Решение по делу № 12-23/2018 от 26.01.2018

Дело №12-23/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

20 марта 2018 года                                                                                г. Канаш                                                                                           

Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Архипов В.В.рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики жалобу заместителя главы администрации-начальника отдела ЖКХ администрации города Канаш Чувашской Республики Байгулова Д.Г., на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. от 22 декабря 2017 года, которым он признан виновным всовершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы - начальник отдела ЖКХ администрации г. Канаш Чувашской Республики Байгулов Д.Г. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа вразмере 15000 рублей.

Согласно постановления о назначении административного наказания, Распоряжением администрации г.Канаш от 03.02.2017 утверждена конкурсная документация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

Извещение о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами <адрес> сформировано 04.02.2017 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, а также на официальном сайте администрации <адрес>.

03.02.2017 было подписано распоряжение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами

Согласно извещению, датой окончания приема заявок установлена - 09.03.2017, дата подведения итогов - 16.03.2017г.

Из протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 16.03.2017 единственным участником конкурса признано муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>» (далее по тексту - МУП «<данные изъяты>»).

Согласно пункту 24 части VII Конкурсной документации победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса, представляет организатору конкурса, подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств.

Победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанный им проект договора управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанные многоквартирные дома находятся в управлении МУП «<данные изъяты>» в соответствии с Договором управления многоквартирным домом от 22.03.2017.

Данный договор заключен между администрацией г. Канаш и МУП «<данные изъяты>» на основании результатов открытого конкурса на право заключения договора на управление многоквартирным домом, находящимся на территории г. Канаш, проведенного администрацией г. Канаш, отраженных в протоколе от 13.03.2017.

При этом, договор управления многоквартирными домами между администрацией г.Канаш и МУП «<данные изъяты>» заключен 22.03.2017 (на шестой день после подписания вышеуказанного протокола по отбору управляющей организации управления многоквартирными домами от 16.03.2017), что свидетельствует о сокращении организатором торгов законодательно установленного десятидневного срока до истечения которого договор не может быть заключен, что является нарушением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и нарушает права участников гражданского оборота.

Договор, заключённый ранее указанного срока, будет являться ничтожным, как не соответствующий требованиям закона (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), что подтверждается Определением ВС РФ от 02.02.2016 №309-КГ15-14384 по делу А60-28335/2014.

Таким образом, организатором торгов не соблюден 10-дневный срок заключения договора.

Кроме того, одним из требований к претендентам при проведении конкурса является отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчётный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершенный отчетный период (п.п. 5 пункта 15 «Требования к претендентам на участие в конкурсе» Информационной карты конкурса).

Согласно бухгалтерскому балансу МУП «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основные средства организации составляют <данные изъяты> руб., а размер кредиторской задолженности - <данные изъяты> что превышает 70 % балансовой стоимости активов. Следовательно, организатором торгов - администрацией г. Канаш заявка МУП «<данные изъяты>» признана победителем конкурса в нарушение подпункта 5 пункта 15 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Согласно конкурсной документации по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления многоквартирными домами №<адрес>, размер обеспечения исполнения обязательств составляет <данные изъяты> руб.

Договор страхования гражданской ответственности организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда на сумму <данные изъяты> между МУП «<данные изъяты> подписан 30.03.2017 (на десятый рабочий день после заключения договора).

При этом, в материалах отсутствует подтверждение получения администрацией г. Канаш вышеуказанного договора страхования в сроки, установленные постановлением и конкурсной документацией.

При определении победителя конкурса с нарушением требований Постановления Правительства № 75 (в частности допуска участника, не соответствующего требованиям Постановления №75) могут быть нарушены права, как организаций, которые при определенных обстоятельствах могут прийти к управлению многоквартирным домом, так и жителей обслуживаемых этой организацией домов в связи с возникновением возможности неисполнения победителем договора, заключенного по итогам конкурса.

Протокол от 28.03.2017 №2 «Рассмотрение заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», а также протокол от 30.03.2017 №3 «Конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами» подписаны заместителем главы - начальником отдела ЖКХ администрации г. Канаш Байгуловым Д.Г.

Согласно п. <данные изъяты> Должностной инструкции заместителя администрации г. Канаш по вопросам ЖКХ, утвержденной распоряжением администрации г. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ , заместитель главы администрации г. Канаш несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение, возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством о муниципальной службе, иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами РФ и ЧР, и муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы муниципальной службы, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Байгулов Д.Г. с составлением в отношении него протокола об административном правонарушении не согласился без каких-либо объяснений.

Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеевым В.В. 22 декабря 2017 года вынесено вышеуказанное постановление, которое обжаловано заместителем главы - начальником отдела ЖКХ администрации г. Канаша Чувашской Республики Байгуловым Д.Г. - должностным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на предмет его отмены и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью. Жалоба мотивирована тем, что действия администрации города Канаш при заключении с МУП «<данные изъяты>» договора по управлению многоквартирными домами <адрес> были построены на безальтернативном принципе участия, поскольку с заявкой на участие в конкурсе по вопросу определения управляющей компании была предложена единственная кандидатура - МУП "<данные изъяты>", собственникам помещений в жилом доме была предоставлена возможность определения иной управляющей компании, но она не была реализована.

Тем не менее, антимонопольным органом сделан вывод о том, что действия администрации города Канаш привели к ограничению выхода на рынок - управления многоквартирными домами хозяйствующих субъектов, оказывающих соответствующие услуги, что привело к ограничению конкуренции, а также предоставили МУП "<данные изъяты>" преимущественное право на заключение договора управления многоквартирным домом.

Принимая во внимание, что основной целью проведения конкурса является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в таком доме, бездействие самих собственников многоквартирных домов по выбору способа управления домом и управляющей компании, а также отсутствие неблагоприятных последствий от вышеуказанных действий администрации г.Канаш, автор жалобы считает, что в данном случае имеются все основания для признания оспариваемых действий администрации г.Канаш малозначительными и прекращения производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - заместитель главы администрации города Канаш Чувашской Республики Байгулов Д.Г. суду пояснил, что он в основном согласен с постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, не согласен с доводами антимонопольной службы в части того, что для участия в конкурсе допущено только одна организация. Отсутствовали желающие принимать участие в конкурсе для управления указанными многоквартирными жилыми домами. В то же время нельзя было оставить вышеуказанные многоквартирные дома без соответствующего управления. Просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

Представитель УФАС по Чувашской Республике-Чувашии, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены по основаниям, указанным в жалобе не имеется. Байгулов Д.Г., как должностное лицо, не предпринял необходимых мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства, хотя при должной степени заботливости и осмотрительности у него имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства. Оснований для признания совершенного Байгуловым Д.Г. правонарушения малозначительным не имеется, посколькуего неправомерными действиямисозданасущественная угроза охраняемым общественным отношениям,которая заключается в несоблюдении публично-правовой обязанности по соблюдению антимонопольного законодательства. Чувашским УФАС России соблюден, как порядок возбуждения дела об административном правонарушении, так и привлечения виновного лица к административной ответственности. Просит отказать Байгулову Д.Г. в удовлетворении жалобы о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 22 декабря 2017 года.

Суд, проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, приходит к следующему.             

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Субъективная сторона данного деяния характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14,9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике 27 ноября 2017 года своим решением признала действия администрации г. Канаш Чувашской Республики нарушающими пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Данное решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике обжаловано не было и вступило в законную силу, следовательно, у антимонопольного органа имелись основание и повод для возбуждения дела об административном правонарушении.

Обстоятельства, установленные решением антимонопольного органа от 27 ноября 2017 года, которым зафиксирован факт нарушения антимонопольного законодательства, являются подтверждением состава и события административного правонарушения вменяемого должностному лицу - заместителю главы - начальнику отдела ЖКХ администрации г. Канаша Чувашской Республики Байгулову Д.Г., ответственному за эти действия администрации.

Как было указано выше, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - заместитель главы - начальник отдела ЖКХ администрации г. Канаш Байгулов Д.Г. признал факт нарушения при заключении 03.04.2017 с МУП «<данные изъяты>» договора на управление многоквартирными домами <адрес> антимонопольного законодательства, при этом он считает, что эти действия администрации г.Канаш только по формальным основаниям образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, а потому к ним могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О Порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).

Согласно подпункту 5 пункта 15 Правил к претенденту на участие в конкурсе предъявляется требование об отсутствии у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В пункте 18 Правил установлено, что основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52-53.

Из решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ по делу следует, что согласно представленному в составе заявки бухгалтерскому балансу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ активы МУП «<данные изъяты>» составляют <данные изъяты>. При этом кредиторская задолженность на отчетную дату ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, что превышает установленную Правилами и конкурсной документацией величину (70%) задолженности.

Таким образом, заявка МУП «<данные изъяты>» не соответствовала требованиям Правил проведения конкурса и конкурсной документации. Тем не менее, администрация г. Канаш в лице заместителя главы - начальника отдела ЖКХ администрации города Канаш Байгулова Д.Г. не отклонила заявку МУП «<данные изъяты>», и более того, признала его победителем конкурса, тем самым нарушила порядок определения победителя конкурса.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Из данных законодательных норм следует, что в целях надлежащего рассмотрения жалобы на действия организатора торгов и соблюдения законных прав участников, установление в конкурсной документации срока заключения договора по результатам конкурса, не учитывающего закрепленной в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Таким образом, нормы в части порядка заключения договоров по итогам закупки, отраженные в конкурсной документации не должны противоречить положениям Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, а напротив, должны обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления указанного порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты прав участников торгов.

Следовательно, срок, по истечении которого с победителем торгов может быть заключен договор, должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения итогового протокола торгов в единой информационной системе.

Указанная позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384.

Таким образом, управлением обоснованно сделан вывод, что сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, а также регламентация порядка размещения информации об итогах торгов после заключения договора с победителем является нарушением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В пункте 90 Правил проведения конкурса предусмотрено, что победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств.

В случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный пунктом 90 настоящих Правил, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом (пункт 92 Правил).

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих направление МУП «<данные изъяты>» после признания его победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами организатору конкурса обеспечение исполнения обязательства в установленный законодательством срок не представлено.

Таким образом, допустив заявку МУП «<данные изъяты>», подлежащую отклонению, конкурсная комиссия администрации г. Канаш нарушила порядок определения победителя, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающего действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации г. Канаш Чувашской Республики было принято распоряжение за о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами <адрес>. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложена на заместителя главы - начальника отдела ЖКХ администрации города Канаш Байгулова Д.Г.

Следовательно, Байгулов Д.Г. является ответственным должностным лицом за совершение вышеизложенных противоречащих антимонопольному законодательству действий администрации г. Канаш.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. от 22 декабря 2017 г. о признании Байгулова Д.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 РФ, является законным и обоснованным.

Наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, в минимальном размере.

Обстоятельства, исключающие производство по делу, не установлены.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, по делу не имеется.

Доводы Байгулова Д.Г. о том, что административное правонарушение является малозначительным, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, по своему составу является формальным. Существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается в данном случае не в наступлении каких-либо последствий, а в нарушении принципов конкуренции, гарантированных Конституцией Российской Федерации и охраняемых федеральным законодательством. При таком положении отсутствие неблагоприятных последствий, на что ссылается Байгулов Д.Г. в жалобе, не свидетельствует о малозначительности правонарушения.

С учетом того, что Байгулов Д.Г. с жалобой на постановление о привлечении его к административной ответственности первоначально обратился в арбитражный суд в предусмотренный законом срок, его жалобу в Канашский районный суд, также следует признать поданной в срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14.9 ч.1, 30.7 ч.1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заместителя главы - начальника отдела ЖКХ администрации г. Канаш Чувашской Республики Байгулова Д.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Байгулова Д.Г. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения ими его копии.

Судья                                                                                                                        В.В. Архипов

12-23/2018

Категория:
Административные
Другие
Байгулов Д.Г.
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Архипов Вячеслав Васильевич
Статьи

14.9

Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
26.01.2018Материалы переданы в производство судье
29.01.2018Истребованы материалы
05.02.2018Поступили истребованные материалы
20.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее