№
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ г.о. Люберцы, Московская область
Люберецкий городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шиткова А.В.,
при секретаре судебного заседания Мамедовой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к Степановой Л. Г. об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд,
установил:
Истец Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратился в суд к Степановой Л.Г. с вышеуказанными требованиями, в рамках которых просил:
- изъять у ответчика для государственных нужд Московской области земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под садоводство, общая площадь: № кв. м, кадастровый №, адрес расположения: <адрес> и расположенные на нем:
- здание, кадастровый №, площадью 50 кв.м.;
- сооружение, кадастровый №, площадью 24 кв.м.;
- сооружение, кадастровый №, площадью 33 кв.м.;
- жилой дом, кадастровый №, площадью 100 кв.м.
- установить, что размер возмещения с учетом величины убытков ответчика составляет 13432754 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3886440 рублей, рыночная стоимость здания с кадастровым номером № составляет 0 рублей, рыночная стоимость сооружения с кадастровым номером № составляет 2232422 рублей, рыночная стоимость сооружения с кадастровым номером № составляет 314035 рублей, рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером № составляет 5129439 рублей величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества – 1870418 рублей;
- установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации в ЕГРН прекращения права собственности ответчика и возникновения права собственности Московской области на вышеуказанное имущество;
- обязать ответчика в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить указанное имущество.
Требования мотивированы тем, что на основании постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2026 годы» постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ № утверждена документация по планировке территории для создания и эксплуатации сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Московской области «Солнцево - Бутово - Видное - <адрес> - Молоково - Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный на платной основе. Элемент 3. Участок автомобильной дороги от примыкания к автодороге Москва - Жуковский до примыкания к автодороге <адрес>. На основании решения Градостроительного совета Московской области от ДД.ММ.ГГ № Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято распоряжение от ДД.ММ.ГГ №-Р «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области» подлежит изъятию земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под садоводство, общая площадь: 695 кв. м, кадастровый №, адрес расположения: <адрес>, <адрес> и расположенные на нем: здание, кадастровый №, площадью 50 кв.м.; сооружение, кадастровый №, площадью 24 кв.м.; сооружение, кадастровый №, площадью 33 кв.м.; жилой дом, кадастровый №, площадью 100 кв.м. принадлежащие ответчику на праве собственности.
Согласно отчету об оценке, рыночная стоимость изымаемых объектов недвижимого имущества составляет 13 432 754 рублей, в том числе величина убытков, причиненных правообладателю изъятием земельного участка, составляет 1 870 418 руб.
В адрес ответчика было направлено соглашение об изъятии ДД.ММ.ГГ, ответа на которое не последовало. В связи с этим, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - в лице представителя в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить с учетом выводов проведенной судебной экспертизы.
Ответчик Степанова Л.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, не согласившись с размером денежного возмещения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство имущественных отношений Московской области - в лице представителя о времени и месте судебного заседания извещалось, но в судебное заседание не явилось.
Судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п.1). В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (п. 2).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3).
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5).
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со ст. ст. 281, 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Судом установлено, что земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под садоводство, общая площадь: 695 кв. м, кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, принадлежит ответчику на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГ сделана запись регистрации №;
Здание, наименование: жилое строения без права регистрации проживания, назначение: нежилое, кадастровый №, площадь: 50 кв.м, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, принадлежит ответчику на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГ сделана запись регистрации №;
Сооружение, наименование: хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), назначение: нежилое, кадастровый №, площадь: 24 кв.м, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, <адрес> <адрес>, принадлежит ответчику на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГ сделана запись регистрации №;
Сооружение, наименование: хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования), назначение: нежилое, кадастровый №, площадь: 33 кв.м, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес> <адрес>, принадлежит ответчику на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГ сделана запись регистрации №;
Здание, наименование: жилой дом, назначение: жилое, кадастровый №, площадь: 100 кв.м, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, д. Марусино, СНТГ «Долгий луг», <адрес>, принадлежит ответчику на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГ сделана запись регистрации №.
На основании постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2026 годы» постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ № утверждена документация по планировке территории для создания и эксплуатации сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Московской области «Солнцево - Бутово - Видное - <адрес> - Молоково - Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный на платной основе. Элемент 3. Участок автомобильной дороги от примыкания к автодороге Москва - Жуковский до примыкания к автодороге <адрес>.
На основании решения Градостроительного совета Московской области от ДД.ММ.ГГ № Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято распоряжение от ДД.ММ.ГГ №-Р «Об изъятии объекта. недвижимого имущества для государственных нужд Московской области», согласно которому подлежит изъятию земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под садоводство, общая площадь: 695 кв. м, кадастровый №, адрес расположения: <адрес>, <адрес> и расположенные на нем: здание, кадастровый №, площадью 50 кв.м.; сооружение, кадастровый №, площадью 24 кв.м.; сооружение, кадастровый №, площадью 33 кв.м.; жилой дом, кадастровый №, площадью 100 кв.м, принадлежащие ответчику на праве собственности.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
В главе 2 указанного Закона №43-ФЗ указанного Закона детально регламентирован порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
В ст.8 Закона № 43-ФЗ установлен порядок выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.
Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Опубликование осуществляется в печатных СМИ, предназначенных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предусмотрено размещение данных объектов. Названное сообщение также размещается на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти <адрес> и указанного муниципального образования.
В сообщении, должны быть указаны:
1) цели изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд;
2) границы зоны планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях которого предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
3) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и подать заявление об учете прав на объекты недвижимого имущества, а также время подачи указанных заявлений.
В соответствии со ст. 9 Закона № 43-ФЗ в решении об изъятии недвижимого имущества должны быть указаны все изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и (или) иные объекты недвижимого имущества. При этом, в случае, если для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, не требуется изъятие всего земельного участка, земельный участок, подлежащий изъятию для размещения данных объектов, подлежит образованию с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность изъятия не всего земельного участка, а лишь части, необходимой для строительства участка улично-дорожной сети.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ч.1,4 ст. 281 ГК РФ земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта» утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Положениями ст.56.8 ЗК РФ установлено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» проведение оценки с целью установления рыночной стоимости обязательно при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные собственнику земельного участка в связи с его изъятием, являются составными частями выкупной цены изымаемого имущества.
Согласно отчету ГБУ МО «Московское областное БТИ» об оценке №, рыночная стоимость изымаемых объектов недвижимого имущества с учетом величины убытков составляет 13 432 754 руб., в том числе: рыночная земельного участка, составляет 3 886 440 руб., рыночная стоимость жилого строения с кадастровым номером № составляет 0 руб., рыночная стоимость хозяйственного строения с кадастровым номером №, составляет 314 035 руб., рыночная стоимость хозяйственного строения с кадастровым номером № составляет 2 232 422 руб., рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером № составляет 5 129 439 руб., величина убытков, причиненных Правообладателю изъятием Объектов недвижимого имущества, составляет 1 870 418 руб.
Согласно данным акта осмотра участка от ДД.ММ.ГГ жилой дом с кадастровым №, площадью 100 кв.м., образован в результате улучшения жилого строения без права регистрации проживания с кадастровым номером 50:22:0060109:727, площадью 50 кв.м. При этом согласно данным выписок из ЕГРН оба строения зарегистрированы (жилое строение без права регистрации проживания, кадастровый №, площадь 50 кв.м. не было снято с учета).
В соответствии с требованиями указанного Закона и ст. 56.8 и 56.9 ЗК РФ, а также ч. 2 ст. 56.10 ЗК РФ в адрес ответчика письмом от ДД.ММ.ГГ направлен проект соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества, ответа на которое до настоящего времени не поступило.
Ответчик в судебном заседании оспаривал размер возмещения, установленный истцом и подлежащий выплате за изымаемое для государственных нужд принадлежащее ему имущество, поскольку произведенная истцом оценка несоразмерна его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.6 ст. 56.9 ЗК РФ, к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.
Согласно ч.6 ст. 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Положениями ч.2 ст. 281 ГК РФ установлено, что при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Таким образом, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора, а также устанавливает порядок ее выплаты.
В связи с несогласием ответчика с ценой, предложенной истцом, определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Судэкспо».
В соответствии с заключением судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГ, рыночная стоимость земельного участка кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, <адрес>", уч. 183, на ДД.ММ.ГГ, составляет 3 410 000 рублей; рыночная стоимость жилого дома, назначение: жилое, количество этажей: 2, том числе подземных 0, общая площадь: 100,0 кв.м, кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> <адрес>, на ДД.ММ.ГГ, составляет 5 013 000 рублей; рыночная стоимость хозяйственного строения или сооружения, назначение: нежилое, количество этажей: 1, том числе подземных 0, общая площадь: 33,0 кв.м, кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, <адрес>, на ДД.ММ.ГГ, составляет 2 009 000 рублей; рыночная стоимость хозяйственного строения или сооружения, назначение: нежилое, количество этажей: 1, том числе подземных 0, общая площадь: 24,0 кв.м, кадастровый №, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, д. Марусино, СНТГ "Долгий луг", <адрес>, на ДД.ММ.ГГ, составляет 257 000 рублей; рыночно обоснованная величина убытков, причиняемых правообладателю в связи с изъятием у него вышеуказанных объектов недвижимости на дату ДД.ММ.ГГ, для государственных нужд Московской области, составляет 2 023 000 рублей.
Суд приходит к выводу о том, что экспертом в полной мере соблюдены базовые принципы судебно-экспертной деятельности - принципы научной обоснованности, полноты, всесторонности и объективности исследований, установленные статьей 8 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГ N 73-ФЗ. При решении поставленной судом стоимостной задачи эксперт продемонстрировал компетентность в разъяснении вопросов, требующих специальных знаний. Экспертом выполнены требования статей 85, 86 ГПК РФ и статей 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 17, 25, 41 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГ N 73-ФЗ, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы в Российской Федерации, то есть регулирующих судебно-экспертную деятельность, были применены выработанные процессуальной наукой и общей теорией судебной экспертизы, апробированные судебно-экспертной практикой, рекомендации по производству судебных экспертиз. Одновременно с этим, экспертом были выполнены требования статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГ N 135-ФЗ, а также требования Федеральных стандартов оценки, устанавливающих правовые и теоретические основы оценочной деятельности, на которых базируются специальные знания эксперта при производстве судебной экспертизы по делу с целью определения рыночной стоимости объекта. Вывод в заключении эксперта сформулирован на основании надлежащего исследования объекта, необходимого для дачи заключения.
Таким образом, поскольку экспертное заключение является полным, мотивированным и не содержит противоречий, экспертом соблюдены стандарты оценки в части методологии, учтены все ценообразующие факторы, экспертиза проведена компетентным лицом, имеющим значительный стаж экспертной работы, который был предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, суд считает достоверной оценку, проведенную в рамках настоящего дела, в связи с чем, полагает возможным установить сумму возмещения за изымаемый объект в соответствии с заключением ООО «Судэкспо» в вышеуказанном размере.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые подлежат частичному удовлетворению, сумму возмещения за изымаемый объект недвижимости считает необходимым установить в соответствии с заключением ООО «Судэкспо» в размере 12712000 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка 3 410 000 рублей, рыночная стоимость жилого <адрес> 013 000 рублей, рыночная стоимость сооружения с кадастровым номером 50:22:0060109:783 - 2 009 000 рублей, рыночная стоимость сооружения с кадастровым номером 50:22:0060109:782 - 257 000 рублей, величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества 2 023 000 рублей.
На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством.
Суд считает, что с ответчика следует взыскать госпошлину в пользу бюджета городского округа Люберцы Московской области в размере 60 000,00 рублей, исходя из удовлетворенной части имущественных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление REF Дело \* MERGEFORMAT Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к Степановой Л. Г. об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд – удовлетворить частично.
Изъять у Степановой Л. Г. для государственных нужд Московской области земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под садоводство, общая площадь: 695 кв. м, кадастровый №, адрес расположения: <адрес>, <адрес> и расположенные на нем:
- здание, кадастровый №, площадью 50 кв.м.;
- сооружение, кадастровый №, площадью 24 кв.м.;
- сооружение, кадастровый №, площадью 33 кв.м.;
- жилой дом, кадастровый №, площадью 100 кв.м.
Установить, что размер возмещения с учетом величины убытков Степановой Л. Г. составляет 12712000 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 3410000 рублей, рыночная стоимость здания с кадастровым номером № составляет 0 рублей, рыночная стоимость сооружения с кадастровым номером № составляет 2009000 рублей, рыночная стоимость сооружения с кадастровым номером № составляет 257000 рублей, рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером № составляет 5013000 рублей величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества – 2023000 рублей.
Решение суда является основанием для государственной регистрации в ЕГРН прекращения права собственности Степановой Л. Г. и возникновения права собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером №, здание с кадастровым номером № площадью 50 кв.м., сооружение с кадастровым номером №, площадью 24 кв.м., сооружение с кадастровым номером № площадью 33 кв.м., жилой дом с кадастровым номером №, площадью 100 кв.м.
Взыскать с Степановой Л. Г. (паспорт № в пользу местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой при подаче иска был освобожден истец в размере 60 000,00 рублей.
Исковое заявление в остальной части – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГ
Судья А.В. Шитков