Решение по делу № 2а-1884/2018 от 14.02.2018

Дело №2а-1884/2018

(УИД 24RS0017-01-2018-001048-45)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2018 года      г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи И.Г. Медведева, при секретаре К.С. Зуевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Середкина А. В. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 ГУФСИН России по Красноярскому краю» о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, оспаривании постановления о привлечении к дисциплинарной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Середкин А.В. обратился в суд к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, оспаривании постановления о привлечении к дисциплинарной ответственности, ссылаясь на следующие обстоятельства. В период с 07.01.2015 года по 18.02.2018 года административный истец содержался в СИЗО-1, где неоднократно без видимых на то причин переводился из одной камеры в другую. При этом условия его содержания в камерах СИЗО были ненадлежащими, не соответствующими действующему законодательству в части нарушения норм жилой площади на одного осужденного, отсутствия необходимых санитарно-гигиенических условий и должного материально-бытового обеспечения, а также надлежащего оказания медицинской помощи. Так, в камерах СИЗО и , где содержался административный истец, было установлено 4 спальных места, при том, что площадь данных камер составляла 11 кв.м, в результате чего на одного человека приходилось менее 4 кв.м жилой площади, свободно передвигаться в этих помещениях было невозможно, отсутствовало нормальное освещение, горячая вода и водонагревательные приборы; велось круглосуточное видеонаблюдение, что, несомненно, является вторжением в частную жизнь истца. Кроме того, в указанный период сотрудниками указанного учреждения к Середкину А.В. предъявлялись незаконные и необоснованные требования, запрещающие в дневное время лежать на спальном месте, а также класть на него личные вещи, иметь при себе более одной сумки для личных вещей, а также обязывающие выходить из камеры при проведении утренней и вечерней проверок, отгибать матрас и выдвигать сумки с личными вещами, называть помимо фамилии, имени и отчества иные данные.

Помимо этого 26.01.2018 года администрацией ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю на Середкина А.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение правил внутреннего распорядка, выразившегося в том, что 18.01.2018 года он до 05 час. 48 мин. не осуществлял «подъем» и заправку спального места по установленному образцу. С наложенным взысканием административный истец не согласен, поскольку правил внутреннего распорядка не нарушал, команды «подъем» не слышал, при этом, его несвоевременное пробуждение было вызвано действиями самих сотрудников учреждения, которые в ночь с 17.01.2018 года на 18.01.2018 года неоднократно заходили в камеру, в результате чего истец был вынужден постоянно просыпаться.

С учетом изложенного Середкин А.В. просит признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в необоснованном переводе административного истца из одной камеры в другую; в ненадлежащих условиях содержания в условиях СИЗО; осуществлении за ним постоянного видеонаблюдения; предъявлении незаконных требований, запрещающих подозреваемым и обвиняемым в дневное время лежать на спальных местах, а также класть на них личные вещи, иметь при себе более одной сумки для личных вещей, а также обязывающих выходить из камеры, при проведении утренней и вечерней проверок отгибать матрас и выдвигать сумки с личными вещами, называть помимо фамилии, имени и отчества иные данные. Кроме того просит признать незаконным постановление начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 26.01.2018 года о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Административный истец Середкин А.В., отбывающий наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, извещался о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о своем личном участии в рассмотрении дела, либо с использованием системы видеоконференцсвязи не ходатайствовал.

При этом ему разъяснялось, в том числе, право довести свою позицию по делу до сведения суда посредством направления письменных обращений, а также путем допуска к участию в деле своего представителя. В своем административном исковом заявлении и дополнениях к нему Середкин А.В. просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушения административным ответчиком его прав.

Необходимости личного участия самого Середкина А.В. в рассмотрении административного дела суд не усматривает, поскольку все доводы заявителя подробно изложены в его административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях, имеющихся в материалах дела. Учитывая характер спора и значение личных объяснений Середкина А.В. для рассмотрения данного административного дела, а также возможность участия в деле его представителя, суд полагает возможным рассмотреть административный иск без личного участия административного истца в судебном заседании.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Плюхина Э.В. (доверенность в деле) в зал суда также не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В ранее поданных возражениях на исковое заявление представитель административного ответчика просила отказать в удовлетворении требований Середкина А.В., ссылаясь на то, что оспариваемые административным истцом действия и решения администрации СИЗО-1 в полном объеме соответствуют требованиям закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; каких-либо нарушений прав административного истца сотрудниками указанного учреждения в спорный период времени допущено не было.

Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела и иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п.8,9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, административный истец Середкин А.В. осужденный приговором суда за совершение преступления, в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в условиях ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области.

Из справки ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю следует, что Середкин А.В. был арестован 07.01.2015 года и содержался в указанном учреждении до 18.02.2018 года, после чего убыл в ИК 272/3 ГУФСИН России по Иркутской области для отбывания назначенного ему приговором суда наказания.

Административный истец Середкин А.В. в доводах своего административного иска указал, что в спорный период времени условия его содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в частности в камерах и , якобы, были ненадлежащими, не соответствующими действующему законодательству в части нарушения норм жилой площади на одного осужденного, отсутствия необходимых санитарно-гигиенических условий и должного материально-бытового обеспечения.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. До сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости, позволяя им читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях, или же при помощи любых других средств, допускаемых и контролируемых органами администрации.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Согласно ст. 15 данного Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Во исполнение статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, Министерство юстиции Российской Федерации 14 октября 2005 приказом N 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

На основании ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Так подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин); все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В силу ст. 24 указанного Федерального закона, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно справкам ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 66), камера (где в периоды с 18.02.2016 года по 18.02.2016 года, с 01.02.2017 года по 15.03.2017 года, с 12.01.2018 года по 18.02.2018 года) содержался административный истец, расположена на 2-м этаже кирпичного режимного корпуса ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю; общая площадь данной камеры составляет 16,2 кв.м, полы – деревянные; камера оборудована двумя двухъярусными кроватями (4 спальных места), таким образом, на одного человека приходится 4.05 кв.м жилой площади.

Камера (где Середкин А.В. содержался в период с 17.08.2017 года по 12.01.2018 года) также расположена на 2-ом этаже кирпичного режимного корпуса ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю; общая площадь данной камеры 16,1 кв.м, полы – деревянные; камера оборудована двумя двухъярусными кроватями (4 спальных места) таким образом, на одного человека приходится 4.025 кв.м жилой площади.

При этом названные камеры оснащены естественным освещением (один оконный проем, размером 1.2 м по высоте и 0.9 м по ширине, расположенный под потолком в каждой камере), а также имеется искусственное освещение (не менее 100 Лк): один светильник с двумя лампами, мощностью 36 Вт каждая и светильник ночного освещения с лампой накаливания мощностью 40 Вт, при этом лица, содержащиеся в камере, имеют возможность открывать окно самостоятельно.

Также спорные камеры оборудованы полкой для туалетных принадлежностей, тумбой, баком для питьевой воды, вешалкой для верхней одежды, столом и скамейками на 4 человек, радиодинамиком, урной для мусора, розеткой для подключения бытовых приборов, раковиной, краном с холодной водой для умывания. Санитарный узел в камерах отгорожен от жилой зоны перегородкой высотой 3м, изготовленной из кирпича до потолка, имеет искусственное освещение (светильник с лампой накаливания мощностью 60 Вт) и вытяжную вентиляцию. Санитарный узел оснащен открывающейся дверью.

Камеры имеют центральное отопление, подключенное к городской сети г. Красноярска, радиаторы системы отопления в исправном состоянии, температурный режим поддерживается на уровне 21-23 градусов Цельсия. В спорных помещениях имеется центральное водоснабжение (холодная вода), подключенное к городской сети г. Красноярска, они оснащены приточно-вытяжной и естественной вентиляцией.

Таким образом жилая площадь камер, в которых находился административный истец в период содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, соответствовала установленной норме жилой площади в расчете на одного человека и составляла более 4 кв.м; данные камеры были оборудованы всем необходимым для содержания подозреваемых и обвиняемых, условия содержания в них соответствуют санитарным и иным требованиям; фактов переполненности камер и в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю за исследуемый период установлено не было, доказательств обратного административным истцом в нарушение положений ст. 62 КАС РФ не представлено.

При таких обстоятельствах, судом не установлено фактов нарушений действующего законодательства в действиях администрации СИЗО-1 по условиям содержания административного истца в камерах и в период с 07.01.2015 года по 18.02.2018 года; незаконного бездействия ими также допущено не было, препятствия административному истцу в осуществлении его прав не созданы, в связи с чем, суд признает требования Середкина А.В. в указанной части необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Доводы административного истца об отсутствии в период его содержания в СИЗО-1 надлежащего медицинского контроля за состоянием его здоровья также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются представленными в материалы дела документами, в том числе - медицинской справкой МЧ-3 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России от 03.05.2018 года (л.д. 78) из которой следует, что по прибытию в СИЗО-1 Середкин А.В. прошел полный медицинский осмотр, в дальнейшем лечение ему предоставлялось по мере необходимости; обстоятельств, свидетельствующих о нарушении права административного истца на своевременное получение качественной и квалифицированной медицинской помощи врачами-специалистами, по делу не усматривается; доказательств обратного стороной административного истца не предоставлено.

Доводы административного истца о том, что в период с января 2015 года по февраль 2018 года он неоднократно незаконно переводился из одной камеры в другую, суд также находит необоснованными, по следующим причинам.

Согласно пункту 1 статьи 32 и пунктам 1 и 2 статьи 33 подозреваемые, обвиняемые и осужденные содержатся в соответствии с требованиями раздельного размещения. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Кроме того, подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, содержатся отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.

В силу пункта 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189) размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим.

Перевод подозреваемых и обвиняемых из одной камеры в другую допускается в следующих случаях: а) необходимости обеспечения соблюдения требований раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, предусмотренных статьей 33 Федерального закона, либо при изменении плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных; б) необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого, обвиняемого или осужденного либо других подозреваемых, обвиняемых или осужденных; в) необходимости оказания медицинской помощи подозреваемому, обвиняемому или осужденному в условиях стационара; г) наличия достоверной информации о готовящемся преступлении либо ином правонарушении.

Действующее законодательство не содержит положений о необходимости постоянного содержания находящихся в СИЗО лиц только в одной и той же камере.

Таким образом принимая во внимание, что административный истец обвинялся в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, администрация ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю на законных основаниях принимала меры, направленные на соблюдение требований вышеуказанного Федерального закона, Инструкции, в целях раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых, а также для обеспечения безопасности самого Середкина А.В.

Доводы административного истца о незаконном установлении за ним постоянного видеонаблюдения, в связи с чем, он испытывал психологическое давление и дискомфорт, судом также отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно части первой статьи 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.

Более того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в определениях от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 20 марта 2008 года N 162-О-О, от 23 марта 2010 года N 369-О-О, от 19 октября 2010 года N 1393-О-О и от 23 апреля 2013 года N 688-О, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно части первой статьи 83 УИК Российской Федерации администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Как Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (статья 34), так и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 83) предоставляют администрации исправительного учреждения право использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Осуществление надзора и контроля с использованием технических средств для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных установлены законом.

Так же приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление), которое действует в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2013 N 94, согласно п. 4 раздела 30 жилые и коммунально-бытовые объекты оборудуются средствами видеонаблюдения.

Таким образом, администрация ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю правомерно вела видеонаблюдение за лицами, содержащимися под стражей, данные действия не противоречат закону и не могут быть признаны нарушающими права осужденных. Такое ограничение конституционных прав истца является допустимым и оправданным в целях осуществления контроля за соблюдением режима отбывания лишения свободы, личной безопасности осужденных и персонала учреждения, позволяет в значительной степени снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных, повысить эффективность постоянного надзора за ними, поэтому не может рассматриваться как нарушающее или ограничивающее права административного истца.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным постановления о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые обязаны, в частности, соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 1, 3 Приложения №1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года N 189, согласно которым подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей.

В силу п. 4 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189 лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1).

Приложением N 4 к названным Правилам установлен примерный распорядок дня подозреваемых и обвиняемых. Как следует из примечания к указанному приложению, распорядок дня составляется в каждом СИЗО исходя из его наполняемости, местных условий, продолжительности светового дня, времени года и других обстоятельств.

Из материалов дела следует, что начальником ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю утвержден распорядок дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в названном учреждении (л.д. 89), согласно которому подъем осуществляется в 05 час. 30 мин. после чего лица, содержащиеся под стражей обязаны встать со своих спальных мест и до 05 час. 40 мин. заправить их в соответствии с образцом.

На основании ст. 38 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.

Порядок применения мер взыскания урегулирован в статье 39 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Статьей 39 вышеназванного Закона предусмотрено, что взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания. Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.

До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт. Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме. Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.

Из анализа вышеуказанных положений закона следует, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

На сотрудников мест содержания под стражей возложена обязанность по поддержанию режима, обеспечивающего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей в условиях изоляции.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 26.01.2018 года к Середкину А.В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д. 86).

Согласно данному постановлению 18.01.2018 года обвиняемый Середкин А.В. находясь в камере в 05 час. 48 мин. не осуществлял «подъем» и заправку спального места согласно установленного образца. Тем самым Середкин А.В. нарушил требования п. 1 приложения 1 приказа МЮ РФ №189 от 14.10.2005г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», требования п. 1 ст. 36 Федерального закона от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также требования приложений №1 и №2 приказа начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю №130 от 06.06.2017 года.

Как следует из рапорта оператора СОТ ФИО 1, адресованного начальнику СИЗО-1 от 18.01.2018 года (л.д. 82), 18.01.2018 года в 05 час. 30 мин. в соответствии с распорядком дня была дана команда «подъем», однако Середкин А.В., содержащийся в камере по состоянию на 05 час. 48 мин. не осуществил подъем и заправку спального места согласно установленного образца; на замечания по дуплексной связи отреагировал не сразу.

Из рапорта младшего инспектора дежурного смены ФИО 2 от 18.01.2018 года следует, что 18.01.2018 года ФИО 2 при несении службы на внутреннем посту при очередном обходе камер в 05 час. 30 мин. была объявлена команда «подъем» путем громкоговорящей связи, постукивания в камерные двери и переключения ночного освещения на дневное. В 05 час. 48 мин. от оператора СВН поступил сигнал о том, что обвиняемый Середкин А.В., содержащийся в камере не выполнил команду «подъем» и заправку спального места согласно установленного образца, находился на спальном месте и спал. В 05 час. 49 мин. совершая обход камер ФИО 2 подошел к двери камеры , где через смотровой глазок увидел, как Середкин А.В. уже встав со спального места начал заправлять его (л.д. 86).

Согласно акту комиссии инспекторов ОВР ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5 от 24.01.2018 года (л.д. 91), 24.01.2018 года были просмотрены архивные видеозаписи с камеры видеонаблюдения, установленной в камере , а также с камеры видеонаблюдения, установленной в коридоре внутреннего поста (по поступившим рапортам от 18.01.2018 года за период времени с 05 час. 30 мин. до 05 час. 50 мин.) в результате чего установлено, как в 05 час. 30 мин. сотрудник дежурный на посту у камер подходит к двери камеры , после чего в камере включается дневное освещение. В этот момент в камере находится два человека - обвиняемый Середкин А.В. и его сокамерник. В 05 час. 31 мин. сокамерник Середкина А.В. встает, идет в санузел, выходит из санузла, начинает одеваться, умываться и заправлять свое спальное место. Середкин А.В. в этот момент находится на спальном месте (лежит на подушке, укрытый одеялом) до 05 час. 48 мин. Только в 05 час. 49 мин. обвиняемый Середкин А.В. встает со спального места и начинает его заправлять.

В своих письменных объяснениях от 24.01.2018 года Середкин А.В. указал, что допущенное нарушение могло возникнуть по причине того, что он не услышал команду «подъем» либо по иным причинам, никакого прямого умысла на нарушение Правил внутреннего распорядка он не имел. Каких-либо замечаний ему относительно данного инцидента никто не делал (л.д. 88).

Аналогичные пояснения были даны Середкиным А.В. на заседании дисциплинарной комиссии 26.01.2018 года, что подтверждается протоколом от 26.01.2018 года (л.д. 37-38).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что процедура применения к Середкину А.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора соблюдена, мера взыскания соответствует тяжести и характеру нарушения, при ее принятии учитывались обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение, наличие в 2016-2017гг. двух дисциплинарных взысканий в виде выговора за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка.

При этом в судебном заседании с достоверностью установлен факт нарушения административным истцом Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, а также вина Середкина А.В. в его нарушении, что подтверждается совокупностью исследованных доказательств.

С учетом изложенного, суд не усматривает фактов нарушения прав административного истца при привлечении его к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 38-40 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в связи с чем, оснований для удовлетворения требований Середкина А.В. в указанной части также не имеется.

Доводы административного истца о незаконности требований сотрудников ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, запрещающих подозреваемым и обвиняемым в дневное время лежать на спальных местах, а также складывать на них свои личные вещи суд также находит необоснованными в силу следующего.

Согласно п. 1 Приложения N 1 Правил от 14.10.2005 N 189 подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до отбоя.

Приказами начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю №130 от 06.06.2017 года установлен единый образец для заправки постели подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО-1 г. Красноярска. Ранее образцы заправки постели утверждались приказами начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю №182 от 28.10.2013 года, №196 от 21.10.2015 года.

Данные приказы размещаются на досках информации, расположенных на постах, в камерах и стендах информации в отряде по хозяйственному обслуживанию. Кроме того, образец заправки вывешивается в каждой камере учреждения для всеобщего обозрения, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, если подозреваемый или обвиняемый ложится либо ставит свои личные вещи на спальное место, он тем самым нарушает целостность заправки спального места, а, следовательно, требования администрации исправительного учреждения о запрете подобных действий являются правомерными, направленными на выполнение лицами, содержащихся под стражей требований Правил внутреннего трудового распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Оснований для признания незаконными требований администрации СИЗО-1 о запрете иметь подозреваемому, обвиняемому при себе более одной сумки для вещей у суда также не имеется, поскольку Правилами внутреннего трудового распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы прямо предусмотрено что подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе не более одного вещевого мешка или сумки.

В остальной части изложенные в административном исковом заявлении Середкина А.В. доводы также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств и основаны на неправильном толковании административным истцом требований действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 175-180, 226 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Середкина А. В. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 ГУФСИН России по Красноярскому краю» о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, оспаривании постановления о привлечении к дисциплинарной ответственности, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 02 ноября 2018 года.

Судья И.Г. Медведев

2а-1884/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Середкин Антон Вениаминович
Середкин А.В.
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
14.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.03.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
09.07.2018[Адм.] Судебное заседание
11.09.2018[Адм.] Судебное заседание
26.10.2018[Адм.] Судебное заседание
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее