Решение по делу № 33а-2674/2019 от 21.06.2019

Судья Картавых М.Н.

№ 33а-2674/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2019 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Зубревой Л.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что (.....) между Зубревой Л.А. и жилищным кооперативом «Новый Сайнаволок» было заключено соглашение об участии в строительстве малоэтажного жилого комплекса «Новый Сайнаволок». В связи с тем, что застройщик не исполнил принятые на себя обязательства по договору, Зубрева Л.А. обратилась в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – министерство) с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Решением от (.....) министерство отказало во включении Зубревой Л.А. в названный реестр, мотивировав свой отказ несоответствием административного истца установленным критериям и непредставлением необходимых документов. Данное решение административный истец просила признать незаконным, полагая, что на возникшие между ней и застройщиком правоотношения распространяются положения Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Решением суда заявленные требования удовлетворены, отказ министерства признан незаконным, на министерство возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу включить Зубреву Л.А. в реестр. С административного ответчика в пользу административного истца взысканы судебные издержки 300 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что для принятия решения о включении гражданина в реестр пострадавших граждан необходимо предоставить копию договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения. Административным истцом при обращении в министерство к заявлению была приложена копия соглашения о паевом взносе, которое не является договором участия в долевом строительстве и не соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ. В соглашении отсутствует обязательное условие, предусмотренное ч. 4 ст. 4 названного закона, о способах обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору, в связи с чем договор считается незаключенным. Данный договор не прошел государственную регистрацию. Административный истец не может считаться участником долевого строительства, она не соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших. Законодательство о защите прав потребителей распространяется на правоотношения, урегулированные Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ, только в части выплаты штрафа и компенсации морального вреда.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из дела следует, что (.....) между административным истцом и жилищным кооперативом «Новый Сайнаволок» было заключено соглашение, по условиям которого жилищ­ный кооператив принимал от истца денежные средства в размере (...). (при условии их выплаты до (.....)) для строительства жилого объекта - однокомнатной квартиры на втором этаже жилого дома со строительным номером (...) (проект (...)) по строительному адресу: (...) Срок окончания строительства был определен соглашением как (...)., дополнительным соглашением от (.....) срок окончания строительства изменен на (...) Обязательства по внесению денежных средств было исполнено административным истцом в полном объеме.

Заочным решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04мая 2018 г. установлено, что между жилищным кооперативом «Новый Сайнаволок» и ООО «Инвестиционная компания «Комфортный дом» был заключен договор на строительство дома. В установленный срок дом введен в эксплуатацию не был, квартира административному истцу передана не была. К возникшим правоотношениям судом были применены положения Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ и законодательства о защите прав потребителей, с ООО «Инвестиционная компания «Комфортный дом» в пользу Зубревой Л.А. были взысканы неустойка, предусмотренная ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, в размере (...) и штраф по п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» в размере (...).

(.....) Зубрева Л.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Изучив представленные Зубревой Л.А. документы, административный ответчик принял решение, оформленное протоколом заседания комиссии от (.....) (.....), о несоответствии административного истца Критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденным приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр, непредставлении ею необходимых документов и об отказе во включении ее в реестр.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

В целях реализации приведенных законоположений приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 № 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

Подпунктами 1, 2 п. 2 Критериев предусмотрено, что критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, являются неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строи­тельстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ, в тече­ние более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последо­вательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (за исклю­чением введенных в эксплуатацию многоквартирных домов; не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которо­го осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создавае­мого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственно­сти застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ; не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создавае­мого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строи­тельства на нем данного дома), а также привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответ­ствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

Соглашение, заключенное между административным истцом и жилищным кооперативом «Новый Сайнаволок», действительно не отвечает формальным требованиям, предъявляемым ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.

Однако в п. 1 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возни­кающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2017, разъяснено, что суду независимо от наименования договора следует установить его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон. Если установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, в действительности имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения этого закона, в том числе предусмотренные им меры ответственности.

Установлено и не оспаривается административным ответчиком то обстоятельство, что во исполнение соглашения от (.....) административный истец передала своему контрагенту, являющемуся жилищным кооперативом, денежные средства в объеме, предусмотренном соглашением, в целях строительства жилого помещения в многоквартирном жилом доме.

Вне зависимости от наименования соглашения и отсутствия у него государственной регистрации на данное соглашение распро­страняются положения Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, что установлено вступившим в законную силу заочным решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 мая 2018 г. по гражданскому делу № 2-2898/2018.

В этой связи вывод административного ответчика о несоответствии Зубревой Л.А. критериям, необходимым для включения в реестр, не основан на законе.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в заключенном соглашении отсутствует обязательное условие о способах обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору, соглашение не прошло государственную регистрацию, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали сведения о деятельности данного застройщика, не могут повлечь за собой отмену решения суда, поскольку из представленных доказательств следует, что предметом соглашения является привлечение денежных средств гражданина для возникновения у него права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств не был введен в эксплуатацию.

По изложенным мотивам суд первой инстанции постановил правильное решение об удовлетворении административного искового заявления и возложении на административного ответчика обязанности включить Зубреву Л.А. в реестр.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 апреля 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-2674/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубрева Людмила Алексеевна
Зубрева Л.А.
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
Другие
Пронин А.В.
ЖК "Новый Сайнаволок"
Администрация Петрозаводского городского округа
ООО "Инвестиционная компания "Комфортный дом"
Пронин Алексей Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
24.06.2019[Адм.] Передача дела судье
25.07.2019[Адм.] Судебное заседание
17.08.2020Передача дела судье
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
25.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее