ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
председательствующий судья суда первой инстанции Кулешова О.И. (дело № 2-1705/2020)
УИД 91RS0024-01-2020-001390-12
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В. (№ 33-9450/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пономаренко А.В.,
судей Галимова А.И., Белоусовой В.В.
при секретаре Даевой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ялта Республики Крым в интересах Самойловой Натальи Константиновны, ФИО1 к администрации г. Ялта Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Республики Крым, муниципальное унитарное предприятие «Ремонтно-эксплуатационная организация – 1» г. Ялта муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Совет министров Республики Крым, министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Государственная корпорация – фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 июля 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Ялта Республики Крым в интересах Самойловой Н.К., несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с указанным иском, в котором просит возложить на администрацию г. Ялта Республики Крым обязанность предоставить указанным лицам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, ссылаясь на то, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения требований жилищного законодательства администрацией г. Ялта Республики Крым было установлено, что истцы, являющиеся нанимателями указанной квартиры, проживают в жилом доме, признанным в 2007 году аварийным и подлежащим сносу.
С указанного времени администрацией г. Ялта Республики Крым не принимаются предусмотренные законом мероприятия по изъятию аварийного жилья, чем нарушаются жилищные права истцов, ставится под угрозу их жизнь и безопасность.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора г. Ялта Республики Крым в интересах Самойловой Н.К., ФИО1 удовлетворены.
На администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность предоставить Самойловой Н.К., ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, ответчик администрация г. Ялта Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решении об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указала на то, что администрация г. Ялта не наделена функциями расходования бюджетных средств на приобретение помещений в соответствии с программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Крым. Указанные функции по приобретению и предоставлению жилья осуществляет специализированное государственного казенное учреждение Республики Крым.
Ссылалась на то, что в местном бюджете не предусмотрены средства для покупки иного благоустроенного жилого помещения.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика администрации г. Ялта Республики Крым, третьих лиц департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Республики Крым, муниципального унитарного предприятия «Ремонтно-эксплуатационная организация – 1» г. Ялта муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Совета министров Республики Крым, министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Государственной корпорации – фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не явились, были извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи с чем, на основании положений ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.
Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Крупнову А.И., истца Самойлову Н.К., ее представителя Самойлова А.Л., возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным (л.д. 31).
Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года № 148 «О Региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 годах на территории Республики Крым», указанный жилой дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов (л.д. 15-16).
Согласно представленным в материалы дела документам, Самойлова Н.К., а также ее несовершеннолетний сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, общей площадью 20.2 кв.м. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 9, 10, 14, 54).
ДД.ММ.ГГГГ Самойлова Н.К. обратилась к прокурору г. Ялта с заявлением о принятии мер реагирования, ввиду проживания в многоквартирном доме являющимся аварийным, просила обратиться в суд в ее интересах с иском (л.д. 5).
Согласно материалам проверки, проведенной прокуратурой г. Ялта по заявлению истца, в частности, исходя из заключения о причинах деформаций многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнений от ДД.ММ.ГГГГ, заключения о состоянии и причинах деформации дома от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования квартиры № и решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, заключения на предмет аварийности многоквартирного дома от 2006 года, акта обследования состояния жилого дома (жилого помещения) с целью установления его несоответствия санитарным и техническим требованиям и признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что многоквартирный дом №, расположенный по <адрес>, признан аварийным, грозящим обвалом и подлежащим сносу (л.д. 11-13, 31-48).
До настоящего времени Самойловой Н.К.и ФИО1 взамен занимаемого помещения в аварийном доме, подлежащем сносу, иное равнозначное помещение не предоставлено, что не оспаривается сторонами.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный жилой дом № по <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, до настоящего времени жилое помещение взамен непригодного не представлено, проживание в нем создает угрозу для жизни и здоровья, в связи с чем, пришел к выводу о том, что истец Самойлова Н.К., а также ее несовершеннолетний сын ФИО1 подлежат обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, совокупности содержащихся в деле доказательств, правильными, в силу следующего.
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
На основании ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в п. 37 постановления Пленума №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что многоквартирный жилой дом № по <адрес> имел признаки аварийности с 1990 года, признан аварийным в 2007 году, в настоящее время включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 годах на территории Республики Крым, принимая во внимание создание угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в таком доме, выводы суда первой инстанции о возложении на администрацию г. Ялта Республики Крым обязанности предоставить Самойловой Н.К.и ФИО1 иное жилое помещение взамен занимаемого являются правильными, а решение законным и обоснованными.
Ссылка в жалобе на то, что при принятии решения суд не учел, что в местном бюджете не предусмотрены средства для приобретения другого благоустроенного жилого помещения, не может быть признана состоятельной и может ставить в зависимость право гражданина на безопасное жилье.
Указания апеллянта на то, что администрация г. Ялта Республики Крым не наделена функциями расходования бюджетных средств на приобретение помещений в соответствии с программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Крым, подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 14 ЖК РФ обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения возложена на органы местного самоуправления, в структуру которых входит администрация г. Ялта Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат.
Несогласие апеллянта с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Вместе с тем, принимая во внимание положений ст. 86-88 ЖК РФ, которыми предусмотрено, что другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции, добавив в резолютивную часть решения суда указание на предоставление жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта города Ялта Республики Крым.
Кроме того, принимая во внимание, что срок переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в силу п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определен Региональной программой, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года №148, установление иного срока предоставления ответчиком благоустроенного жилого помещения противоречит нормам действующего законодательства.
В связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание суда на срок предоставления жилого помещения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 июля 2020 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части в следующей редакции:
«Обязать администрацию города Ялта Республики Крым предоставить Самойловой Наталье Константиновне, ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес> Республики Крым, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>».
В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 июля 2020 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья:
Судьи: