалось Общество при ведении производственной деятельности и которые действуют до настоящего времени и не отменены в установленном порядке, полагает, что вины Общества нет. Материалами дела также подтверждается отсутствие причинения вреда каким-либо имущественным либо иным интересам государства и третьих лиц, что свидетельствует о возможности применения к спорным правоотношениям нормы КоАП РФ о малозначительности совершенного деяния и (или) о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, и (или) вынесения предупреждения ввиду отнесения Общества к категории субъектов среднего предпринимательства.

Законный представитель ОАО «Колхоз Октябрь» извещавшийся о времени и месте рассмотрения жалобы в суд не явился, согласно ходатайства, просил рассмотреть в его отсутствие.

Защитник ФИО4 в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения и вины Общества.

Выслушав защитника ФИО4, изучив доводы жалобы, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

    В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст.ст. 1, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1). Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человек (ст. 11).

В соответствии с ч. 2 ст. 55, ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 55). Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются (ч. 1 ст. 56).

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются.

Как следует из требований п.п. 13.1.8, 13.1.9, 13.3.1, 13.5.2 «Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации» введенного в действие Приказом Государственного Комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (2-е издание, переработанное и дополненное с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) в исключительной экономической зоне Российской Федерации запрещается сброс мусора, в том числе изделий из бумаги, ветоши, стекла, металла, бутылок, черепков, сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов. Пищевые отходы, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, а также свежую рыбу и ее остатки, допускается сбрасывать в этой зоне, но не ближе 12 миль от ближайшего берега (п. 13.1.8). Сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота (п. 13.1.9). Любой образующийся на судне мусор подлежит сбору в специально предназначенные для этого емкости с последующей обработкой на борту судна (измельчение или сжигание), или с сохранением его до момента сдачи на приемные сооружения, или со сбросом в море с соблюдением условий, изложенных в подразделе 13.1 (п. 13.3.1). Мусор должен храниться на судне в течение всего времени нахождения судна в районах моря, где сброс его запрещен (п. 13.5.2).

Согласно п. 9 Правила 1 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

Административная ответственность по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Как следует из обжалуемого постановления, ОАО «Колхоз Октябрь», в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзоне (территориальном море РФ), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло приемку и переработку рыбы сырца лососевых пород посредством судна ПЛЗ «Капитан Теплюков».

В процессе переработки рыбы сырца на судне ПЛЗ «Капитан Теплюков» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовывались отходы производства (код ФККО 1 71 100 00 00 0), в среднем количестве около 240,429 тонн, которые через установленную на судне дробилку (свидетельство об аттестации от ДД.ММ.ГГГГ), в измельченном виде до фракции размеров не более 25 мм, сбрасывались в море, в пределах 12 мильной зоны (фактически координаты указаны в судовом журнале за пределами 3-х мильной зоны 59 гр. 16,0 м с.ш., 163 гр. 30,7 м. в.д; 59 гр. 03,1 м. с.ш., 163 гр. 38 м. в.д.; 59 гр. 08,5 м. с.ш. 163 гр. 33,8 м. в.д.).

Вывод о наличии в действиях ОАО «Колхоз Октябрь» состава административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сделан должностным лицом на основании исследованных им при его рассмотрении доказательств, а именно: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; письма Пограничного Управления ФСБ России по восточному арктическому району исх. от ДД.ММ.ГГГГ; определения о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о праве собственности на судно MP-IV от ДД.ММ.ГГГГ; копии судового журнала; справкой об освоении квот, справкой о произведенной рыбопродукции по видовому составу, справкой выпуска готовой продукции и расходы сырья, выписки из ЕГРЮЛ и т.д.

Содержание указанных доказательств, приведено в постановлении должностного лица 10-141/2017 от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящей жалобы были установлены обстоятельства являющиеся основанием для отмены обжалуемого постановления.

Согласно обжалуемому постановлению, основанием для привлечения ОАО «Колхоз Октябрь» к административной ответственности послужил факт сброса измельченных рыбных отходов в пределах 12 мильной зоны (территориальном море РФ).

Должностным лицом, для всестороннего и своевременного рассмотрения дела у ОАО «Колхоз Октябрь» были истребованы необходимые материалы, вместе с тем, должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не установлено, когда и где именно (расстояние до берега) сбрасывались измельченные рыбные отходы.

Кроме того, согласно ответу генерального директора ОАО «Колхоз Октябрь», предоставленному должностному лицу вместе с истребуемыми документами указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПЛЗ «Капитан Теплюков» осуществляло приемку и переработку рыбы сырца лососевых пород. Рыбные отходы сбрасывались в измельченном виде до фракции размеров не более 25 мм, за пределами 3 –х мильной зоны (фактически координаты указаны в судовом журнале 59 гр. 16,0 м с.ш., 163 гр. 30,7 м. в.д; 59 гр. 03,1 м. с.ш., 163 гр. 38 м. в.д.; 59 гр. 08,5 м. с.ш. 163 гр. 33,8 м. в.д.), в соответствии с п.п. 11.7, 31.8 Правил рыболовства.

Объективную сторону вмененного состава административного правонарушения образуют действия по захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Из буквального содержания ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 83-ФЗ «Об отходах производства и потребления», следует, что захоронение отходов имеет своей целью исключение попадание вредных веществ в окружающую среду.

Отходы, сброс которых осуществлен с борта ПЛЗ «Капитан Теплюков», образованы в результате обработки на судне уловов водных биоресурсов, правоотношения, связанные с добычей (выловом) водных биологических ресурсов являются предметом правового регулирования ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В силу ст. 43.1 ФЗ О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

В соответствии с п. 11.7 Правил рыболовства при осуществлении рыболовства запрещается выбрасывать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова). Измельченные отходы переработки уловов водных биоресурсов могут сбрасываться за пределами 3 морских миль от ближайшего берега, за исключением такого сброса в акваториях водных объектов, предоставленных в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и/или гражданам на основании договора водопользования, в зонах санитарной охраны водных объектов, в портовых акваториях и на рейдах судов.

Аналогичные разъяснения содержится в п. 31.8 Правил рыболовства.

Установленная Правилами рыболовства процедура сброса отходов переработки уловов водных биоресурсов, необходимость их предварительного измельчения, со всей очевидностью не предполагает их хранение в условиях, исключающих попадание в окружающую среду. Следовательно, установленная п.п. 11,7, 31.8 Правил рыболовства процедура не является захоронением отходов в значении, придаваемом ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Из материалов дела следует, что сброс с судна ПЛЗ «Капитан Теплюков» измельченных отходов переработки уловов выполнен за пределами 3-мильной зоны от ближайшего берега, данных о том, что указанная в постановлении акватория предоставлена в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или гражданам на основании договора водопользования, материалы дела не содержат, приведенным обстоятельствам не дана надлежащая правовая оценка.

Кроме того, должностное лицо в обжалуемом постановлении не указывает, почему, по его мнению, в данном случае положения п.п. 11.7, 31.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ неприменимы.

Отсутствие мотивированного опровержения доводов, представленных ОАО «Колхоз Октябрь» должностному лицу, существенно нарушает право юридического лица на защиту, предоставленное ему Конституцией РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Также должностное лицо в обжалуемом постановлении указывает на химически опасную классификацию рыбных отходов, вместе с тем, Стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения. ГОСТ 30775-2001» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ст, указаний на химическую опасность рыбных отходов, не содержит. В связи с чем, вывод должностного лица о химической опасности рыбных отходов ничем не обоснован.

Поскольку обжалуемое постановление не содержит выводов должностного лица о безосновательности доводов ОАО «Колхоз Октябрь», в нем не установлены места сброса рыбных отходов (конкретное расстояние до ближайшего берега), а также в связи с тем, что должностным лицом сделан безосновательный вывод о химической опасности рыбных отходов, обжалуемое постановление, является преждевременным.

Учитывая строгое разграничение функций обвинения и суда, обеспечивающее независимое и беспристрастное рассмотрение и разрешение дела, судья не вправе и не должен возлагать на себя функцию обвинения.

Нарушение должностным лицом положений ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выяснить все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, в связи с чем, постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку должностным лицом при рассмотрении дела в отношении ОАО «Колхоз Октябрь» по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях допущены существенные нарушения процессуальных требований предусмотренных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление должностного лица подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела должностному лицу следует проверить обоснованность привлечения ОАО «Колхоз Октябрь» к административной ответственности, с учетом изложенного и вынести обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░░░░░░.

░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.19 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                   ░.<░░░░░>

12-113/2018

Категория:
Административные
Другие
ОАО "Колхоз Октябрь"
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Крамаренко Любовь Григорьевна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
16.01.2018Материалы переданы в производство судье
22.01.2018Поступили истребованные материалы
22.01.2018Истребованы материалы
13.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее