дело №12-16/2019
РЕШЕНИЕ
27 марта 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Судья Троицко-Печорского районного суда Республики Коми Плесовская Н.В.,
при секретаре Рожковой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» ФИО3 на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 25.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада»,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 25.01.2019 № юридическое лицо ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Общества в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить.
В судебное заседание представитель Общества не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя ПАО «МРСК Северо-Запада». Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия, представив письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2018 № на территории Республики Коми с 27.04.2018 установлено начало пожароопасного сезона, который постановлением Правительства Республики Коми от 27.09.2018 № определено считать оконченным.
Установлено, что собственником ВЛ-35 кВ № «ПС «Н-Омра» - ПС «Троицк» является ПАО «МРСК Северо-Запада».
В ходе проведения планового осмотра, обследования лесного участка на основании приказа и.о.главного лесничего-руководителя ГУ «Троицко-Печорское лесничество» от 31.08.2018 №-П об утверждении плана проведения плановых осмотров на сентябрь 2018 года и плановых заданий на проведение плановых осмотров, обследований лесных участков от 21.09.2018 №Н, 43Т государственными инспекторами по охране леса Нижне-Омринского участкового лесничества и Троицко-Печорского участкового лесничества 24.09.2018 в деятельности ПАО «МРСК Северо-Запада» выявлены нарушения пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №, выразившихся в следующем: после производства работ по расчистке просеки от древесно-кустарниковой растительности в квартале 119 выдела 3,4,5 Троицко-Печорского участкового лесничества, в квартале 166 выдела 7, 8, 9, в квартале 179 выдел 2, в квартале 180 выдел 2, в квартале 200 выдел 3 Нижне-Омринского участкового лесничества, охранная зона линии электропередач ВЛ-35 кВ № «ПС «Н-Омра» - ПС «Троицк» в период пожароопасного сезона не освобождена от горючих материалов (выявлены порубочные остатки и древесные отходы).
Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08.11.2018 №, актами осмотра, обследования лесных участков от 24.09.2018 №Н, №Т, чертежами участков лесного фонда под опорами ЛЭП с указанием места лесонарушения и фототаблицами от 24.09.2018, иными письменными материалами дела.
Поскольку Обществом при использовании лесов допущено нарушение правил пожарной безопасности в лесах в квартале 119 выдела 3,4,5 Троицко-Печорского участкового лесничества, в квартале 166 выдела 7, 8, 9, в квартале 179 выдел 2, в квартале 180 выдел 2, в квартале 200 выдел 3 Нижне-Омринского участкового лесничества, выразившееся в ненадлежащем содержании просеки в охранной зоне линии электропередач ВЛ-35 кВ № «ПС «Н-Омра» - ПС «Троицк» в период пожароопасного сезона 2018 года, которую не освободили от горючих материалов, оставив порубочные остатки и древесные отходы на местах рубок, в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ходе проведения проверки в виде планового осмотра лесных участков допущено не было.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
Согласно п.1 ч.1 ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст.13.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 1).
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 2).
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ приказом Минприроды России от 31.08.2015 № утвержден Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований (далее Порядок).
Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (пункт 2 Порядка). Плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора (далее - уполномоченные органы), и утверждаются указанными должностными лицами (пункт 5 Порядка).
По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания (пункт 7 Порядка).
В соответствии с пунктом 11 Порядка в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка).
Из материалов дела следует, что плановые осмотры лесных участков на территории ГУ «Троицко-Печорское лесничество» проводились на основании приказа и.о.главного лесничего-руководителя ГУ «Троицко-Печорское лесничество» от 31.08.2018 №-П об утверждении плана проведения плановых осмотров на сентябрь 2018 года и плановых заданий на проведение плановых осмотров, обследований лесных участков от 21.09.2018 №Н, 43Т, по результатам которых составлены плановые задания с отчетом о выполнении от 21.09.2018 №Н, 43Т и акты осмотра, обследования лесных участков от 24.09.2018 №Н, №Т с указанием выявленных нарушений. По результатам обследования возбуждено дело об административном правонарушении.
Поскольку имело место проведение планового осмотра лесных участков, а не внеплановая проверка, как ошибочно полагает заявитель жалобы, уведомление Общества о проведении осмотра лесных участков и согласование мероприятия с органами прокуратуры, не требовалось.
Вопреки доводам жалобы, результаты обследования в виде актов осмотра, обследования лесных участков от 24.09.2018 №Н, №Т оформлены в полном соответствии с Порядком, являются допустимым доказательством и обоснованно приняты должностным лицом в качестве доказательства вины Общества в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы о не предоставлении административным органом доказательств наличия события правонарушения также являются несостоятельными, поскольку решение о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ принято на основании всей совокупности представленных доказательств, в т.ч. фототаблицы с изображением оставленных в лесу порубочных остатков, в связи с чем сомнений в наличии события административного правонарушения не имеется.
Ссылки Общества на ненадлежащее исполнение ООО «СМК Энергия» обязательств по заключенному 23.01.2018 договору подряда не освобождают ПАО «МРСК Северо-Запада», как собственника линий электропередач, от соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, в т.ч. от обязанности по уборке порубочных остатков. При этом согласно акту о приемке выполненных работ № от 29.06.2018 работы по расчистке трассы ВЛ-35 кВ №34 Троицко-Печорский район, выполненные подрядчиком, Обществом приняты без замечаний.
Кроме того, еще 18.07.2018 в адрес Общества направлялось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства с предложением произвести складирование древесины и уборку просек ЛЭП от порубочных остатков и других горючих материалов, которое Обществом проигнорировано.
Следовательно, юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Ссылки в жалобе на письмо Рослехоза от 12.07.2018, которым разъяснено, что порубочные остатки отнесены к неопасным отходам и могут оставаться в местах рубок, также не освобождают Общество от ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, поскольку этим же письмом доведено, что просеки, на которых находятся линии электропередач в период пожароопасного сезона должны быть очищены от пожароопасных горючих материалов растительного происхождения. Нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах имело место в период пожароопасного сезона.
Каких-либо нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение постановления, в т.ч. по доводам жалобы, не установлено. Сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истекли. Наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность. Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая санкцию части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в настоящем деле не имеется.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, на момент вынесения постановления должностным лицом установлено не было, не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении данной жалобы судом. Характер выявленных нарушений, посягающих на общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, не позволяет признать совершенное деяние малозначительным.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность вынесенного постановления, жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 25.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» оставить без изменения, жалобу представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Плесовская