Решение
Именем Российской Федерации
18 мая 2015 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Иванова Д.М., при секретаре Пушкаревой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1016/2015 по иску Казанцева В. В.ча к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда,
Установил:
Казанцев В.В. обратился в суд с указанным иском к Министерству финансов РФ, ссылаясь на то, что в период 17-18 февраля 2009г. он содержался под стражей в ИВС по ОВД по Калманскому району Алтайского края в условиях не соответствующих требованиям законодательства, а именно: в камере отсутствовал санитарный узел, раковина, кран с водой, прогулочный дворик, деревянный настил, стол, стулья, вентиляция, душ, на стенах нанесена штукатурка. Он не был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельным бельем, предметами личной гигиены, в камере не имелось достаточного освещения, отсутствовал доступ солнечного света, в камере рассчитанной на 4 человек содержалось 6 человек, санитарная площадь составляла менее 4 кв.м помещения на одного человека.
Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Казанцев В.В. о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по месту его содержания.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ, представитель третьего лица МО МВД России «Топчихинский», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" и ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30.08.1955 г.) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу ст. 15 указанного Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании ст. 23 этого же Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утверждены приказом МВД Российской Федерации N 950 от 22.11.2005г.
Положениями п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года установлено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В судебном заседании установлено, что Казанцев В.В. содержался в ИВС ОВД по Калманскому району с 17 по 18 февраля 2009г.
Согласно техническому паспорту ИВС все камеры оборудованы спальными местами, рассчитаны на содержание 12 человек, имеют общую площадь 48 кв.м, что обеспечивает санитарную площадь на одного человека в размере 4 кв.м, в камерах имеются окна для доступа свежего воздуха и естественного света, ИВС оборудован прогулочным двориком.
В виду отсутствия центральной канализационной системы, вывод спецконтингента в туалет производился при утренних и вечерних санитарно-гигиенических мероприятиях.
В соответствии с п. 8.1.1 Сан ПиН 2.1.22645-10 в неканализированных местностях устройство неканализированных уборных допускается.
Для отправления естественных надобностей в камерах были установлены биотуалеты, которыми подозреваемые и обвиняемые могли пользоваться с течение дня и в ночное время, место, отведенное под биотуалет, было отгорожены об общего помещения перегородкой с соблюдением приватности, дезинфекция осуществлялась дежурным по камере, необходимые средства для дезинфекции выдавались.
Спальные принадлежности, средства гигиены в ИВС имелись в наличии в объеме, соответствующем требованиям законодательства.
В период нахождения в ИВС Казанцев В.В. с жалобами на условия содержания не обращался, в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц ИВС незаконным не признавались.
Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение вреда, за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшим вредом, а также его размер.
Казанцев В.В. обращается в суд с настоящим иском по истечении более 5 лет после событий, с которыми он связывает нарушение своих прав, при этом каких-либо достоверных и бесспорных доказательств, подтверждающих изложенные в исковом заявлении доводы в нарушении ст. 56 ГПК РФ, суду не представляет, при этом нормативный срок хранения информации о фактическом наполнении камер, материальном обеспечении, условиях содержания истек.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку представленными по делу доказательствами не подтверждается, что материально-бытовое обеспечение истца с соблюдением основных санитарных и гигиенических требований в период нахождения в изоляторе временного содержания менее одних суток не соответствовало требованиям действующего законодательства и повлекло нарушение личных неимущественных прав истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Казанцева В. В.ча к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Тверской районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: