Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-1635/2023 (33-9391/2023)
УИД № 77RS0002-02-2023-000771-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Жуковской С.В., Костенко Е.Л.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 23 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе филиала ОАО «РЖД» Северная железная дорога на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2023 г., которым иск Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворен;
обязано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного металлического моста длиной 610,9 м через реку ... и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры;
взыскана с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения прокурора Шустова Б.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» и, изменив основания иска, просил возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного металлического моста ... и утверждение в установленном порядке ее результатов.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму на категорированных объектах транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) выявлены нарушения в деятельности Дистанции инженерных сооружений – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» в виде не обеспечения проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ – железнодорожного металлического моста длиной ... и утверждение в установленном порядке ее результатов.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» иск не признал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу Воркутинская транспортная прокуратура просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагал решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО «РЖД» является собственником железнодорожного металлического моста длиной ... который включен Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр категорированных объектов за номером <Номер обезличен> с присвоением указанному объекту транспортной инфраструктуры первой категории.
25 июля 2022 года Управление транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) уведомило ОАО «РЖД» об изменении сведений об объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (ОТИ) и/или ранее присвоенной категории по транспортной безопасности в соответствии с приложением, о чем в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) внесены соответствующие изменения Решением Росжелдора от 22 июля 2022 года.
Согласно списку ОТИ, включенных в Реестр ОТИ и ТС (Раздел 1), с указанием измененных (новых) наименований и/или пересмотренной (новой) категории по транспортной безопасности (Приложение к Уведомлению об изменении сведений об ОТИ (Раздел 1) от <Дата обезличена>), объекту транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта с реестровым номером <Номер обезличен> наименование: металлический мост (длина 610,9 м) через реку ... изменено наименование на: железнодорожный металлический мост (длина 610,9 м) через реку ...
28 ноября 2022 года Воркутинской транспортной прокуратурой начальнику Северной дирекции - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений по не проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
По результатам рассмотрения представления ответчиком сообщено о намерении заключить договор со специализированной организацией в сфере транспортной безопасности – АО «НИИАС» в целях проведения дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени дополнительная оценка уязвимости объекта - железнодорожного металлического моста длиной ... не проведена.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пп. «с» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1633, исходил из того, что ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости транспортной инфраструктуры - железнодорожного металлического моста длиной ....
Вывод суда первой инстанции основан на нормах материального и процессуального права и соответствует обстоятельствам дела.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно подп. «с» п. 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1633, на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу закона на ОАО «РЖД» возложена обязанность только обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости со ссылкой на наличие заключенного 30 марта 2023 года договора с АО «НИИАС» на оказание услуг по проведению оценки (дополнительной оценки), не влекут отмену решения суда, поскольку утвержденные в установленном порядке результаты дополнительной оценки суду не представлены.
Само по себе заключение договора со специализированной организацией не является гарантией устранения выявленных Воркутинской транспортной прокуратурой в отношении ОАО «РЖД» нарушений требований законодательства о транспортной безопасности и противодействия терроризму.
Под обеспечением в данном случае следует понимать не только заключение соответствующего договора, но и достижение результата - выполнения п. 5 Требований постановления Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1633.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ОАО «Российский железные дороги» Северная железная дорога - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 24 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи